Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ООО Фирма "Стройдормашсервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ИМНС России N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 15.12.02 N 1342, обязании налоговой инспекции произвести перерасчет излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы и зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 79 101 рубль в счет предстоящих налоговых платежей (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 1 апреля 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что коэффициент является элементом ставки земельного налога, отражающего экономическую составляющую земельного налога. Суммы земельного налога, рассчитанного налоговой инспекцией с применением повышающих коэффициентов, вошли в доходную часть бюджета г. Краснодара, поэтому требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года решение суда от 1 апреля 2003 года отменено, решение налоговой инспекции от 15.12.02 N 1342 признано недействительным, суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет 79 101 рубля излишне уплаченного заявителем земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу, в части требований об обязании налоговой инспекции произвести перерасчет излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 года производство по делу прекращено. Заявителю выдана справка на возврат госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что устанавливаемый нормами бюджетного права коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю, поскольку не является составной частью последней. Действие федеральных законов о федеральном бюджете направлено на формирование доходов и расходов в конкретном календарном году и прекращается с принятием очередного закона о бюджете, поэтому налогоплательщик не должен был при расчете земельного налога за текущий год присоединять к коэффициенту текущего года коэффициенты к ставкам земельного налога, введенные в предыдущих годах.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года, в которой просит указанный судебный акт отменить. При этом налоговая инспекция считает, что коэффициент к ставкам земельного налога отражает экономическую составляющую налога на соответствующий год, поэтому при исчислении налога на землю должен учитываться и коэффициент предыдущего года, как необходимый элемент ставки земельного налога.
ООО Фирма "Стройдормашсервис" не представлен отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО Фирма "Стройдормашсервис" в судебном заседании просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.02.03 ООО Фирма "Стройдормашсервис" были поданы уточненные налоговые декларации по земельному налогу за период 1999 - 2001 годы, за три квартала 2002 года, согласно которым уменьшен земельный налог за 2000 год на 30 690 рублей, 2001 год - 35 717 рублей, 2002 год - 70 378 рублей, всего на 136 785 рублей. Корректировка сумм налога произведена в связи с несоответствием применяемых коэффициентов к ставкам земельного налога, поскольку указанные коэффициенты действуют в конкретно-определенном финансовом году, а законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика при расчете земельного налога, подлежащего уплате в конкретном году, последовательно присоединять к коэффициенту текущего года коэффициенты к ставкам земельного налога, введенные в предыдущих годах.
По налоговой декларации за 2002 год начислено 120 648 рублей земельного налога, из них оплачено 63 000 рублей налога. Всего налогоплательщиком уменьшено (уплачено) 199 785 рублей налога за период 2000-2002 г.
По заявлению налогоплательщика по состоянию на 19.11.02 переплата по земельному налогу составила 79 137 рублей.
В порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка уточненных налоговых деклараций заявителя, по результатам которой принято решение от 15.12.02 N 1342 о доначислении 1 118 рублей 60 копеек пени по земельному налогу за 2000 год, 30 690 рублей недоимки и 747 рублей 40 копеек пени по земельному налогу за 2001 год, 95 513 рублей недоимки и 4 305 рублей 31 копейки пени по налогу за 2002 год. Данным решением налогоплательщик также привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 11 529 рублей 60 копеек штрафа.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения налогового органа от 15.12.02 N 1342, суд исходил из того, что в налоговом законодательстве отсутствует определение коэффициента, как составного элемента налоговой ставки.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14) установлен коэффициент 2 к ставке земельного налога.
Аналогичные нормы предусмотрены соответствующими федеральными законами об индексации ставок земельного налога на соответствующий год.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а значит и его ставок, не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 Кодекса. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Устанавливаемый нормами бюджетного законодательства коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю, установленную Решением городской Думы Краснодара.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 Кодекса. Ставка земельного налога в проверенном инспекцией периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
Действие федеральных законов о федеральном бюджете направлено на формирование доходов и расходов в конкретном календарном году и прекращается с принятием очередного закона о бюджете.
По смыслу статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается только 2000 годом. В 2001 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, действие нормы, установившей повышающий коэффициент к ставкам земельного налога, не продлевалось Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год".
Следовательно, коэффициенты к ставкам земельного налога предыдущих лет не подлежали применению в последующих годах. Уплата земельного налога в 2000 году должна была производиться с учетом коэффициента 1,2, а в 2002 году - коэффициента 2. В связи с отсутствием соответствующего указания в Федеральном законе Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" расчет земельного налога в 2001 году должен был осуществляться без применения коэффициента.
Поскольку налогоплательщик при расчете земельного налога за 2000 - 2002 годы ошибочно присоединял к коэффициенту текущего года коэффициенты предыдущих лет, им обоснованно уменьшена исчисленная за данный период сумма земельного налога и поданы уточненные налоговые декларации по земельному налогу, в связи с чем, у налоговой инспекции не было оснований для доначисления недоимки, пени и штрафа решением от 15.12.02 N 1342.
При таких обстоятельствах, данное решение обосновано признано недействительным судом апелляционной инстанции.
В части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога суд исходил из того, что в связи с ошибочным исчислением заявителем земельного налога в 1999 - 2002 годах им было излишне уплачено 79 137 рублей земельного налога. Данная сумма налоговым органом не оспаривается. Налогоплательщик письмами от 12.11.02 N 117 и от 19.11.02 N 121 просил налоговую инспекцию произвести перерасчет налога за 2000 - 2002 годы и зачет разницы в счет предстоящих налоговых платежей. Отказывая заявителю в перерасчете земельного налога, налоговый орган фактически отказал ему в зачете суммы переплаты.
При изложенных основаниях суд апелляционной инстанции правомерно обязал налоговую инспекцию произвести зачет 79 101 рубля излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Постановление суда апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу сторонами не обжалуется. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы и не полномочна переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанции. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" судебные расходы в связи с подачей кассационной жалобы относятся на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22519/02-5/589 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2003 N Ф08-3441/03-1305А ПО ДЕЛУ N А32-22519/02-5/589
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2003 г. N Ф08-3441/03-1305А
Дело N А32-22519/02-5/589
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Бака Л.И. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью Фирма "Стройдормашсервис" - Одинцова Н.В. (доверенность от 4.01.03) и Юрченко А.А. (доверенность от 03.07.03), представителя заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Краснодару - Ли Т.В. (доверенность от 25.08.03), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Краснодару на постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года (судьи Канатова С.А., Буренков Л.В., Мицкевич С.Р.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22519/02-5/589, установил следующее.ООО Фирма "Стройдормашсервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ИМНС России N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 15.12.02 N 1342, обязании налоговой инспекции произвести перерасчет излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы и зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 79 101 рубль в счет предстоящих налоговых платежей (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 1 апреля 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что коэффициент является элементом ставки земельного налога, отражающего экономическую составляющую земельного налога. Суммы земельного налога, рассчитанного налоговой инспекцией с применением повышающих коэффициентов, вошли в доходную часть бюджета г. Краснодара, поэтому требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года решение суда от 1 апреля 2003 года отменено, решение налоговой инспекции от 15.12.02 N 1342 признано недействительным, суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет 79 101 рубля излишне уплаченного заявителем земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу, в части требований об обязании налоговой инспекции произвести перерасчет излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 года производство по делу прекращено. Заявителю выдана справка на возврат госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что устанавливаемый нормами бюджетного права коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю, поскольку не является составной частью последней. Действие федеральных законов о федеральном бюджете направлено на формирование доходов и расходов в конкретном календарном году и прекращается с принятием очередного закона о бюджете, поэтому налогоплательщик не должен был при расчете земельного налога за текущий год присоединять к коэффициенту текущего года коэффициенты к ставкам земельного налога, введенные в предыдущих годах.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года, в которой просит указанный судебный акт отменить. При этом налоговая инспекция считает, что коэффициент к ставкам земельного налога отражает экономическую составляющую налога на соответствующий год, поэтому при исчислении налога на землю должен учитываться и коэффициент предыдущего года, как необходимый элемент ставки земельного налога.
ООО Фирма "Стройдормашсервис" не представлен отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО Фирма "Стройдормашсервис" в судебном заседании просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.02.03 ООО Фирма "Стройдормашсервис" были поданы уточненные налоговые декларации по земельному налогу за период 1999 - 2001 годы, за три квартала 2002 года, согласно которым уменьшен земельный налог за 2000 год на 30 690 рублей, 2001 год - 35 717 рублей, 2002 год - 70 378 рублей, всего на 136 785 рублей. Корректировка сумм налога произведена в связи с несоответствием применяемых коэффициентов к ставкам земельного налога, поскольку указанные коэффициенты действуют в конкретно-определенном финансовом году, а законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика при расчете земельного налога, подлежащего уплате в конкретном году, последовательно присоединять к коэффициенту текущего года коэффициенты к ставкам земельного налога, введенные в предыдущих годах.
По налоговой декларации за 2002 год начислено 120 648 рублей земельного налога, из них оплачено 63 000 рублей налога. Всего налогоплательщиком уменьшено (уплачено) 199 785 рублей налога за период 2000-2002 г.
По заявлению налогоплательщика по состоянию на 19.11.02 переплата по земельному налогу составила 79 137 рублей.
В порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка уточненных налоговых деклараций заявителя, по результатам которой принято решение от 15.12.02 N 1342 о доначислении 1 118 рублей 60 копеек пени по земельному налогу за 2000 год, 30 690 рублей недоимки и 747 рублей 40 копеек пени по земельному налогу за 2001 год, 95 513 рублей недоимки и 4 305 рублей 31 копейки пени по налогу за 2002 год. Данным решением налогоплательщик также привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 11 529 рублей 60 копеек штрафа.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения налогового органа от 15.12.02 N 1342, суд исходил из того, что в налоговом законодательстве отсутствует определение коэффициента, как составного элемента налоговой ставки.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14) установлен коэффициент 2 к ставке земельного налога.
Аналогичные нормы предусмотрены соответствующими федеральными законами об индексации ставок земельного налога на соответствующий год.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а значит и его ставок, не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 Кодекса. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Устанавливаемый нормами бюджетного законодательства коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю, установленную Решением городской Думы Краснодара.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 Кодекса. Ставка земельного налога в проверенном инспекцией периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
Действие федеральных законов о федеральном бюджете направлено на формирование доходов и расходов в конкретном календарном году и прекращается с принятием очередного закона о бюджете.
По смыслу статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается только 2000 годом. В 2001 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, действие нормы, установившей повышающий коэффициент к ставкам земельного налога, не продлевалось Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год".
Следовательно, коэффициенты к ставкам земельного налога предыдущих лет не подлежали применению в последующих годах. Уплата земельного налога в 2000 году должна была производиться с учетом коэффициента 1,2, а в 2002 году - коэффициента 2. В связи с отсутствием соответствующего указания в Федеральном законе Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" расчет земельного налога в 2001 году должен был осуществляться без применения коэффициента.
Поскольку налогоплательщик при расчете земельного налога за 2000 - 2002 годы ошибочно присоединял к коэффициенту текущего года коэффициенты предыдущих лет, им обоснованно уменьшена исчисленная за данный период сумма земельного налога и поданы уточненные налоговые декларации по земельному налогу, в связи с чем, у налоговой инспекции не было оснований для доначисления недоимки, пени и штрафа решением от 15.12.02 N 1342.
При таких обстоятельствах, данное решение обосновано признано недействительным судом апелляционной инстанции.
В части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога суд исходил из того, что в связи с ошибочным исчислением заявителем земельного налога в 1999 - 2002 годах им было излишне уплачено 79 137 рублей земельного налога. Данная сумма налоговым органом не оспаривается. Налогоплательщик письмами от 12.11.02 N 117 и от 19.11.02 N 121 просил налоговую инспекцию произвести перерасчет налога за 2000 - 2002 годы и зачет разницы в счет предстоящих налоговых платежей. Отказывая заявителю в перерасчете земельного налога, налоговый орган фактически отказал ему в зачете суммы переплаты.
При изложенных основаниях суд апелляционной инстанции правомерно обязал налоговую инспекцию произвести зачет 79 101 рубля излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Постановление суда апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу сторонами не обжалуется. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы и не полномочна переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанции. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" судебные расходы в связи с подачей кассационной жалобы относятся на налоговую инспекцию, освобожденную от судебных расходов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2003 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22519/02-5/589 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.И.БАКА
В.Н.ЯЦЕНКО
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.И.БАКА
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)