Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2007 N Ф09-8827/07-С3 ПО ДЕЛУ N А47-8092/06

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2007 г. N Ф09-8827/07-С3

Дело N А47-8092/06

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Дубровского В.И., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2006 по делу N А47-8092/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Индивидуальный предприниматель Южалкина Татьяна Даниловна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 27.06.2006 N 15-17/1364дсп.
Решением суда от 04.12.2006 (судья Малышева И.А.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 (судьи Чередникова М.В., Бояршинова Е.В., Тремасова-Зинова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2 ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 14.11.2002 N 321/61-III-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности", а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, вид деятельности предпринимателя должен быть определен как "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы" и соответственно величина единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) должна рассчитываться исходя из физического показателя "площадь торгового зала". Налоговый орган также ссылается на то, что факт осуществления розничной торговли с ноября 2004 г. подтверждается материалами дела, в частности объяснениями предпринимателя и его работников.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в том числе ЕНВД, за период с 24.03.2003 по 31.12.2005. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 29.05.2006 N 15-17/24дсп, на основании которого налоговым органом принято решение от 27.06.2006 N 15-17/1364 о доначислении ЕНВД за IV квартал 2004 г., I - IV кварталы 2005 г. в общей сумме 30294 руб., начислении пеней в сумме 4098 руб. 18 коп., привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 6060 руб.
Согласно материалам проверки налоговым органом установлено занижение налогооблагаемой базы по ЕНВД в результате необоснованного применения физического показателя "торговое место".
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о правомерности применения при исчислении ЕНВД физического показателя "торговое место", а также недоказанности осуществления предпринимателем розничной торговли в помещении, расположенном по адресу: с. Караганка, п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области, 1-й микрорайон, д. 1, кв. 2, с ноября 2004 г.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход определен гл. 26.3 Кодекса и Законом Оренбургской области от 14.11.2002 N 321/61-III-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В соответствии с требованиями, установленными ст. 346.26 Кодекса, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
Пунктом 3 статьи 346.29 Кодекса установлены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые применяются для исчисления ЕНВД.
В отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, используется физический показатель "площадь торгового зала" (в квадратных метрах).
Согласно статье 346.27 Кодекса стационарной торговой сетью является торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частей) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
Магазином является специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже; павильоном является строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест; киоском является строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Нестационарной является торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
Статьей 346.27 Кодекса определено понятие площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) как площади всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемой на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения главы 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель осуществляет розничную торговлю в помещении жилой квартиры. В качестве правоустанавливающего документа в материалы дела представлен ордер от 06.07.2004, выданный на имя предпринимателя, подтверждающий наличие правоотношений социального найма жилого помещения площадью 63 кв. м. Перевод данного помещения из жилого в нежилое не производился, целевое назначение объекта не изменялось.
Поскольку жилое помещение в установленном законом порядке не переведено в нежилой фонд и не относится к объектам стационарной торговой сети, судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для применения физического показателя "площадь торгового зала" и доначисления ЕНВД.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что измерение площади торгового зала произведено налоговым инспектором самостоятельно в присутствии двух понятых, без приглашения специалистов. Вместе с тем положения Кодекса не позволяют должностным лицам налоговых органов самостоятельно определять площадь торгового зала, именно поэтому в статье 346.27 Кодекса имеется указание на инвентаризационные и правоустанавливающие документы.
Суды, всесторонне и полно оценив имеющиеся в материалах дела документы, также пришли к правомерному выводу о недоказанности осуществления предпринимателем розничной торговли в спорном помещении с ноября 2004 г. Оснований для переоценки установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2006 по делу N А47-8092/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ПЕРВУХИН В.М.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)