Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2001 N Ф03-А73/01-2/2243

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 14 ноября 2001 года Дело N Ф03-А73/01-2/2243


Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мутабор" на решение и постановление от 08.08.2001, 20.09.2001 по делу N А73-4571/2001-41 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью "Мутабор" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска о взыскании 862490 рублей и процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.
Общество с ограниченной ответственностью "Мутабор" обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета излишне уплаченного в январе - мае 2001 года налога на игорный бизнес в сумме 862490 рублей и взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога. До принятия решения истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать недействительным решение налоговой инспекции от 27.07.2001 N 07/903, возвратить излишне уплаченный налог в сумме 796676 руб. 25 коп., взыскать проценты в сумме 12776 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2001, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с их необоснованностью, поскольку налогообложение организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, производится в соответствии с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ (далее - Закон N 142-ФЗ), которым установлены общие условия взыскания данного налога: объекты налогообложения, налогооблагаемая база, ставки налога и плательщики налога. Согласно статье 5 указанного Закона ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральным законом от 12.02.2001 N 8-ФЗ "О внесении изменениЙ и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" с 01.01.2001 изменился минимальный размер оплаты труда и с 01.04.2001 увеличились ставки налога на игорный бизнес, но данные изменения не повлекли в целом изменения системы и порядка налогообложения в области игорного бизнеса, поэтому обществу "Мутабор" правомерно налоговым органом решением от 27.07.2001 N 07/903 доначислен налог в сумме 883021 руб. Сумма излишне уплаченного налога составила 65813 руб. 75 коп., которая своевременно возвращена истцу, поэтому у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ООО "Мутабор".
Правильность принятых судебных актов проверяется по жалобе истца, который просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, а именно: статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указывает на то, что общество "Мутабор" относится к субъектам малого предпринимательства, и поскольку изменения минимального размера оплаты труда и ставок налога на игорный бизнес создало для него менее благоприятные условия деятельности по сравнению с ранее действовавшими условиями, то общество "Мутабор" имеет право в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги в том же размере, который действовал на момент его государственной регистрации.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Налоговая инспекция отзыв на жалобу не представила, но ее представитель в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Материалами дела установлено, что общество "Мутабор" создано 07.09.1999 и зарегистрировано в качестве юридического лица 17.09.1999 в реестре за N 27:23-Р834. Одним из основных видов его деятельности является игорный бизнес, поэтому истец уплачивает налог на игорный бизнес в соответствии с Законом N 142-ФЗ. Статья 5 Закона предусматривает, что ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Пункт 2 данной нормы права устанавливает минимальный размер ставок в год, а пункт 3 говорит о том, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 2 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами N 82-ФЗ от 19.06.2000 "О минимальном размере оплаты труда" и N 8-ФЗ от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" изменены минимальный размер оплаты труда и минимальные размеры ставок налога на игорный бизнес в месяц, что привело к увеличению размера налога, уплачиваемого в бюджет, и что, по мнению общества "Мутабор", является изменением налогового законодательства, которое создало для него менее благоприятные условия деятельности по сравнению с ранее действовавшими условиями. Поэтому истец представил в налоговую инспекцию уточненные расчеты налога на игорный бизнес за январь - июнь 2001 года, в которых исчислил налог, исходя из ранее действовавшего размера минимальной оплаты труда и минимальных размеров ставок. Налоговая инспекция правомерно не приняла указанные расчеты во внимание и решением от 27.07.2001 N 07/903 доначислила истцу налог за указанный период в сумме 883021 руб., поскольку своими действиями общество "Мутабор" нарушило пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, который предусматривает обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Кроме этого, в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона N 142-ФЗ сумма налога на игорный бизнес включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности. Поэтому арбитражным судом правомерно сделан вывод о том, что изменения минимального размера оплаты труда и ставок налога не повлекли в целом изменения системы и порядка налогообложения деятельности в области игорного бизнеса. Следовательно, уплата законно установленного налога не является излишней его уплатой и у общества "Мутабор" отсутствовали правовые основания для признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции и для заявления требований о возврате 796676 руб. 25 коп. как излишне уплаченного налога и взыскании процентов за его несвоевременный возврат.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче жалобы обществом "Мутабор" излишне уплачена госпошлина в сумме 265 руб. (следовало уплатить госпошлину в сумме 7847,27 руб., фактически уплачена - 8112,45 руб.), которая подлежит возврату в соответствии со статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 174 - 177, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.08.2001, постановление от 20.09.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4571/2001-41 (АИ-1/733) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Мутабор" госпошлину в сумме 265 рублей, как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 14 ноября 2001 года Дело N Ф03-А73/01-2/2243


Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мутабор" на решение и постановление от 08.08.2001, 20.09.2001 по делу N А73-4571/2001-41 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью "Мутабор" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска о взыскании 862490 рублей и процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.
Общество с ограниченной ответственностью "Мутабор" обратилось с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета излишне уплаченного в январе - мае 2001 года налога на игорный бизнес в сумме 862490 рублей и взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога. До принятия решения истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать недействительным решение налоговой инспекции от 27.07.2001 N 07/903, возвратить излишне уплаченный налог в сумме 796676 руб. 25 коп., взыскать проценты в сумме 12776 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2001, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с их необоснованностью, поскольку налогообложение организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, производится в соответствии с Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ (далее - Закон N 142-ФЗ), которым установлены общие условия взыскания данного налога: объекты налогообложения, налогооблагаемая база, ставки налога и плательщики налога. Согласно статье 5 указанного Закона ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральным законом от 12.02.2001 N 8-ФЗ "О внесении изменениЙ и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" с 01.01.2001 изменился минимальный размер оплаты труда и с 01.04.2001 увеличились ставки налога на игорный бизнес, но данные изменения не повлекли в целом изменения системы и порядка налогообложения в области игорного бизнеса, поэтому обществу "Мутабор" правомерно налоговым органом решением от 27.07.2001 N 07/903 доначислен налог в сумме 883021 руб. Сумма излишне уплаченного налога составила 65813 руб. 75 коп., которая своевременно возвращена истцу, поэтому у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ООО "Мутабор".
Правильность принятых судебных актов проверяется по жалобе истца, который просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, а именно: статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указывает на то, что общество "Мутабор" относится к субъектам малого предпринимательства, и поскольку изменения минимального размера оплаты труда и ставок налога на игорный бизнес создало для него менее благоприятные условия деятельности по сравнению с ранее действовавшими условиями, то общество "Мутабор" имеет право в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги в том же размере, который действовал на момент его государственной регистрации.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Налоговая инспекция отзыв на жалобу не представила, но ее представитель в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Материалами дела установлено, что общество "Мутабор" создано 07.09.1999 и зарегистрировано в качестве юридического лица 17.09.1999 в реестре за N 27:23-Р834. Одним из основных видов его деятельности является игорный бизнес, поэтому истец уплачивает налог на игорный бизнес в соответствии с Законом N 142-ФЗ. Статья 5 Закона предусматривает, что ставка налога на каждый объект налогообложения устанавливается в размере, кратном установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Пункт 2 данной нормы права устанавливает минимальный размер ставок в год, а пункт 3 говорит о том, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 2 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами N 82-ФЗ от 19.06.2000 "О минимальном размере оплаты труда" и N 8-ФЗ от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" изменены минимальный размер оплаты труда и минимальные размеры ставок налога на игорный бизнес в месяц, что привело к увеличению размера налога, уплачиваемого в бюджет, и что, по мнению общества "Мутабор", является изменением налогового законодательства, которое создало для него менее благоприятные условия деятельности по сравнению с ранее действовавшими условиями. Поэтому истец представил в налоговую инспекцию уточненные расчеты налога на игорный бизнес за январь - июнь 2001 года, в которых исчислил налог, исходя из ранее действовавшего размера минимальной оплаты труда и минимальных размеров ставок. Налоговая инспекция правомерно не приняла указанные расчеты во внимание и решением от 27.07.2001 N 07/903 доначислила истцу налог за указанный период в сумме 883021 руб., поскольку своими действиями общество "Мутабор" нарушило пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, который предусматривает обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Кроме этого, в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона N 142-ФЗ сумма налога на игорный бизнес включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности. Поэтому арбитражным судом правомерно сделан вывод о том, что изменения минимального размера оплаты труда и ставок налога не повлекли в целом изменения системы и порядка налогообложения деятельности в области игорного бизнеса. Следовательно, уплата законно установленного налога не является излишней его уплатой и у общества "Мутабор" отсутствовали правовые основания для признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции и для заявления требований о возврате 796676 руб. 25 коп. как излишне уплаченного налога и взыскании процентов за его несвоевременный возврат.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче жалобы обществом "Мутабор" излишне уплачена госпошлина в сумме 265 руб. (следовало уплатить госпошлину в сумме 7847,27 руб., фактически уплачена - 8112,45 руб.), которая подлежит возврату в соответствии со статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 174 - 177, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.08.2001, постановление от 20.09.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4571/2001-41 (АИ-1/733) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Мутабор" госпошлину в сумме 265 рублей, как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)