Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 июня 2007 года Дело N Ф08-3142/2007-1305А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества "Прометей-Сочи", представителя от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ранее - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сочи), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Прометей-Сочи" на решение от 20.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14150/2004-54/323-2005-52/551, установил следующее.
ОАО "Прометей-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До принятия решения общество уточнило требования, просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 в части начисления 2551882 рублей 52 копеек земельного налога, 259449 рублей 07 копеек пени и 510376 рублей 50 копеек штрафных санкций и заявило отказ от требований в остальной части.
Решением от 11.01.2005 признано недействительным решение налоговой инспекции от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 в части начисления 2551882 рублей 52 копеек земельного налога, 259449 рублей 07 копеек пени и 510376 рублей 50 копеек штрафных санкций. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2005 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение ввиду неправильного применения норм материального права.
При новом рассмотрении дела общество изменило основание иска и просило признать незаконным решение от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 в части доначислений по земельному налогу.
Решением от 20.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция правомерно применила при исчислении ставок земельного налога в 2003 году повышающий коэффициент, предусмотренный постановлением главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 год".
Определением суда апелляционной инстанции от 01.02.2007 произведена процессуальная замена заинтересованного лица на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить. По мнению заявителя, сумма налога за облагаемые территории в г. Сочи значительно превышает сумму налога, исчисленную по средней ставке. Суд не истребовал у органов государственной власти сведения о правильности расчета дифференцированной ставки земельного налога. Суд не правомерно применил статью 18 Закона Краснодарского края от 6 декабря 1996 года N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае".
В отзыве на жалобу налоговая инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обладает правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в г. Сочи по адресам: ул. Новороссийское шоссе Хостинского района площадью 9,6 га; с. Монастырь Адлерского района площадью 6,09 га, в том числе, 2 га пашни и 2 га многолетних насаждений и 2,09 га кустарника.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год налоговая инспекция вынесла решение от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислено 7482667 рублей 34 копейки земельного налога, пени и штрафных санкций.
Налоговый орган осуществил начисление сумм налога исходя из дифференцированной ставки земельного налога, установленной постановлением главы города Сочи от 26.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 год". Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Коэффициенты экономико-планировочных зон относительно среднего городского уровня в черте г. Сочи и его курортных поселках установлены решением Сочинского городского совета народных депутатов от 23.06.92. Действие дифференцированных ставок продлено решением Сочинского городского совета от 09.09.2003 N 222. До 2003 года коэффициенты дифференциации не изменялись.
Федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и 06.02.2004 N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Поэтому в 2003 году порядок исчисления земельного налога по ставкам с коэффициентом 1,8 подлежал применению с 01.01.2003 на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.01.2003.
Таким образом, суд правомерно указал, что размер земельного налога в 2003 году производится с учетом дифференцированных ставок, установленных постановлением главы города Сочи от 26.05.2003 N 305.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Статьей 18 Закона Краснодарского края от 6 декабря 1996 года N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" установлено, что земельный налог уплачивается по четырем срокам уплаты, первый срок - 15 апреля.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.95 N 160 установлено, что исчисление земельного налога для всех категорий плательщиков, кроме сельскохозяйственных предприятий и граждан, имеющих земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, производится ежеквартально, а уплата налога - не позднее 15 числа последующего за кварталом месяца, за IV квартал - не позднее 15 ноября текущего года.
В связи с нарушением сроков уплаты земельного налога, налоговая инспекция обоснованно начислила пеню.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были предметом тщательного исследования суда. Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 20.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14150/2004-54/323-2005-52/551 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2007 N Ф08-3142/2007-1305А ПО ДЕЛУ N А32-14150/2004-54/323-2005-52/551
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 6 июня 2007 года Дело N Ф08-3142/2007-1305А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества "Прометей-Сочи", представителя от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ранее - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сочи), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Прометей-Сочи" на решение от 20.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14150/2004-54/323-2005-52/551, установил следующее.
ОАО "Прометей-Сочи" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До принятия решения общество уточнило требования, просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 в части начисления 2551882 рублей 52 копеек земельного налога, 259449 рублей 07 копеек пени и 510376 рублей 50 копеек штрафных санкций и заявило отказ от требований в остальной части.
Решением от 11.01.2005 признано недействительным решение налоговой инспекции от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 в части начисления 2551882 рублей 52 копеек земельного налога, 259449 рублей 07 копеек пени и 510376 рублей 50 копеек штрафных санкций. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2005 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение ввиду неправильного применения норм материального права.
При новом рассмотрении дела общество изменило основание иска и просило признать незаконным решение от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 в части доначислений по земельному налогу.
Решением от 20.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция правомерно применила при исчислении ставок земельного налога в 2003 году повышающий коэффициент, предусмотренный постановлением главы администрации г. Сочи от 16.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 год".
Определением суда апелляционной инстанции от 01.02.2007 произведена процессуальная замена заинтересованного лица на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить. По мнению заявителя, сумма налога за облагаемые территории в г. Сочи значительно превышает сумму налога, исчисленную по средней ставке. Суд не истребовал у органов государственной власти сведения о правильности расчета дифференцированной ставки земельного налога. Суд не правомерно применил статью 18 Закона Краснодарского края от 6 декабря 1996 года N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае".
В отзыве на жалобу налоговая инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обладает правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в г. Сочи по адресам: ул. Новороссийское шоссе Хостинского района площадью 9,6 га; с. Монастырь Адлерского района площадью 6,09 га, в том числе, 2 га пашни и 2 га многолетних насаждений и 2,09 га кустарника.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год налоговая инспекция вынесла решение от 02.03.2004 N 03-28/2-17/2-89 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислено 7482667 рублей 34 копейки земельного налога, пени и штрафных санкций.
Налоговый орган осуществил начисление сумм налога исходя из дифференцированной ставки земельного налога, установленной постановлением главы города Сочи от 26.05.2003 N 305 "Об индексации ставок земельного налога и нормативной цене земли в г. Сочи на 2003 год". Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Коэффициенты экономико-планировочных зон относительно среднего городского уровня в черте г. Сочи и его курортных поселках установлены решением Сочинского городского совета народных депутатов от 23.06.92. Действие дифференцированных ставок продлено решением Сочинского городского совета от 09.09.2003 N 222. До 2003 года коэффициенты дифференциации не изменялись.
Федеральные законы о федеральном бюджете, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указывается в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и 06.02.2004 N 48-О, должно быть соблюдено требование определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Поэтому в 2003 году порядок исчисления земельного налога по ставкам с коэффициентом 1,8 подлежал применению с 01.01.2003 на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.01.2003.
Таким образом, суд правомерно указал, что размер земельного налога в 2003 году производится с учетом дифференцированных ставок, установленных постановлением главы города Сочи от 26.05.2003 N 305.
Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Статьей 18 Закона Краснодарского края от 6 декабря 1996 года N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" установлено, что земельный налог уплачивается по четырем срокам уплаты, первый срок - 15 апреля.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.95 N 160 установлено, что исчисление земельного налога для всех категорий плательщиков, кроме сельскохозяйственных предприятий и граждан, имеющих земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, производится ежеквартально, а уплата налога - не позднее 15 числа последующего за кварталом месяца, за IV квартал - не позднее 15 ноября текущего года.
В связи с нарушением сроков уплаты земельного налога, налоговая инспекция обоснованно начислила пеню.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были предметом тщательного исследования суда. Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14150/2004-54/323-2005-52/551 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)