Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 апреля 2004 г. Дело N А19-19237/03-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Стрижовой Т.Ю.,
судей: Копыловой В.Ф., Самойловой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания Стрижовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - не присутствовал,
от ответчика: администрации - Барановской Е.С., доверенность от 05.02.2004 N 90-ДН, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002, городской Думы - Барановской Е.С., доверенность от 28.01.2004, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Аветисян Ц.Ю. к администрации г. Усть-Илимска, городской Думе об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Иркутской области обратилась предприниматель Аветисян Ц.Ю. с требованиями о признании незаконными: действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г."; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 17.10.2002 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога"; признать, что размер ставки земельного налога в муниципальном образовании "Город Усть-Илимск" составляет в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; обязать ответчика произвести перерасчет взимаемого земельного налога, исходя из ставки земельного налога в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; приостановить обязанность по уплате арендной платы за землю в соответствии с применяемым расчетом арендной платы за землю в г. Усть-Илимске.
Заявитель, оспаривая решения городской Думы г. Усть-Илимска "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." и "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", мотивировал их незаконность тем, что указанные нормативные акты противоречат Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", и просит признать их недействующими и не подлежащими применению с момента издания.
Ответчики - администрация г. Усть-Илимска и городская Дума - заявленные требования отклонили.
Дело в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.
17.10.2001 городской Думой г. Усть-Илимска третьего созыва принято решение N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", которым утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города согласно приложению N 1, утверждены и введены в действие с 1 января 2002 года ставки земельного налога по зонам в городе Усть-Илимске, определенные Законом РФ "О плате за землю", согласно приложению N 2.
Заявитель считает, что ставки земельного налога, утвержденные оспариваемым решением, в два раза превышают сумму ставок земельного налога, определенного ФЗ "О плате за землю", что является неправомерным.
Решением городской Думы г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." с 1 мая 2001 года установлены коэффициенты к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске в соответствии с приложением N 1 и коэффициенты долей к базовому размеру арендной платы за 1 кв.м земельного участка, занятого встроенно-пристроенными помещениями, применительно к многоэтажной застройке в соответствии с приложением N 2.
Заявитель, ссылаясь на п. 4 Расчета арендной платы за землю в г. Усть-Илимске, полагает, что на основании оспариваемого решения N 15/73 с 01.01.2002 коэффициент к ставке земельного налога увеличивается в три раза в нарушение ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Таким образом, заявитель, полагая, что в результате принятия городской Думой решений от 17.10.2002 N 25/105, от 03.04.2001 N 15/73 и действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
1. В соответствии с действующим законодательством РФ использование земли в РФ является платным. Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, а также Законом РФ от 11.10.1991 "О плате за землю" N 1738-1 устанавливаются такие формы платы за использование земли как земельный налог, арендная плата и нормативная стоимость земли.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной собственности г. Усть-Илимска, вправе устанавливать соответствующий орган местного самоуправления в лице городской Думы г. Усть-Илимска.
Оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 15/73 от 03.04.2001 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" не противоречит налоговому законодательству, поскольку оно не содержит изменений ставки и коэффициента земельного налога, а лишь устанавливает порядок исчисления арендной платы путем применения коэффициента к ставке земельного налога.
Устанавливая размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, городская Дума как орган местного самоуправления действует в пределах своих полномочий. При этом, как следует из ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ "О плате за землю", при исчислении размера платы за землю местный орган власти вправе брать за основу действующие ставки земельного налога.
Действующее законодательство не предусматривает пределов, ограничивающих размеры ставок арендной платы. Более того, в ряде нормативных актов, в частности, п. 2 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 04-3-04/77, указано на то, что органами местного самоуправления могут устанавливаться любые размеры ставок арендной платы.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, запрета на установление размеров ставок арендной платы нет.
Таким образом, судом установлено, что ставки земельного налога, применяемые в г. Усть-Илимске согласно решению городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 25/105 от 17.10.2001, определяются Законом РФ "О плате за землю" согласно территориальным зонам, поскольку изменения коэффициентов касаются только арендной платы и не распространяются на отношения, связанные с налогообложением, что следует даже из названия оспариваемого нормативного акта N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске".
2. Судом установлено, что оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка для начисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" изменено следующими нормативными актами:
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.2001 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 55/7 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому коэффициент к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка был увеличен в 3 раза с 1 января 2002 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 26.06.2002 N 37/151 "О признании утратившими силу подпунктов 1.1.1 и 1.3 пункта 1 решения городской Думы третьего созыва от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому изменения, внесенные предыдущим постановлением, признаны утратившими силу с 1 января 2001 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.05.2003 N 55/204 "О внесении с 1 июня 2003 года изменений в решение городской Думы от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 11.06.2003 N 57/214 "О внесении изменений в решение городской Думы от 03.04.2003 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому по всему тексту решения слова "коэффициент к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка" заменены на "базовый размер арендной платы на 1 кв.м земельного участка к ставке земельного налога";
- - решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.09.2003 N 62/226 "О внесении изменений и дополнений в решения городской Думы от 03.04.2001 N 15/73, от 21.05.2003 N 55/204, от 11.06.2003 N 57/214".
Следовательно, на момент обращения заявителя в суд оспариваемое увеличение коэффициента ставки земельного налога уже было отменено.
3. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105 "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждены ставки земельного налога по зонам в г. Усть-Илимске.
Статьей 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 1, п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 установлено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов, работа над которыми относится к вопросам местного значения. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 72, 76 Конституции РФ).
В силу подпункта "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, ставки которого устанавливаются представительными органами местного самоуправления в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.
Как установлено судом, зонирование территорий было произведено в г. Усть-Илимске с учетом всех факторов, указанных в Инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 "О применении Закона РФ "О плате за землю" (утв. Приказом МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90), а именно, установлено местоположение, доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; установлен уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения, эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории, состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д., что подтверждается Отчетом о ценовом зонировании, утвержденным 25.03.2001, в соответствии с которым было принято оспариваемое решение городской Думы третьего созыва N 25/105 от 17.10.2001.
На основании анализа всех названных показателей Земельной кадастровой палатой по Иркутской области произведен расчет рекомендуемых коэффициентов дифференциации ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности и ставок земельного налога (таблица N 3 Отчета), которые и были впоследствии утверждены решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105.
Таким образом, судом установлено, что решение от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
4. В соответствии с п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что решение городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", т.е. закону, имеющему большую юридическую силу, принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с решением городской Думы от 13.01.2004 N 67/260 "Об утверждении базовых ставок, базового размера арендной платы за 1 кв.м земельного участка, порядка расчета арендной платы за землю в городе Усть-Илимске" пп. 1, 3 оспариваемого решения городской Думы N 15/37 от 03.04.2001 не подлежат применению, следовательно, оспариваемый Расчет арендной платы за землю в г. Усть-Илимске не действует, более того, арендные платежи по указанным ставкам заявителем не оплачивались, поскольку, исходя из содержания решения городской Думы г. Усть-Илимска N 37/151 от 26.06.2002, действие увеличенного втрое коэффициента прекратилось 01.01.2002, в тот же день, когда согласно решению городской Думы г. Усть-Илимска N 28/118 от 24.12.2001 он должен был начать действовать, т.е. увеличенная процентная ставка фактически не действовала ни одного дня.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решением городской Думы N 15/37 от 03.04.2001, решением городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", действиями администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 января 2002 г. права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку на предпринимателя незаконно не были возложены какие-либо обязанности, не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 65, 123, 167 - 170, 176, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований заявителя отказать полностью.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
от 1 апреля 2004 г. Дело N А19-19237/03-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Стрижовой Т.Ю.,
судей: Копыловой В.Ф., Самойловой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания Стрижовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - не присутствовал,
от ответчика: администрации - Барановской Е.С., доверенность от 05.02.2004 N 90-ДН, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002, городской Думы - Барановской Е.С., доверенность от 28.01.2004, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Аветисян Ц.Ю. к администрации г. Усть-Илимска, городской Думе об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Иркутской области обратилась предприниматель Аветисян Ц.Ю. с требованиями о признании незаконными: действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г."; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 17.10.2002 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога"; признать, что размер ставки земельного налога в муниципальном образовании "Город Усть-Илимск" составляет в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; обязать ответчика произвести перерасчет взимаемого земельного налога, исходя из ставки земельного налога в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; приостановить обязанность по уплате арендной платы за землю в соответствии с применяемым расчетом арендной платы за землю в г. Усть-Илимске.
Заявитель, оспаривая решения городской Думы г. Усть-Илимска "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." и "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", мотивировал их незаконность тем, что указанные нормативные акты противоречат Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", и просит признать их недействующими и не подлежащими применению с момента издания.
Ответчики - администрация г. Усть-Илимска и городская Дума - заявленные требования отклонили.
Дело в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.
17.10.2001 городской Думой г. Усть-Илимска третьего созыва принято решение N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", которым утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города согласно приложению N 1, утверждены и введены в действие с 1 января 2002 года ставки земельного налога по зонам в городе Усть-Илимске, определенные Законом РФ "О плате за землю", согласно приложению N 2.
Заявитель считает, что ставки земельного налога, утвержденные оспариваемым решением, в два раза превышают сумму ставок земельного налога, определенного ФЗ "О плате за землю", что является неправомерным.
Решением городской Думы г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." с 1 мая 2001 года установлены коэффициенты к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске в соответствии с приложением N 1 и коэффициенты долей к базовому размеру арендной платы за 1 кв.м земельного участка, занятого встроенно-пристроенными помещениями, применительно к многоэтажной застройке в соответствии с приложением N 2.
Заявитель, ссылаясь на п. 4 Расчета арендной платы за землю в г. Усть-Илимске, полагает, что на основании оспариваемого решения N 15/73 с 01.01.2002 коэффициент к ставке земельного налога увеличивается в три раза в нарушение ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Таким образом, заявитель, полагая, что в результате принятия городской Думой решений от 17.10.2002 N 25/105, от 03.04.2001 N 15/73 и действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
1. В соответствии с действующим законодательством РФ использование земли в РФ является платным. Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, а также Законом РФ от 11.10.1991 "О плате за землю" N 1738-1 устанавливаются такие формы платы за использование земли как земельный налог, арендная плата и нормативная стоимость земли.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной собственности г. Усть-Илимска, вправе устанавливать соответствующий орган местного самоуправления в лице городской Думы г. Усть-Илимска.
Оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 15/73 от 03.04.2001 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" не противоречит налоговому законодательству, поскольку оно не содержит изменений ставки и коэффициента земельного налога, а лишь устанавливает порядок исчисления арендной платы путем применения коэффициента к ставке земельного налога.
Устанавливая размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, городская Дума как орган местного самоуправления действует в пределах своих полномочий. При этом, как следует из ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ "О плате за землю", при исчислении размера платы за землю местный орган власти вправе брать за основу действующие ставки земельного налога.
Действующее законодательство не предусматривает пределов, ограничивающих размеры ставок арендной платы. Более того, в ряде нормативных актов, в частности, п. 2 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 04-3-04/77, указано на то, что органами местного самоуправления могут устанавливаться любые размеры ставок арендной платы.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, запрета на установление размеров ставок арендной платы нет.
Таким образом, судом установлено, что ставки земельного налога, применяемые в г. Усть-Илимске согласно решению городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 25/105 от 17.10.2001, определяются Законом РФ "О плате за землю" согласно территориальным зонам, поскольку изменения коэффициентов касаются только арендной платы и не распространяются на отношения, связанные с налогообложением, что следует даже из названия оспариваемого нормативного акта N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске".
2. Судом установлено, что оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка для начисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" изменено следующими нормативными актами:
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.2001 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 55/7 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому коэффициент к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка был увеличен в 3 раза с 1 января 2002 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 26.06.2002 N 37/151 "О признании утратившими силу подпунктов 1.1.1 и 1.3 пункта 1 решения городской Думы третьего созыва от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому изменения, внесенные предыдущим постановлением, признаны утратившими силу с 1 января 2001 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.05.2003 N 55/204 "О внесении с 1 июня 2003 года изменений в решение городской Думы от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 11.06.2003 N 57/214 "О внесении изменений в решение городской Думы от 03.04.2003 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому по всему тексту решения слова "коэффициент к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка" заменены на "базовый размер арендной платы на 1 кв.м земельного участка к ставке земельного налога";
- - решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.09.2003 N 62/226 "О внесении изменений и дополнений в решения городской Думы от 03.04.2001 N 15/73, от 21.05.2003 N 55/204, от 11.06.2003 N 57/214".
Следовательно, на момент обращения заявителя в суд оспариваемое увеличение коэффициента ставки земельного налога уже было отменено.
3. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105 "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждены ставки земельного налога по зонам в г. Усть-Илимске.
Статьей 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 1, п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 установлено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов, работа над которыми относится к вопросам местного значения. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 72, 76 Конституции РФ).
В силу подпункта "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, ставки которого устанавливаются представительными органами местного самоуправления в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.
Как установлено судом, зонирование территорий было произведено в г. Усть-Илимске с учетом всех факторов, указанных в Инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 "О применении Закона РФ "О плате за землю" (утв. Приказом МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90), а именно, установлено местоположение, доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; установлен уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения, эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории, состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д., что подтверждается Отчетом о ценовом зонировании, утвержденным 25.03.2001, в соответствии с которым было принято оспариваемое решение городской Думы третьего созыва N 25/105 от 17.10.2001.
На основании анализа всех названных показателей Земельной кадастровой палатой по Иркутской области произведен расчет рекомендуемых коэффициентов дифференциации ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности и ставок земельного налога (таблица N 3 Отчета), которые и были впоследствии утверждены решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105.
Таким образом, судом установлено, что решение от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
4. В соответствии с п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что решение городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", т.е. закону, имеющему большую юридическую силу, принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с решением городской Думы от 13.01.2004 N 67/260 "Об утверждении базовых ставок, базового размера арендной платы за 1 кв.м земельного участка, порядка расчета арендной платы за землю в городе Усть-Илимске" пп. 1, 3 оспариваемого решения городской Думы N 15/37 от 03.04.2001 не подлежат применению, следовательно, оспариваемый Расчет арендной платы за землю в г. Усть-Илимске не действует, более того, арендные платежи по указанным ставкам заявителем не оплачивались, поскольку, исходя из содержания решения городской Думы г. Усть-Илимска N 37/151 от 26.06.2002, действие увеличенного втрое коэффициента прекратилось 01.01.2002, в тот же день, когда согласно решению городской Думы г. Усть-Илимска N 28/118 от 24.12.2001 он должен был начать действовать, т.е. увеличенная процентная ставка фактически не действовала ни одного дня.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решением городской Думы N 15/37 от 03.04.2001, решением городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", действиями администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 января 2002 г. права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку на предпринимателя незаконно не были возложены какие-либо обязанности, не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 65, 123, 167 - 170, 176, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований заявителя отказать полностью.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.04.2004 ПО ДЕЛУ N А19-19237/03-21
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2004 г. Дело N А19-19237/03-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Стрижовой Т.Ю.,
судей: Копыловой В.Ф., Самойловой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания Стрижовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - не присутствовал,
от ответчика: администрации - Барановской Е.С., доверенность от 05.02.2004 N 90-ДН, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002, городской Думы - Барановской Е.С., доверенность от 28.01.2004, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Аветисян Ц.Ю. к администрации г. Усть-Илимска, городской Думе об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Иркутской области обратилась предприниматель Аветисян Ц.Ю. с требованиями о признании незаконными: действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г."; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 17.10.2002 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога"; признать, что размер ставки земельного налога в муниципальном образовании "Город Усть-Илимск" составляет в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; обязать ответчика произвести перерасчет взимаемого земельного налога, исходя из ставки земельного налога в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; приостановить обязанность по уплате арендной платы за землю в соответствии с применяемым расчетом арендной платы за землю в г. Усть-Илимске.
Заявитель, оспаривая решения городской Думы г. Усть-Илимска "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." и "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", мотивировал их незаконность тем, что указанные нормативные акты противоречат Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", и просит признать их недействующими и не подлежащими применению с момента издания.
Ответчики - администрация г. Усть-Илимска и городская Дума - заявленные требования отклонили.
Дело в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.
17.10.2001 городской Думой г. Усть-Илимска третьего созыва принято решение N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", которым утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города согласно приложению N 1, утверждены и введены в действие с 1 января 2002 года ставки земельного налога по зонам в городе Усть-Илимске, определенные Законом РФ "О плате за землю", согласно приложению N 2.
Заявитель считает, что ставки земельного налога, утвержденные оспариваемым решением, в два раза превышают сумму ставок земельного налога, определенного ФЗ "О плате за землю", что является неправомерным.
Решением городской Думы г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." с 1 мая 2001 года установлены коэффициенты к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске в соответствии с приложением N 1 и коэффициенты долей к базовому размеру арендной платы за 1 кв.м земельного участка, занятого встроенно-пристроенными помещениями, применительно к многоэтажной застройке в соответствии с приложением N 2.
Заявитель, ссылаясь на п. 4 Расчета арендной платы за землю в г. Усть-Илимске, полагает, что на основании оспариваемого решения N 15/73 с 01.01.2002 коэффициент к ставке земельного налога увеличивается в три раза в нарушение ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Таким образом, заявитель, полагая, что в результате принятия городской Думой решений от 17.10.2002 N 25/105, от 03.04.2001 N 15/73 и действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
1. В соответствии с действующим законодательством РФ использование земли в РФ является платным. Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, а также Законом РФ от 11.10.1991 "О плате за землю" N 1738-1 устанавливаются такие формы платы за использование земли как земельный налог, арендная плата и нормативная стоимость земли.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной собственности г. Усть-Илимска, вправе устанавливать соответствующий орган местного самоуправления в лице городской Думы г. Усть-Илимска.
Оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 15/73 от 03.04.2001 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" не противоречит налоговому законодательству, поскольку оно не содержит изменений ставки и коэффициента земельного налога, а лишь устанавливает порядок исчисления арендной платы путем применения коэффициента к ставке земельного налога.
Устанавливая размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, городская Дума как орган местного самоуправления действует в пределах своих полномочий. При этом, как следует из ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ "О плате за землю", при исчислении размера платы за землю местный орган власти вправе брать за основу действующие ставки земельного налога.
Действующее законодательство не предусматривает пределов, ограничивающих размеры ставок арендной платы. Более того, в ряде нормативных актов, в частности, п. 2 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 04-3-04/77, указано на то, что органами местного самоуправления могут устанавливаться любые размеры ставок арендной платы.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, запрета на установление размеров ставок арендной платы нет.
Таким образом, судом установлено, что ставки земельного налога, применяемые в г. Усть-Илимске согласно решению городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 25/105 от 17.10.2001, определяются Законом РФ "О плате за землю" согласно территориальным зонам, поскольку изменения коэффициентов касаются только арендной платы и не распространяются на отношения, связанные с налогообложением, что следует даже из названия оспариваемого нормативного акта N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске".
2. Судом установлено, что оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка для начисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" изменено следующими нормативными актами:
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.2001 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 55/7 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому коэффициент к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка был увеличен в 3 раза с 1 января 2002 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 26.06.2002 N 37/151 "О признании утратившими силу подпунктов 1.1.1 и 1.3 пункта 1 решения городской Думы третьего созыва от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому изменения, внесенные предыдущим постановлением, признаны утратившими силу с 1 января 2001 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.05.2003 N 55/204 "О внесении с 1 июня 2003 года изменений в решение городской Думы от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 11.06.2003 N 57/214 "О внесении изменений в решение городской Думы от 03.04.2003 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому по всему тексту решения слова "коэффициент к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка" заменены на "базовый размер арендной платы на 1 кв.м земельного участка к ставке земельного налога";
- - решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.09.2003 N 62/226 "О внесении изменений и дополнений в решения городской Думы от 03.04.2001 N 15/73, от 21.05.2003 N 55/204, от 11.06.2003 N 57/214".
Следовательно, на момент обращения заявителя в суд оспариваемое увеличение коэффициента ставки земельного налога уже было отменено.
3. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105 "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждены ставки земельного налога по зонам в г. Усть-Илимске.
Статьей 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 1, п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 установлено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов, работа над которыми относится к вопросам местного значения. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 72, 76 Конституции РФ).
В силу подпункта "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, ставки которого устанавливаются представительными органами местного самоуправления в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.
Как установлено судом, зонирование территорий было произведено в г. Усть-Илимске с учетом всех факторов, указанных в Инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 "О применении Закона РФ "О плате за землю" (утв. Приказом МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90), а именно, установлено местоположение, доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; установлен уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения, эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории, состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д., что подтверждается Отчетом о ценовом зонировании, утвержденным 25.03.2001, в соответствии с которым было принято оспариваемое решение городской Думы третьего созыва N 25/105 от 17.10.2001.
На основании анализа всех названных показателей Земельной кадастровой палатой по Иркутской области произведен расчет рекомендуемых коэффициентов дифференциации ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности и ставок земельного налога (таблица N 3 Отчета), которые и были впоследствии утверждены решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105.
Таким образом, судом установлено, что решение от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
4. В соответствии с п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что решение городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", т.е. закону, имеющему большую юридическую силу, принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с решением городской Думы от 13.01.2004 N 67/260 "Об утверждении базовых ставок, базового размера арендной платы за 1 кв.м земельного участка, порядка расчета арендной платы за землю в городе Усть-Илимске" пп. 1, 3 оспариваемого решения городской Думы N 15/37 от 03.04.2001 не подлежат применению, следовательно, оспариваемый Расчет арендной платы за землю в г. Усть-Илимске не действует, более того, арендные платежи по указанным ставкам заявителем не оплачивались, поскольку, исходя из содержания решения городской Думы г. Усть-Илимска N 37/151 от 26.06.2002, действие увеличенного втрое коэффициента прекратилось 01.01.2002, в тот же день, когда согласно решению городской Думы г. Усть-Илимска N 28/118 от 24.12.2001 он должен был начать действовать, т.е. увеличенная процентная ставка фактически не действовала ни одного дня.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решением городской Думы N 15/37 от 03.04.2001, решением городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", действиями администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 января 2002 г. права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку на предпринимателя незаконно не были возложены какие-либо обязанности, не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 65, 123, 167 - 170, 176, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований заявителя отказать полностью.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Т.Ю.СТРИЖОВА
Судьи:
В.Ф.КОПЫЛОВА
О.И.САМОЙЛОВА
Т.Ю.СТРИЖОВА
Судьи:
В.Ф.КОПЫЛОВА
О.И.САМОЙЛОВА
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2004 г. Дело N А19-19237/03-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Стрижовой Т.Ю.,
судей: Копыловой В.Ф., Самойловой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания Стрижовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от истца - не присутствовал,
от ответчика: администрации - Барановской Е.С., доверенность от 05.02.2004 N 90-ДН, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002, городской Думы - Барановской Е.С., доверенность от 28.01.2004, паспорт 25 03 377717, выдан Управлением ПВС УВД Иркутской области 28.10.2002,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Аветисян Ц.Ю. к администрации г. Усть-Илимска, городской Думе об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Иркутской области обратилась предприниматель Аветисян Ц.Ю. с требованиями о признании незаконными: действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г."; решения городской Думы г. Усть-Илимска третьего созыва от 17.10.2002 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога"; признать, что размер ставки земельного налога в муниципальном образовании "Город Усть-Илимск" составляет в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; обязать ответчика произвести перерасчет взимаемого земельного налога, исходя из ставки земельного налога в 2002 г. - 1,73 руб./кв.м, в 2003 г. - 3,11 руб./кв.м; приостановить обязанность по уплате арендной платы за землю в соответствии с применяемым расчетом арендной платы за землю в г. Усть-Илимске.
Заявитель, оспаривая решения городской Думы г. Усть-Илимска "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." и "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", мотивировал их незаконность тем, что указанные нормативные акты противоречат Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", и просит признать их недействующими и не подлежащими применению с момента издания.
Ответчики - администрация г. Усть-Илимска и городская Дума - заявленные требования отклонили.
Дело в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.
17.10.2001 городской Думой г. Усть-Илимска третьего созыва принято решение N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", которым утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города согласно приложению N 1, утверждены и введены в действие с 1 января 2002 года ставки земельного налога по зонам в городе Усть-Илимске, определенные Законом РФ "О плате за землю", согласно приложению N 2.
Заявитель считает, что ставки земельного налога, утвержденные оспариваемым решением, в два раза превышают сумму ставок земельного налога, определенного ФЗ "О плате за землю", что является неправомерным.
Решением городской Думы г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 г." с 1 мая 2001 года установлены коэффициенты к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске в соответствии с приложением N 1 и коэффициенты долей к базовому размеру арендной платы за 1 кв.м земельного участка, занятого встроенно-пристроенными помещениями, применительно к многоэтажной застройке в соответствии с приложением N 2.
Заявитель, ссылаясь на п. 4 Расчета арендной платы за землю в г. Усть-Илимске, полагает, что на основании оспариваемого решения N 15/73 с 01.01.2002 коэффициент к ставке земельного налога увеличивается в три раза в нарушение ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Таким образом, заявитель, полагая, что в результате принятия городской Думой решений от 17.10.2002 N 25/105, от 03.04.2001 N 15/73 и действий администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
1. В соответствии с действующим законодательством РФ использование земли в РФ является платным. Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, а также Законом РФ от 11.10.1991 "О плате за землю" N 1738-1 устанавливаются такие формы платы за использование земли как земельный налог, арендная плата и нормативная стоимость земли.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной собственности г. Усть-Илимска, вправе устанавливать соответствующий орган местного самоуправления в лице городской Думы г. Усть-Илимска.
Оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 15/73 от 03.04.2001 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" не противоречит налоговому законодательству, поскольку оно не содержит изменений ставки и коэффициента земельного налога, а лишь устанавливает порядок исчисления арендной платы путем применения коэффициента к ставке земельного налога.
Устанавливая размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, городская Дума как орган местного самоуправления действует в пределах своих полномочий. При этом, как следует из ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Закона РФ "О плате за землю", при исчислении размера платы за землю местный орган власти вправе брать за основу действующие ставки земельного налога.
Действующее законодательство не предусматривает пределов, ограничивающих размеры ставок арендной платы. Более того, в ряде нормативных актов, в частности, п. 2 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 04-3-04/77, указано на то, что органами местного самоуправления могут устанавливаться любые размеры ставок арендной платы.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, запрета на установление размеров ставок арендной платы нет.
Таким образом, судом установлено, что ставки земельного налога, применяемые в г. Усть-Илимске согласно решению городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска N 25/105 от 17.10.2001, определяются Законом РФ "О плате за землю" согласно территориальным зонам, поскольку изменения коэффициентов касаются только арендной платы и не распространяются на отношения, связанные с налогообложением, что следует даже из названия оспариваемого нормативного акта N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске".
2. Судом установлено, что оспариваемое решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка для начисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" изменено следующими нормативными актами:
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.2001 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 55/7 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому коэффициент к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка был увеличен в 3 раза с 1 января 2002 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 26.06.2002 N 37/151 "О признании утратившими силу подпунктов 1.1.1 и 1.3 пункта 1 решения городской Думы третьего созыва от 24.12.2001 N 28/118 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому изменения, внесенные предыдущим постановлением, признаны утратившими силу с 1 января 2001 года;
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.05.2003 N 55/204 "О внесении с 1 июня 2003 года изменений в решение городской Думы от 03.04.2001 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года";
- - решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 11.06.2003 N 57/214 "О внесении изменений в решение городской Думы от 03.04.2003 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв.м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 мая 2001 года", согласно которому по всему тексту решения слова "коэффициент к ставке земельного налога на 1 кв.м земельного участка" заменены на "базовый размер арендной платы на 1 кв.м земельного участка к ставке земельного налога";
- - решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.09.2003 N 62/226 "О внесении изменений и дополнений в решения городской Думы от 03.04.2001 N 15/73, от 21.05.2003 N 55/204, от 11.06.2003 N 57/214".
Следовательно, на момент обращения заявителя в суд оспариваемое увеличение коэффициента ставки земельного налога уже было отменено.
3. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105 "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждены ставки земельного налога по зонам в г. Усть-Илимске.
Статьей 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 1, п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 установлено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов, работа над которыми относится к вопросам местного значения. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.ст. 72, 76 Конституции РФ).
В силу подпункта "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, ставки которого устанавливаются представительными органами местного самоуправления в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.
Как установлено судом, зонирование территорий было произведено в г. Усть-Илимске с учетом всех факторов, указанных в Инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 "О применении Закона РФ "О плате за землю" (утв. Приказом МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90), а именно, установлено местоположение, доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; установлен уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения, эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории, состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д., что подтверждается Отчетом о ценовом зонировании, утвержденным 25.03.2001, в соответствии с которым было принято оспариваемое решение городской Думы третьего созыва N 25/105 от 17.10.2001.
На основании анализа всех названных показателей Земельной кадастровой палатой по Иркутской области произведен расчет рекомендуемых коэффициентов дифференциации ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности и ставок земельного налога (таблица N 3 Отчета), которые и были впоследствии утверждены решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.10.2001 N 25/105.
Таким образом, судом установлено, что решение от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
4. В соответствии с п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что решение городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 городской Думы г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" соответствует Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", т.е. закону, имеющему большую юридическую силу, принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с решением городской Думы от 13.01.2004 N 67/260 "Об утверждении базовых ставок, базового размера арендной платы за 1 кв.м земельного участка, порядка расчета арендной платы за землю в городе Усть-Илимске" пп. 1, 3 оспариваемого решения городской Думы N 15/37 от 03.04.2001 не подлежат применению, следовательно, оспариваемый Расчет арендной платы за землю в г. Усть-Илимске не действует, более того, арендные платежи по указанным ставкам заявителем не оплачивались, поскольку, исходя из содержания решения городской Думы г. Усть-Илимска N 37/151 от 26.06.2002, действие увеличенного втрое коэффициента прекратилось 01.01.2002, в тот же день, когда согласно решению городской Думы г. Усть-Илимска N 28/118 от 24.12.2001 он должен был начать действовать, т.е. увеличенная процентная ставка фактически не действовала ни одного дня.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решением городской Думы N 15/37 от 03.04.2001, решением городской Думы от 17.10.2001 N 25/105 г. Усть-Илимска "О зонировании территории г. Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога", действиями администрации г. Усть-Илимска по расчету арендной платы за землю в г. Усть-Илимске с 1 января 2002 г. права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку на предпринимателя незаконно не были возложены какие-либо обязанности, не созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 65, 123, 167 - 170, 176, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований заявителя отказать полностью.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Т.Ю.СТРИЖОВА
Судьи:
В.Ф.КОПЫЛОВА
О.И.САМОЙЛОВА
Т.Ю.СТРИЖОВА
Судьи:
В.Ф.КОПЫЛОВА
О.И.САМОЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)