Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
16 января 2007 г. Дело N А41-К2-9125/06
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2007 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей А., М., при ведении протокола судебного заседания Т., при участии в заседании от истца (заявителя): А. - дов. от 09.01.2007; от ответчика (должника): К. - дов. от 11.01.2007 N 0119/5042/159, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС N 3 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2006 года по делу N А41-К2-9125/06, принятого судьей Р., по иску (заявлению) ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" к МРИ ФНС России N 3 по Московской области о признании недействительными решений и требования и обязании возвратить излишне уплаченный налог,
Открытое акционерное общество "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006, N 993 от 28.03.2006, требования N 1238 об уплате налога, а также об обязании ответчика возвратить излишне уплаченный за 2003 - 2005 гг. земельный налог в сумме 1858460 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2006 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006, N 993 от 28.03.2006, требование N 1238 об уплате налога в части взыскания с ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337 руб. 80 коп. ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области обязали возвратить ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" излишне уплаченный за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337 руб. 80 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
Согласно п. 1 ст. 48 АПК РФ апелляционный суд удовлетворяет ходатайство ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области о замене ответчика на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Московской области в связи с реорганизацией.
ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области указала, что в соответствии с Приложением N 2 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" установлена ставка земельного налога для городов численностью от 100 до 250 тыс. человек. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Земельный налог относится к категории местных налогов, таким образом органы местного самоуправления имеют право изменять ставки земельного налога, согласно постановлению Главы администрации Сергиево-Посадского района от 09.07.1999 N 795 была установлена ставка земельного налога в г. Сергиев Посад, составившая 4,32 руб./кв. м.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,8. В 2003 году ставка земельного налога составляет 18,662 руб./кв. м, таким образом сумма земельного налога, которую ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" должен исчислить и уплатить составляет 567324,8 руб. (30400 кв. м x 18,662 руб./кв. м). По данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" за 2003 год исчислил и уплатил в бюджет земельный налог в сумме 3469,00 руб.
Федеральным законом от 07 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2003 г., применяются в 2004 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,1. В 2004 году ставка земельного налога составляет 20,528 руб./кв. м, таким образом сумма земельного налога, которую ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" должен исчислить и уплатить составляет 624051,2 руб. (30400 кв. м x 20,528 руб./кв. м). По данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" за 2004 год исчислил и уплатил в бюджет земельный налог в сумме 3816,00 руб.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2004 г., применяются в 2005 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,1. В 2005 году ставка земельного налога составляет 22,581 руб./кв. м, таким образом сумма земельного налога, которую ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" должен исчислить и уплатить составляет 686462,4 руб. (30400 кв. м x 22,581 руб./кв. м). По данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" за 2005 год исчислил и уплатил в бюджет земельный налог в сумме 4198,00 руб.
Таким образом, по мнению налоговой инспекции, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами представительной власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
На основании изложенного ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание представитель ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области явился и поддержал заявленные требования в полном объеме.
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" в судебное заседание явилось, но представило отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 НК РФ, 3 декабря 2005 года ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" подало в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу. В соответствии с данными декларациями переплата земельного налога за 2003, 2004 и 2005 годы составила 1867634 (один миллион восемьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля. Одновременно с подачей деклараций было подано заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога.
По результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций заместитель руководителя ИФНС по городу Сергиеву Посаду Г. вынесла решение N 93 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предъявила требование N 1238 об уплате земельного налога в размере 87626,53 (восемьдесят семь тысяч шестьсот двадцать шесть рублей 53 копейки) по состоянию на 10.03.2006, а также приняла решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" считает вышеуказанные ненормативные акты ИФНС России по городу Сергиеву Посаду незаконными и нарушающими права ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" по следующим основаниям.
Налоговым органом нарушен порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки.
Во вводной части решения указано, что оно принято по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уточненных деклараций по земельному налогу за 2003, 2004, 2005 годы. Однако заявителю каких-либо материалов проверки не вручалось. Закрепленный в Налоговом кодексе РФ механизм налогового контроля предполагает непосредственное участие налогоплательщика в осуществлении такого контроля на всех его стадиях. Поэтому материалы любых проверок должны быть до принятия по ним какого-то решения вручены плательщику, для того, чтобы последний мог оценить существо и обоснованность предъявляемых претензий, а также при необходимости представить налоговому органу те или иные пояснения и документы, наиболее полно отражающие обстоятельства конкретного дела, высказать свои возражения.
При этом такой порядок должен соблюдаться независимо от того, осуществляется ли налоговый контроль путем выездной налоговой проверки или в иной форме. В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. В указанной статье не делается различия между актом, составленным в ходе выездной или в ходе камеральной налоговой проверки. С учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ, закрепляющего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что при проведении проверки были совершены грубые процессуальные нарушения.
Налоговым органом неверно исчислена сумма земельного налога, подлежащего уплате.
ИФНС по городу Сергиеву Посаду в своем решении указывает: "...Согласно Положению N 2 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" установлена ставка земельного налога для городов с численностью от 100 до 250 тыс. человек в размере 1,8. Данная ставка индексировалась на повышающие коэффициенты, установленные федеральными законами. 1,8 x 50 x 2 x 1,5 x 2/1000-1,08. В 1999 году ставка налога составила 1,08 руб./кв. м".
Заявитель считает, что в указанном расчете допущены ошибки.
Ставки земельного налога были установлены Приложением N 2 к Закону Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20, 22 августа, 29 ноября 2004 г., 7 марта 2005 г.).
В 1991 году ставка земельного налога в городах с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек (население в городе Сергиев Посад составляет 112000 человек), согласно Приложению N 2 к Закону, составляла 1,8 руб./кв. м.
В соответствии с Таблицей 3 Приложения N 2 названного Закона средние ставки налога на землю должны быть увеличены за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала для городов с населением от 100 до 250 тысяч человек. Так как город Сергиев Посад относиться к указанной категории городов, то ставка налога на землю в черте города должна была составлять 3,96 руб. (1,8 x 2,2) по состоянию на 1991 год.
В дальнейшем ставки налога не изменялись, а только индексировались на определенный коэффициент.
Так, Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ было установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, установленные Законом "О плате за землю", применяются в 1994 году с коэффициентом 50.
Затем, в 1995 году, ставки и средние размеры налога были проиндексированы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в следующем порядке: ставки земельного налога, установленные Приложением N 2 к Закону "О плате за землю" применялись с коэффициентом 2. Таким образом, согласно данному Постановлению индексация была осуществлена по отношению к ставкам, действовавшим в 1991 году, а не в 1994 году, как полагают налоговые органы.
В дальнейшем, начиная с 1996 года, ставки земельного налога индексировались по отношению к ставкам, действовавшим в предыдущем году.
В 1996 году ставки и средние размеры налога были проиндексированы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" (коэффициент 1,5).
В 1997 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" (коэффициент 2).
В 1998 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" (сохранена ставка 1997 года).
В 1999 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (коэффициент 2).
В 2000 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (коэффициент 1,2).
В 2001 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (сохранена ставка 2000 года).
В 2002 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (коэффициент 2).
В 2003 году ставка земельного налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (коэффициент 1,8).
В 2004 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (коэффициент 1,1).
В 2005 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (коэффициент 1,1).
Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" (с изменениями от 3 декабря 2001 г.) с 01.01.1998 была произведена деноминация в соотношении 1000 рублей к 1. Последствия данной деноминации сказались, в том числе, и на ставках земельного налога (данная позиция разделяется налоговой службой - Письмо МНС РФ от 28 декабря 2001 г. N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", Приложение N 2 к настоящему заявлению).
Таким образом, в период с 1991 по 2005 годы должны были применяться следующие ставки налога:
Исходя из размера ставок, указанных в таблице, а также площади земельного участка, по которому осуществлялась уплата земельного налога, общая сумма земельного налога, подлежащего уплате, должна была составлять:
- - в 2003 году: 30400 x 0,20529 = 6240 руб. 82 коп.;
- - в 2004 году: 30400 x 0,22581 = 6864 руб. 62 коп.;
- - в 2005 году: 30400 x 0,24840 = 7551 руб. 36 коп.
Общая сумма земельного налога, которая должна была быть уплачена за 2004, 2005 годы исходя из ставок, указанных в таблице, составляет 20656 руб. 80 коп. (двадцать тысяч шестьсот пятьдесят шесть рублей 80 копеек).
Заявителем за 2003 год был уплачен земельный налог в размере 567325 (пятьсот шестьдесят семь тысяч триста двадцать пять) рублей.
За 2004 год земельный налог был уплачен в размере 624660 (шестьсот двадцать четыре тысячи шестьсот шестьдесят) рублей.
За 2005 год уплаченный земельный налог составил 687132 (шестьсот восемьдесят семь тысяч сто тридцать два) рубля.
В целом, за период с 2003 по 2005 годы заявителем был уплачен земельный налог в сумме 1879117 (один миллион восемьсот семьдесят девять тысяч сто семнадцать) рублей.
Таким образом, общая сумма переплаты земельного налога за период с 2003 по 2005 годы составила 1858460,20 (один миллион восемьсот пятьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят четыре рубля 20 копеек).
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" считает незаконным применение налоговым органом постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.07.1999 N 795 по следующим основаниям.
В своем решении при исчислении налоговой ставки налоговый орган ссылается на постановление Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.07.1999 N 795, которым установлена налоговая ставка по земельному налогу на территории г. Сергиева Посада в размере 4,32 руб./кв. м.
Однако, исходя из положений статей 8, 71, 72, 132 Конституции Российской Федерации, а также положений статьи 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ) и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ), органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы только в соответствии с федеральными законами.
Основным федеральным законом, определяющим общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, является Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.
Из содержания пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что на все вводимые государственными органами или органами местного самоуправления платежи и взносы, отвечающие признакам налогов и сборов, то есть являющиеся, по сути, налогами или сборами, распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Поэтому, если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации или введены с нарушением порядка, предусмотренного им, такие платежи и взносы не отвечают принципу законного установления налогов или сборов и не могут считаться законными.
Законно установленными на территории субъектов Российской Федерации могут считаться только налоги и сборы, которые введены представительными органами местного самоуправления и только в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представительными органами местного самоуправления являются выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Постановление Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.07.1999 N 795 принято исполнительным органом местного самоуправления в противоречие действующему законодательству. В связи с отсутствием полномочий у исполнительного органа местного самоуправления устанавливать на территории муниципального образования ставки земельного налога.
С учетом приведенных выше доводов, заявитель считает, что решение N 93 от 09.03.2006 об отказе в привлечении к ответственности ОАО "Сергиево-Посадский хладкомбинат" за совершение налогового правонарушения, а также требование N 1238 об уплате налога:
- не соответствуют закону (статьям 1, 3, 69, 70, 100, 101 Налогового кодекса России, Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю");
- нарушают права и законные интересы ОАО "Сергиево-Посадский хладкомбинат" в сфере экономической деятельности.
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" считает решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-9125/06 от 23.08.2006 законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" 23 декабря 2005 года представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг. (т. 1 л.д. 60 - 68, 69 - 74, 75 - 80).
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Сергиев Посад с заявлением (вх. N 01-18/33583 от 23.12.2005) о возврате излишне уплаченного за 2003 - 2005 гг. земельного налога в сумме 1867634 руб. (т. 1 л.д. 104 - 107).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки названных уточненных налоговых деклараций руководителем ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области было принято решение N 93 от 09.03.2006 о доначислении заявителю земельного налога за 2003 г. в сумме 567324,80 руб., за 2004 г. в сумме 624051,20 руб., за 2005 г. в сумме 686462,40 руб. (т. 1 л.д. 18 - 20).
На основании принятого решения выставлено требование N 1238 об уплате налога по состоянию на 10.03.2006 с предложением уплатить указанные в нем суммы в добровольном порядке до 18.03.2006 (т. 1 л.д. 21 - 23).
В связи с неисполнением налогоплательщиком названного требования в добровольном порядке руководителем налогового органа принято решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках (л.д. 24).
Не согласившись с названными ненормативными актами налоговой инспекции, ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
В бессрочном (постоянном) пользовании заявителя находится земельный участок по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д. 9 (кадастровый номер 50:05:0070504:0004) общей площадью 30400 кв. м, предназначенный для размещения производственной базы и расположенный на землях поселений (л.д. 48 - 55).
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат", как землепользователь земельного участка является плательщиком земельного налога.
Ставки земельного налога, подлежащие применению при расчете земельного налога за 2003 - 2005 гг., исчисляются исходя из следующего.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 5063/03 год ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определяемый законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района, к которым относится г. Сергиев Посад, на основании Таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании Таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2003 г., 5,702 руб./кв. м x 1,8 = 10,264 руб./кв. м.
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Следовательно, ставка земельного налога, подлежащая применению в 2004 г., 10,264 руб./кв. м x 1,1 = 11,290 руб./кв. м.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2005 г., 11,290 руб./кв. м x 1,1 = 12,419 руб./кв. м.
Повышающий коэффициент 1,6, установленный ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", не подлежит применению при расчете земельного налога. В соответствии с указанной статьей Закона Московской области средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (Приложение N 7). Приложением N 7 к этому Закону для г. Сергиев Посад установлен коэффициент увеличения 1,6.
Между тем аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (Таблица 3) к Закону РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Согласно этому Приложению для поселения с численностью населения до 250 тысяч человек применяется коэффициент 2,2.
Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (Таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.
Таким образом, в отношении г. Сергиев Посад подлежит применению коэффициент 2,2, примененный при расчете ставки земельного налога в 1991 г.
Приложение N 2 (Таблица 2) Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район и зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3 Федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Территория, занимаемая ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат", по смыслу Федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Расчет земельного налога должен производиться в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет заявителем в 2003 - 2005 гг. составит 1032779,20 руб., в том числе:
- в 2003 г. - 30400 x 10,264 руб./кв. м = 312025,60 руб.,
- в 2004 г. - 30400 x 11,290 руб./кв. м = 343216,00 руб.,
- в 2005 г. - 30400 x 12,419 руб./кв. м = 377537,60 руб.
Заявителем за 2003 - 2005 гг. земельный налог уплачен в общей сумме 1879117 руб., в т.ч.: в 2003 г. в сумме 567325 руб., в 2004 г. - в сумме 624660 руб., в 2005 г. - в сумме 687132 руб. (82 - 103), что сторонами не оспаривается.
Таким образом, сумма излишне уплаченного заявителем земельного налога за 2003 - 2005 гг. составила 846337 руб. 80 коп.
Согласно п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемое решение ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006 в части доначисления обществу земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337,80 руб. не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому подлежит признанию недействительным.
Признание частично недействительным решения, на основании которого выставлено требование об уплате налогов, влечет признание недействительным такого требования в этой части, т.е. требования N 1238 об уплате налога.
Решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, принятое на том основании, что налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено частично недействительное требование, является в указанной части незаконным.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2006 г. по делу А41-К2-9125/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 3 Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2007, 23.01.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-9125/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
16 января 2007 г. Дело N А41-К2-9125/06
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2007 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей А., М., при ведении протокола судебного заседания Т., при участии в заседании от истца (заявителя): А. - дов. от 09.01.2007; от ответчика (должника): К. - дов. от 11.01.2007 N 0119/5042/159, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС N 3 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2006 года по делу N А41-К2-9125/06, принятого судьей Р., по иску (заявлению) ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" к МРИ ФНС России N 3 по Московской области о признании недействительными решений и требования и обязании возвратить излишне уплаченный налог,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006, N 993 от 28.03.2006, требования N 1238 об уплате налога, а также об обязании ответчика возвратить излишне уплаченный за 2003 - 2005 гг. земельный налог в сумме 1858460 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2006 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006, N 993 от 28.03.2006, требование N 1238 об уплате налога в части взыскания с ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337 руб. 80 коп. ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области обязали возвратить ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" излишне уплаченный за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337 руб. 80 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
Согласно п. 1 ст. 48 АПК РФ апелляционный суд удовлетворяет ходатайство ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области о замене ответчика на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Московской области в связи с реорганизацией.
ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области указала, что в соответствии с Приложением N 2 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" установлена ставка земельного налога для городов численностью от 100 до 250 тыс. человек. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Земельный налог относится к категории местных налогов, таким образом органы местного самоуправления имеют право изменять ставки земельного налога, согласно постановлению Главы администрации Сергиево-Посадского района от 09.07.1999 N 795 была установлена ставка земельного налога в г. Сергиев Посад, составившая 4,32 руб./кв. м.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,8. В 2003 году ставка земельного налога составляет 18,662 руб./кв. м, таким образом сумма земельного налога, которую ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" должен исчислить и уплатить составляет 567324,8 руб. (30400 кв. м x 18,662 руб./кв. м). По данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" за 2003 год исчислил и уплатил в бюджет земельный налог в сумме 3469,00 руб.
Федеральным законом от 07 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2003 г., применяются в 2004 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,1. В 2004 году ставка земельного налога составляет 20,528 руб./кв. м, таким образом сумма земельного налога, которую ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" должен исчислить и уплатить составляет 624051,2 руб. (30400 кв. м x 20,528 руб./кв. м). По данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" за 2004 год исчислил и уплатил в бюджет земельный налог в сумме 3816,00 руб.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2004 г., применяются в 2005 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,1. В 2005 году ставка земельного налога составляет 22,581 руб./кв. м, таким образом сумма земельного налога, которую ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" должен исчислить и уплатить составляет 686462,4 руб. (30400 кв. м x 22,581 руб./кв. м). По данным уточненной налоговой декларации по земельному налогу ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" за 2005 год исчислил и уплатил в бюджет земельный налог в сумме 4198,00 руб.
Таким образом, по мнению налоговой инспекции, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами представительной власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
На основании изложенного ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание представитель ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области явился и поддержал заявленные требования в полном объеме.
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" в судебное заседание явилось, но представило отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 НК РФ, 3 декабря 2005 года ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" подало в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу. В соответствии с данными декларациями переплата земельного налога за 2003, 2004 и 2005 годы составила 1867634 (один миллион восемьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля. Одновременно с подачей деклараций было подано заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога.
По результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций заместитель руководителя ИФНС по городу Сергиеву Посаду Г. вынесла решение N 93 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предъявила требование N 1238 об уплате земельного налога в размере 87626,53 (восемьдесят семь тысяч шестьсот двадцать шесть рублей 53 копейки) по состоянию на 10.03.2006, а также приняла решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" считает вышеуказанные ненормативные акты ИФНС России по городу Сергиеву Посаду незаконными и нарушающими права ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" по следующим основаниям.
Налоговым органом нарушен порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки.
Во вводной части решения указано, что оно принято по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уточненных деклараций по земельному налогу за 2003, 2004, 2005 годы. Однако заявителю каких-либо материалов проверки не вручалось. Закрепленный в Налоговом кодексе РФ механизм налогового контроля предполагает непосредственное участие налогоплательщика в осуществлении такого контроля на всех его стадиях. Поэтому материалы любых проверок должны быть до принятия по ним какого-то решения вручены плательщику, для того, чтобы последний мог оценить существо и обоснованность предъявляемых претензий, а также при необходимости представить налоговому органу те или иные пояснения и документы, наиболее полно отражающие обстоятельства конкретного дела, высказать свои возражения.
При этом такой порядок должен соблюдаться независимо от того, осуществляется ли налоговый контроль путем выездной налоговой проверки или в иной форме. В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. В указанной статье не делается различия между актом, составленным в ходе выездной или в ходе камеральной налоговой проверки. С учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ, закрепляющего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что при проведении проверки были совершены грубые процессуальные нарушения.
Налоговым органом неверно исчислена сумма земельного налога, подлежащего уплате.
ИФНС по городу Сергиеву Посаду в своем решении указывает: "...Согласно Положению N 2 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" установлена ставка земельного налога для городов с численностью от 100 до 250 тыс. человек в размере 1,8. Данная ставка индексировалась на повышающие коэффициенты, установленные федеральными законами. 1,8 x 50 x 2 x 1,5 x 2/1000-1,08. В 1999 году ставка налога составила 1,08 руб./кв. м".
Заявитель считает, что в указанном расчете допущены ошибки.
Ставки земельного налога были установлены Приложением N 2 к Закону Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20, 22 августа, 29 ноября 2004 г., 7 марта 2005 г.).
В 1991 году ставка земельного налога в городах с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек (население в городе Сергиев Посад составляет 112000 человек), согласно Приложению N 2 к Закону, составляла 1,8 руб./кв. м.
В соответствии с Таблицей 3 Приложения N 2 названного Закона средние ставки налога на землю должны быть увеличены за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала для городов с населением от 100 до 250 тысяч человек. Так как город Сергиев Посад относиться к указанной категории городов, то ставка налога на землю в черте города должна была составлять 3,96 руб. (1,8 x 2,2) по состоянию на 1991 год.
В дальнейшем ставки налога не изменялись, а только индексировались на определенный коэффициент.
Так, Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ было установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, установленные Законом "О плате за землю", применяются в 1994 году с коэффициентом 50.
Затем, в 1995 году, ставки и средние размеры налога были проиндексированы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в следующем порядке: ставки земельного налога, установленные Приложением N 2 к Закону "О плате за землю" применялись с коэффициентом 2. Таким образом, согласно данному Постановлению индексация была осуществлена по отношению к ставкам, действовавшим в 1991 году, а не в 1994 году, как полагают налоговые органы.
В дальнейшем, начиная с 1996 года, ставки земельного налога индексировались по отношению к ставкам, действовавшим в предыдущем году.
В 1996 году ставки и средние размеры налога были проиндексированы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" (коэффициент 1,5).
В 1997 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" (коэффициент 2).
В 1998 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" (сохранена ставка 1997 года).
В 1999 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (коэффициент 2).
В 2000 году ставка налога была проиндексирована Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (коэффициент 1,2).
В 2001 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (сохранена ставка 2000 года).
В 2002 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (коэффициент 2).
В 2003 году ставка земельного налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (коэффициент 1,8).
В 2004 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (коэффициент 1,1).
В 2005 году ставка налога была проиндексирована в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (коэффициент 1,1).
Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" (с изменениями от 3 декабря 2001 г.) с 01.01.1998 была произведена деноминация в соотношении 1000 рублей к 1. Последствия данной деноминации сказались, в том числе, и на ставках земельного налога (данная позиция разделяется налоговой службой - Письмо МНС РФ от 28 декабря 2001 г. N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", Приложение N 2 к настоящему заявлению).
Таким образом, в период с 1991 по 2005 годы должны были применяться следующие ставки налога:
Год | Коэффициент | Ставка (с учетом коэффициента, в руб.) |
1991 | - | 3,96 |
1992 | - | 3,96 |
1993 | - | 3,96 |
1994 | 50 | 198,0 |
1995 | 2 | 7,92 |
1996 | 1,5 | 11,88 |
1997 | 2 | 23,76 |
1998 | - | 0,02376 |
1999 | 2 | 0,04752 |
2000 | 1,2 | 0,05702 |
2001 | - | 0,05702 |
2002 | 2 | 0,11405 |
2003 | 1,8 | 0,20529 |
2004 | 1,1 | 0,22581 |
2005 | 1,1 | 0,24840 |
Исходя из размера ставок, указанных в таблице, а также площади земельного участка, по которому осуществлялась уплата земельного налога, общая сумма земельного налога, подлежащего уплате, должна была составлять:
- - в 2003 году: 30400 x 0,20529 = 6240 руб. 82 коп.;
- - в 2004 году: 30400 x 0,22581 = 6864 руб. 62 коп.;
- - в 2005 году: 30400 x 0,24840 = 7551 руб. 36 коп.
Общая сумма земельного налога, которая должна была быть уплачена за 2004, 2005 годы исходя из ставок, указанных в таблице, составляет 20656 руб. 80 коп. (двадцать тысяч шестьсот пятьдесят шесть рублей 80 копеек).
Заявителем за 2003 год был уплачен земельный налог в размере 567325 (пятьсот шестьдесят семь тысяч триста двадцать пять) рублей.
За 2004 год земельный налог был уплачен в размере 624660 (шестьсот двадцать четыре тысячи шестьсот шестьдесят) рублей.
За 2005 год уплаченный земельный налог составил 687132 (шестьсот восемьдесят семь тысяч сто тридцать два) рубля.
В целом, за период с 2003 по 2005 годы заявителем был уплачен земельный налог в сумме 1879117 (один миллион восемьсот семьдесят девять тысяч сто семнадцать) рублей.
Таким образом, общая сумма переплаты земельного налога за период с 2003 по 2005 годы составила 1858460,20 (один миллион восемьсот пятьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят четыре рубля 20 копеек).
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" считает незаконным применение налоговым органом постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.07.1999 N 795 по следующим основаниям.
В своем решении при исчислении налоговой ставки налоговый орган ссылается на постановление Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.07.1999 N 795, которым установлена налоговая ставка по земельному налогу на территории г. Сергиева Посада в размере 4,32 руб./кв. м.
Однако, исходя из положений статей 8, 71, 72, 132 Конституции Российской Федерации, а также положений статьи 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ) и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ), органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы только в соответствии с федеральными законами.
Основным федеральным законом, определяющим общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, является Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.
Из содержания пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что на все вводимые государственными органами или органами местного самоуправления платежи и взносы, отвечающие признакам налогов и сборов, то есть являющиеся, по сути, налогами или сборами, распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Поэтому, если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации или введены с нарушением порядка, предусмотренного им, такие платежи и взносы не отвечают принципу законного установления налогов или сборов и не могут считаться законными.
Законно установленными на территории субъектов Российской Федерации могут считаться только налоги и сборы, которые введены представительными органами местного самоуправления и только в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представительными органами местного самоуправления являются выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Постановление Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.07.1999 N 795 принято исполнительным органом местного самоуправления в противоречие действующему законодательству. В связи с отсутствием полномочий у исполнительного органа местного самоуправления устанавливать на территории муниципального образования ставки земельного налога.
С учетом приведенных выше доводов, заявитель считает, что решение N 93 от 09.03.2006 об отказе в привлечении к ответственности ОАО "Сергиево-Посадский хладкомбинат" за совершение налогового правонарушения, а также требование N 1238 об уплате налога:
- не соответствуют закону (статьям 1, 3, 69, 70, 100, 101 Налогового кодекса России, Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю");
- нарушают права и законные интересы ОАО "Сергиево-Посадский хладкомбинат" в сфере экономической деятельности.
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" считает решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-9125/06 от 23.08.2006 законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" 23 декабря 2005 года представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг. (т. 1 л.д. 60 - 68, 69 - 74, 75 - 80).
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Сергиев Посад с заявлением (вх. N 01-18/33583 от 23.12.2005) о возврате излишне уплаченного за 2003 - 2005 гг. земельного налога в сумме 1867634 руб. (т. 1 л.д. 104 - 107).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки названных уточненных налоговых деклараций руководителем ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области было принято решение N 93 от 09.03.2006 о доначислении заявителю земельного налога за 2003 г. в сумме 567324,80 руб., за 2004 г. в сумме 624051,20 руб., за 2005 г. в сумме 686462,40 руб. (т. 1 л.д. 18 - 20).
На основании принятого решения выставлено требование N 1238 об уплате налога по состоянию на 10.03.2006 с предложением уплатить указанные в нем суммы в добровольном порядке до 18.03.2006 (т. 1 л.д. 21 - 23).
В связи с неисполнением налогоплательщиком названного требования в добровольном порядке руководителем налогового органа принято решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках (л.д. 24).
Не согласившись с названными ненормативными актами налоговой инспекции, ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
В бессрочном (постоянном) пользовании заявителя находится земельный участок по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д. 9 (кадастровый номер 50:05:0070504:0004) общей площадью 30400 кв. м, предназначенный для размещения производственной базы и расположенный на землях поселений (л.д. 48 - 55).
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат", как землепользователь земельного участка является плательщиком земельного налога.
Ставки земельного налога, подлежащие применению при расчете земельного налога за 2003 - 2005 гг., исчисляются исходя из следующего.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 5063/03 год ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определяемый законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района, к которым относится г. Сергиев Посад, на основании Таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании Таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2003 г., 5,702 руб./кв. м x 1,8 = 10,264 руб./кв. м.
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Следовательно, ставка земельного налога, подлежащая применению в 2004 г., 10,264 руб./кв. м x 1,1 = 11,290 руб./кв. м.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2005 г., 11,290 руб./кв. м x 1,1 = 12,419 руб./кв. м.
Повышающий коэффициент 1,6, установленный ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", не подлежит применению при расчете земельного налога. В соответствии с указанной статьей Закона Московской области средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (Приложение N 7). Приложением N 7 к этому Закону для г. Сергиев Посад установлен коэффициент увеличения 1,6.
Между тем аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (Таблица 3) к Закону РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Согласно этому Приложению для поселения с численностью населения до 250 тысяч человек применяется коэффициент 2,2.
Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (Таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.
Таким образом, в отношении г. Сергиев Посад подлежит применению коэффициент 2,2, примененный при расчете ставки земельного налога в 1991 г.
Приложение N 2 (Таблица 2) Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район и зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3 Федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Территория, занимаемая ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат", по смыслу Федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Расчет земельного налога должен производиться в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет заявителем в 2003 - 2005 гг. составит 1032779,20 руб., в том числе:
- в 2003 г. - 30400 x 10,264 руб./кв. м = 312025,60 руб.,
- в 2004 г. - 30400 x 11,290 руб./кв. м = 343216,00 руб.,
- в 2005 г. - 30400 x 12,419 руб./кв. м = 377537,60 руб.
Заявителем за 2003 - 2005 гг. земельный налог уплачен в общей сумме 1879117 руб., в т.ч.: в 2003 г. в сумме 567325 руб., в 2004 г. - в сумме 624660 руб., в 2005 г. - в сумме 687132 руб. (82 - 103), что сторонами не оспаривается.
Таким образом, сумма излишне уплаченного заявителем земельного налога за 2003 - 2005 гг. составила 846337 руб. 80 коп.
Согласно п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемое решение ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006 в части доначисления обществу земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337,80 руб. не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому подлежит признанию недействительным.
Признание частично недействительным решения, на основании которого выставлено требование об уплате налогов, влечет признание недействительным такого требования в этой части, т.е. требования N 1238 об уплате налога.
Решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, принятое на том основании, что налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено частично недействительное требование, является в указанной части незаконным.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2006 г. по делу А41-К2-9125/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 3 Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)