Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.10.2005, 06.10.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-16302/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


13 октября 2005 г. Дело N А41-К2-16302/05

Резолютивная часть решения объявлена 06.10.2005.
Полный текст решения изготовлен 13.10.2005.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Зернопродукт" к ИФНС РФ по г. Ногинску о признании недействительным решения, при участии в заседании: от истца - Б., доверенность б/N от 03.05.05, паспорт N 46 02 053031, от ответчика - М., доверенность N 16 от 08.02.05, уд. УР N 011222,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Зернопродукт", уточнив в судебном заседании заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд МО с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Ногинску МО N 96 от 06.06.05 по подпункту "б" п. 1.1 в части доначисления земельного налога в сумме 2554758 руб.
Заявитель в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил следующее.
В ИФНС России по г. Ногинску 22.12.04 и 27.12.04 от ОАО "Зернопродукт" поступили уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 гг., в соответствии с которыми подлежал уменьшению земельный налог в сумме 2554328 руб. 15.02.05 общество направило в ИФНС России по г. Ногинску заявление N 45 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 2544328 руб.
В рамках статьи 89 НК РФ в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка представленных деклараций. По результатам проверки ИФНС по г. Ногинску вынесла решение N 96 от 06.06.2005 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении земельного налога в сумме 2544328 руб. за указанные выше периоды на основании ставок, утвержденных решениями Совета депутатов Ногинского района N 187/29 от 30.11.2000, N 3/2 от 27.12.2001, N 85/14 от 27.12.2002 (коэффициент градостроительной ценности).
Заявитель считает вынесенное решение недействительным по следующим основаниям: постановлением главы администрации Ногинского района N 2767 от 10.08.93 обществу представлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 2,24 га, на который было выдано свидетельство о праве собственности на землю N 21445 от 26.08.93.
Постановлением главы администрации Ногинского района N 819 от 06.03.96 были утверждены границы земельного участка, отведенного обществу, площадь которого составила по фактическому пользованию 4,29 га. Общество договор аренды с администрацией Ногинского района не заключало, а платило земельный налог.
Город Ногинск расположен в Центральном экономическом районе и в соответствии со справкой Ногинского районного отдела государственной статистики N 57 от 24.03.05 численность населения в г. Ногинске на 01.01.04 составила 116786 человек.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону.
Вышеуказанным Приложением устанавливается средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения от 100 до 200 тысяч человек в размере 1,8 руб./кв. м.




С учетом коэффициента 1,6, установленного ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" (Приложение N 7) и коэффициента 50, установленного ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" 21-83 от 09.08.94, а также коэффициентов, установленных соответствующими постановлениями Правительства РФ и федеральными законами, согласно прилагаемому расчету ставки земельного налога в г. Ногинске должны составлять: 2002 г. - 4,14 руб./кв. м; 2003 г. - 7,45 руб./кв. м, 2004 г. - 8,20 руб./кв. м.
В течение 2002 - 2004 гг. общество уплачивало за предоставленный участок земельный налог по ставкам, установленным решениями Совета депутатов Ногинского района N 3/2 от 27 декабря 2001 г., N 85/14 от 27 декабря 2002 г., N 168/29 от 28 октября 2003 г.
В соответствии с вышеуказанными решениями Совета депутатов общество исчисляло и уплачивало налог по ставкам в следующем размере: 2002 год - 16,58 руб./кв. м; 2003 год - 29,84 руб./кв. м; 2004 год - 32,82 руб./кв. м.
В результате проведенного анализа было установлено, что оплата по указанным ставкам производилась в большем размере, чем предусмотрено налоговым законодательством.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы). В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК. В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований. Территория предприятия в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - землям особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные предприятию, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК).
Территория предприятия в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю").
Территория, на которой располагаются земельные участки, предоставленные предприятию, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
По смыслу закона столбец 2 таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, указанной в столбце 1 таблицы, а не описывает всю его территорию (например: столбец 1 - Черноморское побережье, столбец 2 - Краснодарский край, при этом Черноморское побережье занимает только часть Краснодарского края). Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
Согласно ст. 98 ЗК к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7, главой 17 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли предприятия не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Таким образом, повышающий коэффициент 2,5 при расчете земельного налога за земли городов, предприятием применяться не может.
Согласно решению Совета депутатов Ногинского района N 187/29 от 30.11.00 установлено, что ставки земельного налога в границах г. Ногинска дифференцируются с учетом градостроительной ценности территории согласно планировочных зон. Земельные участки, используемые обществом, расположены в планировочной зоне N 21, в связи с чем при расчете налоговой ставки применяется коэффициент 1,6.
Заявитель считает применение данного коэффициента необоснованным, так как в соответствии с абзацем 2 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местонахождению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Согласно таблице 2 (столбцы 3, 4, 5) дифференцирование по градостроительной ценности территории предусмотрено только для курортных зон, а согласно таблице 3 (столбцы 4 - 9) дифференцирование по местоположению земельного участка (в городе или пригороде) предусмотрено только для населенных пунктов от 500 тыс. человек.




Город Ногинск к населенным пунктам данных категорий не относится, в связи с чем установление для общества указанного коэффициента противоречит Закону РФ "О плате за землю" и его применение в силу п. 5 ст. 7 Конституции РФ является неправомерным.
В декабре 2004 года общество направило в адрес ИФНС России по г. Ногинску уточненные декларации по земельному налогу за 2002 - 2004 года.
15 февраля 2005 г. общество направило в налоговую инспекцию письмо N 45 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 2554328 рублей, которое было оставлено без ответа. 20 мая 2005 года общество обратилось в арбитражный суд с иском о возврате налога в сумме 226380 рублей.
Сумма иска была уменьшена по сравнению с суммой, указанной в письме N 45 в связи с истечением трехлетнего срока для возврата налога по платежам за январь - апрель 2002 года. Решением суда от 23.06.05 г. по делу N А41-К2-10337/05 требования общества были удовлетворены в полном объеме.
В пункте 5 описательной части решения N 96 налоговая инспекция указывает, что обществом, в нарушение соответствующих решений Совета депутатов Ногинского района, при исчислении земельного налога применены ставки, установленные Законом РФ "О плате за землю". Суд вышеуказанным решением подтвердил законность и правомерность исчисления обществом ставок земельного налога. В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, имеют преюдициальное значение при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, вывод налогового органа о занижении обществом в 2002 - 2004 годах налога на землю необоснован.
Заинтересованное лицо считает требования заявителя неправомерными, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (далее - Закона РФ) пользование землей в РФ является платным.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
На основании ст. 8 Закона РФ налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ. В таблице 1 Приложения 2 Закона приводятся ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в руб./кв. м в расчете на год в зависимости от экономического района и численности населения. Вышеуказанным Приложением устанавливается средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения от 100 до 200 тысяч человек в размере 1,8 руб./кв. м. В таблицах 2 и 3 Приложения 2 Закона РФ приводятся коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха и коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые необходимо применять для исчисления ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16.07.1995 средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 к Закону РФ:
- - за земли городов - 2,5;
- - за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Заинтересованное лицо не согласно с доводом заявителя о том, что занимаемая им территория не подпадает под понятие "курортный район" и понятие "зона отдыха", поскольку в таблице N 2 Приложения 2 к Закону РФ четко разграничены указанные понятия, относя территорию всей Московской области к зонам отдыха г. Москвы. Правильность позиции налогового органа подтверждается решением Московского областного суда от 04.11.2004 и Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2005 по делу N 4Г04-57.
В своем решении Московский областной суд установил правомерность применения повышающих коэффициентов к средней ставке земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха, указанных в таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю", определив всю Московскую область зоной отдыха г. Москвы.
Статья 9 Закона МО устанавливает, что ставки земельного налога за городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим местоположение. Приложением 7 к Закону МО установлен такой коэффициент для г. Ногинска в размере 1,6.
Абзац 2 ст. 8 Закона РФ гласит, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Статья 6 Закона МО также предполагает, что органы местного самоуправления районов могут дифференцировать ставки земельного налога с учетом местоположения, природоохранной и экономической ценности территории. Согласно решению Совета депутатов Ногинского района N 187/29 от 30.11.2000 установлено, что ставки земельного налога в границах города Ногинска дифференцируются с учетом градостроительной ценности территории согласно планировочных зон. Земельный участок ОАО "Зернопродукт" расположен в 21 планировочной зоне, в связи с чем при расчете налоговой ставки применяется коэффициент 1,6. ИФНС считает установление и применение коэффициента градостроительной ценности в г. Ногинске в размере 1,6 обоснованным и правомерным.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (далее - Закона РФ) пользование землей в РФ является платным.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должен применяться коэффициент к ставке земельного налога 2,5, установленный Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-03, как противоречащий Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
Коэффициент 2,5 применяется согласно Приложению 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" для земель повышенной рекреационной ценности, в частности, курортных районов и зон отдыха.
Поскольку законодательство о налогах и сборах и Закон РФ "О плате за землю" не содержат определения термина "курортная зона", то в соответствие со статьей 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Ногинска в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в городе Ногинске Московской области.
В части применения повышающего коэффициента 1,6, установленного решением Совета депутатов Ногинского района N 187/29 от 30.11.2000, суд согласен с позицией заявителя, так как коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога с учетом градостроительной ценности могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 500 тыс. человек, к которым г. Ногинск, имеющий численность населения 116786 человек, не относится.
Ссылка заинтересованного лица на Определение Верховного суда от 16.02.05 по делу N 4-Г04-57, в соответствии с которым вся Московская область без каких-либо изъятий отнесена к зоне отдыха г. Москвы, не принимается судом, так как при рассмотрении настоящего дела вопрос об отнесении земель заявителя к категории курортной зоны и зоны отдыха исследовался на основании Закона МО "О плате за землю в Московской области". Кроме того, неоднократные указания в постановлениях ВАС РФ также указывают на необоснованное отнесение налоговой инспекцией земель Московской области к зоне отдыха г. Москвы.
Принимая во внимание изложенное, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Ногинску МО N 96 от 06.06.05 по подпункту "б" п. 1.1 в части доначисления земельного налога в сумме 2554758 руб.
Возвратить ОАО "Зернопродукт" госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 518 от 03.06.05.
Выдать справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)