Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 января 2005 года Дело N Ф09-5936/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции МНС РФ N 18 по Оренбургской области на решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-9079/04.
В судебном заседании приняли участие представители заявителя: Колодин М.Ю. по доверенности от 10.01.2005 N 01-18/3, Давыдов А.А. по доверенности от 10.01.2005 N 01-18/2.
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводы составу суда не заявлены.
Ходатайств не поступило.
ООО "ТопНефть" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 18 по Оренбургской области о признании недействительным решения от 05.07.2004 N 13-07/12096 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 31.08.2004 заявление удовлетворено. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004 того же суда решение оставлено без изменения.
Межрайонная Инспекция МНС РФ N 18 по Оренбургской области с судебными актами не согласна, просит в кассационной жалобе решение и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о правомерности применения обществом коэффициента перевода сырой нефти в товарную, составляющего 0,5697, не соответствует материалам дела. По мнению налогового органа, данный коэффициент должен составлять - 0,0924.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ N 18 по Оренбургской области по результатам выездной налоговой проверки ООО "ТопНефть" составлены акты от 25.03.2004 N 13-07, от 09.06.2004 о дополнительных мероприятиях налогового контроля и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 05.07.2004 N 13-07/12096 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 190847,6 руб. за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых и доначислении налога на добычу полезных ископаемых в размере 954238 руб.
Основанием доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о необоснованности определения обществом количества добытого полезного ископаемого с применением коэффициента выхода товарной нефти, в связи с тем, что заключение ООО "ВолгоУралНИПИгаз" об исследовании и расчете выхода товарной продукции в ООО "ТопНефть" не соответствует методическим указаниям РД 153-39-019-97 по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний России, указанное заключение не прошло экспертизу в организации, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности, и проект нормативов технологических потерь нефти не согласован в Оренбургском управлении Госгортехнадзора России.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ТопНефть" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, судебные инстанции исходили из правомерности определения заявителем количества добытого полезного ископаемого с использованием коэффициента удельного выхода товарной нефти из минерального сырья, рассчитанного ООО "ВолгоУралНИПИгаз", а также недоказанности вины заявителя в совершении налогового правонарушения.
Вывод суда является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в 2002 году на основании приказа от 30.03.2002 и Положения об учетной политике для целей налогообложения на 2002 год применялся косвенный (расчетный) метод определения количества добытой нефти с применением коэффициента удельного выхода товарной нефти 0,5697, в связи с тем, что извлекаемая обществом из недр пластовая смесь не соответствовала по химическому и физическому составу ГОСТ 51858-2002 и невозможностью определения количества добытого полезного ископаемого, содержащегося в смеси, прямым методом с применением измерительных приборов.
Применяемый обществом коэффициент удельного выхода товарной нефти из минерального сырья определен заключением ООО "ВолгоУралНИПИгаз" на основе проведенных исследований. Необоснованность проведенных исследований, необходимость их экспертной проверки и согласования показателей технологических потерь, принятых для расчета удельного выхода товарной нефти, с органами Госгортехнадзора России налоговым органом нормативно не мотивировано.
В нарушение требований ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ налоговым органом не доказана неправомерность определения обществом количества добытого полезного ископаемого.
Доначисление налоговым органом налога на добычу полезных ископаемых, исходя из количества извлекаемого минерального сырья, противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 336, ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 337, ст. 338, ч. 1, 2 ст. 339 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с положениями ст. ст. 106, 108, 109, 339 НК РФ, обоснованно удовлетворил заявление налогоплательщика о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа.
Доводы кассационной жалобы о необходимости определения количества добытого полезного ископаемого с применением коэффициента перевода сырой нефти в товарную, составляющего - 0,0924, противоречат материалам исследования, заключению ООО "ВолгоУралНИПИгаз", не являлись основанием для принятия оспариваемого решения и подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
Решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-9079/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.01.2005 N Ф09-5936/04-АК ПО ДЕЛУ N А47-9079/04
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 января 2005 года Дело N Ф09-5936/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции МНС РФ N 18 по Оренбургской области на решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-9079/04.
В судебном заседании приняли участие представители заявителя: Колодин М.Ю. по доверенности от 10.01.2005 N 01-18/3, Давыдов А.А. по доверенности от 10.01.2005 N 01-18/2.
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводы составу суда не заявлены.
Ходатайств не поступило.
ООО "ТопНефть" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 18 по Оренбургской области о признании недействительным решения от 05.07.2004 N 13-07/12096 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 31.08.2004 заявление удовлетворено. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004 того же суда решение оставлено без изменения.
Межрайонная Инспекция МНС РФ N 18 по Оренбургской области с судебными актами не согласна, просит в кассационной жалобе решение и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о правомерности применения обществом коэффициента перевода сырой нефти в товарную, составляющего 0,5697, не соответствует материалам дела. По мнению налогового органа, данный коэффициент должен составлять - 0,0924.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ N 18 по Оренбургской области по результатам выездной налоговой проверки ООО "ТопНефть" составлены акты от 25.03.2004 N 13-07, от 09.06.2004 о дополнительных мероприятиях налогового контроля и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 05.07.2004 N 13-07/12096 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 190847,6 руб. за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых и доначислении налога на добычу полезных ископаемых в размере 954238 руб.
Основанием доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о необоснованности определения обществом количества добытого полезного ископаемого с применением коэффициента выхода товарной нефти, в связи с тем, что заключение ООО "ВолгоУралНИПИгаз" об исследовании и расчете выхода товарной продукции в ООО "ТопНефть" не соответствует методическим указаниям РД 153-39-019-97 по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний России, указанное заключение не прошло экспертизу в организации, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности, и проект нормативов технологических потерь нефти не согласован в Оренбургском управлении Госгортехнадзора России.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ТопНефть" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, судебные инстанции исходили из правомерности определения заявителем количества добытого полезного ископаемого с использованием коэффициента удельного выхода товарной нефти из минерального сырья, рассчитанного ООО "ВолгоУралНИПИгаз", а также недоказанности вины заявителя в совершении налогового правонарушения.
Вывод суда является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в 2002 году на основании приказа от 30.03.2002 и Положения об учетной политике для целей налогообложения на 2002 год применялся косвенный (расчетный) метод определения количества добытой нефти с применением коэффициента удельного выхода товарной нефти 0,5697, в связи с тем, что извлекаемая обществом из недр пластовая смесь не соответствовала по химическому и физическому составу ГОСТ 51858-2002 и невозможностью определения количества добытого полезного ископаемого, содержащегося в смеси, прямым методом с применением измерительных приборов.
Применяемый обществом коэффициент удельного выхода товарной нефти из минерального сырья определен заключением ООО "ВолгоУралНИПИгаз" на основе проведенных исследований. Необоснованность проведенных исследований, необходимость их экспертной проверки и согласования показателей технологических потерь, принятых для расчета удельного выхода товарной нефти, с органами Госгортехнадзора России налоговым органом нормативно не мотивировано.
В нарушение требований ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ налоговым органом не доказана неправомерность определения обществом количества добытого полезного ископаемого.
Доначисление налоговым органом налога на добычу полезных ископаемых, исходя из количества извлекаемого минерального сырья, противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 336, ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 337, ст. 338, ч. 1, 2 ст. 339 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с положениями ст. ст. 106, 108, 109, 339 НК РФ, обоснованно удовлетворил заявление налогоплательщика о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа.
Доводы кассационной жалобы о необходимости определения количества добытого полезного ископаемого с применением коэффициента перевода сырой нефти в товарную, составляющего - 0,0924, противоречат материалам исследования, заключению ООО "ВолгоУралНИПИгаз", не являлись основанием для принятия оспариваемого решения и подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2004 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-9079/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)