Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2003 N А14-4060/03/152/24

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 24 октября 2003 г. Дело N А14-4060/03/152/24

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2003 по делу N А14-4060/03/152/24,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Рудгормаш" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 в части доначисления налога на доходы физических лиц за период до 2000 г. в сумме 10310590,06 руб. и соответствующей суммы пени, взыскания налога на доходы физических лиц за 2000 - 2001 гг. в сумме 14408414,55 руб. и соответствующей суммы пени, доначисления единого социального налога в сумме 449249,48 руб., пени по налогу в сумме 205630 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 89849,89 руб., об уменьшении размера санкций по ст. 123 НК РФ с учетом оспариваемых сумм налога на доходы физических лиц (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2003 заявленные требования удовлетворены частично: Решение ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 признано недействительным в части взыскания 7908456,52 руб. налога на доходы физических лиц, 449249,48 руб. единого социального налога, 9837134,92 руб. пени по налогу на доходы физических лиц, 205630,10 руб. пени по единому социальному налогу, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц в сумме 2774484,69 руб., налоговых санкций по единому социальному налогу в сумме 89849,89 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа просит решение в части удовлетворения требований, касающихся доначислений по единому социальному налогу, пени и налоговых санкций по единому социальному налогу, отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО "Рудгормаш", суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ОАО "Рудгормаш" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, удерживаемый налоговым агентом за период с 01.01.2000 по 31.11.2002, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 12.05.2003 N 09-130.
По результатам проверки на основании Решения ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 ОАО "Рудгормаш" предложено уплатить неудержанную сумму подоходного налога и налога на доходы физических лиц в сумме 16449 руб., задолженность бюджету и пени по указанным налогам в сумме 30146979,98 руб. и в сумме 20540261,70 руб. соответственно, единый социальный налог в сумме 449249,48 руб. и пени по налогу в сумме 205630,10 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 3289,80 руб. и в сумме 3967277,98 руб., предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 89849,89 руб.
Не согласившись с Решением налогового органа от 03.06.2003 N 219 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 10310590,06 руб. и соответствующей суммы пени, взыскания налога на доходы физических лиц в сумме 14408414,55 руб. и соответствующей суммы пени, доначисления единого социального налога в сумме 449249,48 руб. и пени по налогу в сумме 205630,10 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ОАО "Рудгормаш" обратилось в суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу предъявленных требований, касающихся доначисления заявителю сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц, арбитражный суд пришел к правильному выводу о необоснованном взыскании с ОАО "Рудгормаш" налога на доходы физических лиц в сумме 7908456,52 руб.
Признавая недействительным Решение ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 в части доначисления налогоплательщику единого социального налога в сумме 449249,48 руб., пени в сумме 205630,10 руб. и привлечения общества к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога, суд указал, что произведенные ОАО "Рудгормаш" выплаты в пользу физических лиц сумм превышения командировочных расходов, сумм материальной помощи, сумм материальной выгоды от оплаты путевок, экономии на процентах, оплаты обучения, медицинского обслуживания, полученных как работниками предприятия, так и третьими лицами, в соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей в проверяемый период, не признаются объектом налогообложения, так как произведенные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, увязывающих порядок исчисления и уплаты единого социального налога с уплатой или неуплатой начисленного налога на прибыль.
Кассационная инстанция не может признать указанные выводы суда достаточно обоснованными.
На основании ст. 236 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) объектом налогообложения единым социальным налогом признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Пунктом 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2001 г.) было установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Налогового кодекса РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Из буквального толкования п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ, а также п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ следует, что законодатель разделяет понятия "выплаты" и "иные вознаграждения".
В связи с тем, что п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ касается "выплат", при принятии этой нормы законодатель исходил из того, что "иные вознаграждения", не являющиеся "выплатами" в смысле абз. 2 п. 1 ст. 236 НК РФ, включаются в объект обложения спорным налогом во всех случаях, вне зависимости от источника, за счет которого осуществлены "иные вознаграждения".
Исходя из изложенного, в 2001 г. "материальная выгода, полученная работником от работодателя" включалась в объект обложения (налоговую базу) по единому социальному налогу вне зависимости от источника финансирования, то есть вне зависимости от того, выплачена она за счет использования организацией средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, либо нет.
Суду надлежало разграничить понятия "выплаты" и "иные вознаграждения" и, исходя из вышеприведенных норм, дать правовую оценку обоснованности исключения налогоплательщиком из налогооблагаемой базы по единому социальному налогу материальной выгоды за пользование заемными средствами, от оплаты путевок для работников и членов их семей, питания спортсменов, стоимости подарков для сотрудников, оплаты лечения, квартплаты, ценовой разницы товара.
Суду также следует учесть, что в случаях дарения работодателем подарков своим работникам и (или) членам их семей облагаемой базой при исчислении спорного налога будет именно "материальная выгода", так как при получении работником от работодателя безвозмездно какого-либо товара, оплаченного работодателем (подарка), или в качестве подарка продукции предприятия, работник безвозмездно приобретает оплаченный предприятием товар на условиях более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях, поэтому материальная выгода имеется и подлежит налогообложению согласно абз. 4 п. 4 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, полученная физическими лицами материальная выгода от предприятия-работодателя не является прямой выплатой физическим лицам, так как она определяется расчетным путем. Суммы материальной выгоды включаются в объект налогообложения без учета положений п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ, поскольку материальная выгода не имеет источников погашения и не отражается в бухгалтерском учете.
Кроме того, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) указанные в п. п. 1 и 2 настоящей статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Учитывая, что судом не дана правовая оценка материальной выгоде от оплаты стоимости путевок для работников и членов их семей, стоимости подарков для сотрудников, стоимости услуг по лечению, оплаты ценовой разницы товара, квартплаты, питания, материальной выгоде за пользование заемными средствами, что является существенным для правильного разрешения спора, судебный акт в части признания недействительным Решения ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 о доначислении единого социального налога и пени, привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2003 по делу N А14-4060/03/152/24 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 о доначислении единого социального налога в сумме 449249,48 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 205630,10 руб., привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 89849,89 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 24 октября 2003 г. Дело N А14-4060/03/152/24

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2003 по делу N А14-4060/03/152/24,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Рудгормаш" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 в части доначисления налога на доходы физических лиц за период до 2000 г. в сумме 10310590,06 руб. и соответствующей суммы пени, взыскания налога на доходы физических лиц за 2000 - 2001 гг. в сумме 14408414,55 руб. и соответствующей суммы пени, доначисления единого социального налога в сумме 449249,48 руб., пени по налогу в сумме 205630 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 89849,89 руб., об уменьшении размера санкций по ст. 123 НК РФ с учетом оспариваемых сумм налога на доходы физических лиц (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2003 заявленные требования удовлетворены частично: Решение ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 признано недействительным в части взыскания 7908456,52 руб. налога на доходы физических лиц, 449249,48 руб. единого социального налога, 9837134,92 руб. пени по налогу на доходы физических лиц, 205630,10 руб. пени по единому социальному налогу, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц в сумме 2774484,69 руб., налоговых санкций по единому социальному налогу в сумме 89849,89 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа просит решение в части удовлетворения требований, касающихся доначислений по единому социальному налогу, пени и налоговых санкций по единому социальному налогу, отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО "Рудгормаш", суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ОАО "Рудгормаш" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, удерживаемый налоговым агентом за период с 01.01.2000 по 31.11.2002, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 12.05.2003 N 09-130.
По результатам проверки на основании Решения ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 ОАО "Рудгормаш" предложено уплатить неудержанную сумму подоходного налога и налога на доходы физических лиц в сумме 16449 руб., задолженность бюджету и пени по указанным налогам в сумме 30146979,98 руб. и в сумме 20540261,70 руб. соответственно, единый социальный налог в сумме 449249,48 руб. и пени по налогу в сумме 205630,10 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 3289,80 руб. и в сумме 3967277,98 руб., предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 89849,89 руб.
Не согласившись с Решением налогового органа от 03.06.2003 N 219 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 10310590,06 руб. и соответствующей суммы пени, взыскания налога на доходы физических лиц в сумме 14408414,55 руб. и соответствующей суммы пени, доначисления единого социального налога в сумме 449249,48 руб. и пени по налогу в сумме 205630,10 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ОАО "Рудгормаш" обратилось в суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу предъявленных требований, касающихся доначисления заявителю сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц, арбитражный суд пришел к правильному выводу о необоснованном взыскании с ОАО "Рудгормаш" налога на доходы физических лиц в сумме 7908456,52 руб.
Признавая недействительным Решение ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 в части доначисления налогоплательщику единого социального налога в сумме 449249,48 руб., пени в сумме 205630,10 руб. и привлечения общества к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога, суд указал, что произведенные ОАО "Рудгормаш" выплаты в пользу физических лиц сумм превышения командировочных расходов, сумм материальной помощи, сумм материальной выгоды от оплаты путевок, экономии на процентах, оплаты обучения, медицинского обслуживания, полученных как работниками предприятия, так и третьими лицами, в соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей в проверяемый период, не признаются объектом налогообложения, так как произведенные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, увязывающих порядок исчисления и уплаты единого социального налога с уплатой или неуплатой начисленного налога на прибыль.
Кассационная инстанция не может признать указанные выводы суда достаточно обоснованными.
На основании ст. 236 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) объектом налогообложения единым социальным налогом признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Пунктом 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2001 г.) было установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Налогового кодекса РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Из буквального толкования п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ, а также п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ следует, что законодатель разделяет понятия "выплаты" и "иные вознаграждения".
В связи с тем, что п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ касается "выплат", при принятии этой нормы законодатель исходил из того, что "иные вознаграждения", не являющиеся "выплатами" в смысле абз. 2 п. 1 ст. 236 НК РФ, включаются в объект обложения спорным налогом во всех случаях, вне зависимости от источника, за счет которого осуществлены "иные вознаграждения".
Исходя из изложенного, в 2001 г. "материальная выгода, полученная работником от работодателя" включалась в объект обложения (налоговую базу) по единому социальному налогу вне зависимости от источника финансирования, то есть вне зависимости от того, выплачена она за счет использования организацией средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, либо нет.
Суду надлежало разграничить понятия "выплаты" и "иные вознаграждения" и, исходя из вышеприведенных норм, дать правовую оценку обоснованности исключения налогоплательщиком из налогооблагаемой базы по единому социальному налогу материальной выгоды за пользование заемными средствами, от оплаты путевок для работников и членов их семей, питания спортсменов, стоимости подарков для сотрудников, оплаты лечения, квартплаты, ценовой разницы товара.
Суду также следует учесть, что в случаях дарения работодателем подарков своим работникам и (или) членам их семей облагаемой базой при исчислении спорного налога будет именно "материальная выгода", так как при получении работником от работодателя безвозмездно какого-либо товара, оплаченного работодателем (подарка), или в качестве подарка продукции предприятия, работник безвозмездно приобретает оплаченный предприятием товар на условиях более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях, поэтому материальная выгода имеется и подлежит налогообложению согласно абз. 4 п. 4 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, полученная физическими лицами материальная выгода от предприятия-работодателя не является прямой выплатой физическим лицам, так как она определяется расчетным путем. Суммы материальной выгоды включаются в объект налогообложения без учета положений п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ, поскольку материальная выгода не имеет источников погашения и не отражается в бухгалтерском учете.
Кроме того, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) указанные в п. п. 1 и 2 настоящей статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Учитывая, что судом не дана правовая оценка материальной выгоде от оплаты стоимости путевок для работников и членов их семей, стоимости подарков для сотрудников, стоимости услуг по лечению, оплаты ценовой разницы товара, квартплаты, питания, материальной выгоде за пользование заемными средствами, что является существенным для правильного разрешения спора, судебный акт в части признания недействительным Решения ИМНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 о доначислении единого социального налога и пени, привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2003 по делу N А14-4060/03/152/24 в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 03.06.2003 N 219 о доначислении единого социального налога в сумме 449249,48 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 205630,10 руб., привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 89849,89 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)