Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2009 N КА-А40/7890-09 ПО ДЕЛУ N А40-68359/08-75-301

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2009 г. N КА-А40/7890-09

Дело N А40-68359/08-75-301
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего Коротыгиной Н.В.,
судей Долгашевой В.А. и Тетеркиной С.И.
при участии в заседании:
от заявителя - Сагитовой Э.Р., доверенность N СД-15/11 от 06.05.2009 г., Гнедкова А.В., доверенность от 26.05.2008 г.
от заинтересованного лица - Киреевой К.А., доверенность N 31 от 28.01.2009 г., Кузнецовой Н.С., доверенность N 188 от 13.08.2009 г.,
рассмотрев 13 августа 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение от 26 января 2009 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Нагорной А.Н.,
на постановление от 06 мая 2009 года N 09АП-4097/2009-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В. и Сафроновой М.С.,
по делу N А40-68359/08-75-301
по заявлению ОАО "АНК "Башнефть"
о признании недействительным решения
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1,
установил:

ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 14.08.2008 г. N 52-17-14/529-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2009 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.09 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении требований.
В основание своей жалобы налоговый орган ссылается на вынесение судебных актов с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая, что при определении количества добытой нефти для расчета коэффициента выработанности запасов конкретных участков недр (Кв) заявителем не применялся прямой метод учета ее количества на Менеузовском, Андреевском и Арланском (Юсуповской площади) месторождениях.
Поэтому расчет коэффициента выработанности запасов конкретных участков недр (Кв) по формуле, определенной абзацем 2 п. 4 ст. 342 НК РФ, является неправомерным.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Общества заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на кассационную жалобу.
Представитель налогового органа не возражал против удовлетворения данного ходатайства.
Совещаясь на месте, руководствуясь ст. 279 АПК РФ, суд определил: приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобу.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как вынесенные с соблюдением требований действующего законодательства и соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2008 г. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 03.07.2008 г. составлен Акт N 52-17-15/49 и 14.08.2008 г. принято Решение N 52-17-14/529-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением налоговый орган привлек Общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в размере 3.552.877 руб., предложил уплатить недоимку по налогу в размере 21.902.540 руб. и начисленные пени в размере 867.198 руб. 09 коп.
Основанием для вынесения решения послужили выводы инспекции о неправомерном применении Обществом при исчислении НДПИ по Менеузовскому, Андреевскому и Арланскому (Юсуповской площади) лицензионным участкам коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов, равного 0,8293 вместо 1.
По мнению налогового органа, условие абзаца 2 п. 4 ст. 342 НК РФ об обязательном применении прямого метода определения количества добытой нефти Обществом не соблюдено.
Признавая недействительным решение налогового органа, суды исходили из применения налогоплательщиком прямого метода определения количества добытой нефти по спорным месторождениям, что в силу абз. 2 п. 4 ст. 342 НК РФ позволяет ему применять спорный коэффициент.
Также применив положения абз. 9 указанной нормы суды указали на отсутствие условий об обязательном использовании прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого в спорной ситуации.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, имеющимся доказательствам и действующему законодательству, в связи с чем отклоняет доводы жалобы.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, представленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 337 НК РФ к видам добытого полезного ископаемого отнесена нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Согласно п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом (п. п. 1 и 2 ст. 339 НК РФ).
В силу п. п. 2 и 4 ст. 342 НК РФ налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который рассчитывается по установленной формуле и применяется в случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.
Если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы нефти. При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно п. 1 ст. 337 Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, степень выработанности запасов по трем лицензионным участкам (Менеузовскому, Андреевскому, Арланскому (Юсуповской площади)) превышает 0,8.
Добытая на этих участках нефть поступает на единый нефтесборный парк "Телепаново".
По действующей в 2008 году принципиальной технологической схеме сбора нефти с Андреевского, Менеузовского и Арланского (Юсуповской площади) лицензионных участков добытая нефть поступала через автоматизированные групповые замерные установки в установки предварительного сброса и дожимные насосные станции для предварительного разгазирования и обезвоживания.
Затем предварительно разгазированное и обезвоженное углеводородное сырье через узел учета нефти из двух нефтепромыслов N 2 и 4 поступала в установку подготовки нефти НСП "Телепаново" для промышленной подготовки с целью доведения нефти по качеству до состояния, пригодного к сдаче потребителю.
При этом добытая на других лицензионных участках нефть не поступает на данный технологический объект.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что количество сырой нефти, добытое на указанных лицензионных участках и поступающее для подготовки на НСП "Телепаново", определяется по данным узлов учета и отражается в товарном отчете о движении нефти.
Данные отчета соответствуют данным эксплуатационного акта за февраль 2008 г. (в разрезе лицензионных участков), а также налоговой декларации по НДПИ за тот же период.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о применении Обществом прямого метода определения количества добытой нефти.
Также, применив положения абз. 9 п. 4 ст. 342 НК РФ, суды указали на отсутствие условий об обязательном использовании прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого в отношении суммарного количества нефти, добытого на участках недр, по каждому из которых степень выработанности запасов превышает 0,8 и поступающего на один технологический объект до подготовки до соответствия требованиям согласно п. 1 ст. 337 НК РФ.
Кассационная жалоба инспекции доводов в данной части судебных актов не содержит.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о правомерном применении обществом при исчислении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2008 г. коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр, рассчитанного по установленной абзацем 2 п. 4 ст. 342 НК РФ формуле, в размере 0,8293.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются позицией налогового органа по данному спору и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами при рассмотрении дела обстоятельства.
Судами при рассмотрении спора правильно определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда он содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 января 2009 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2009 г. по делу N А40-68359/08-75-301 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.КОРОТЫГИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.И.ТЕТЕРКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)