Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2009 N Ф03-5442/2009 ПО ДЕЛУ N А51-12035/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2009 г. N Ф03-5442/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: В.М.Голикова
судей: С.Ю.Лесненко, О.Н.Трофимовой
при участии
- от индивидуального предпринимателя Стратиенко Сергея Владимировича - Долматова Н.В., представитель по доверенности от 21.11.2008 N 25-02/614808;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока - Гах И.Г., представитель по доверенности от 24.09.2009 N 11/95; Кудаярова Н.С., представитель по доверенности от 14.01.2009 N 11/21;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока
на решение от 13.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009
по делу N А51-12035/2008
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Ю.Гарбуз; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Солохина, З.Д.Бац, Е.Л.Сидорович
по заявлению индивидуального предпринимателя Стратиенко Сергея Владимировича
к инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока
о признании недействительным решения
Индивидуальный предприниматель Стратиенко Сергей Владимирович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 15.09.2008 N 17962 ДСП 07/6708 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает отменить принятые по делу судебные акты, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказать со ссылкой на нарушение судами обеих инстанций норм материального права.
Инспекция полагает, что предприниматель Стратиенко С.В. не имел право воспользоваться налоговым вычетом по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при переходе с упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО) на общий режим налогообложения в 1 квартале 2008 года, поскольку это противоречит нормам статей 170, 171, 172, 346.16 НК РФ. По мнению налогового органа, налогоплательщики в этом случае должны применять нормы пункта 3 статьи 154 НК РФ.
В судебном заседании представители инспекции доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Предприниматель в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили жалобу оставить без удовлетворения, судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 21.10.2009.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2003 по 31.12.2007 предприниматель Стратиенко С.В. применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. С 01.01.2008 предприниматель перешел на общий режим налогообложения.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки, представленной предпринимателем в инспекцию налоговой декларации по НДС за I квартал 2008 года, составлен акт от 04.08.2008 N 4598ДСП07/5608, рассмотрев который, а также иные материалы камеральной проверки, инспекция 15.09.2008 вынесла решение N 17962ДСП07/6708 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением предпринимателю доначислены: НДС в сумме 134 367 руб., пени в сумме 7 065,98 руб.; предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 26 744,51 руб.; кроме того, инспекцией уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за I квартал 2008 года в сумме 1 234 305 руб., к налоговым вычетам за I квартал 2008 года принята сумма 488 805 руб., признано неправомерным предъявление к налоговым вычетам 1 368 672 руб.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Арбитражный суд обеих инстанций правильно установил обстоятельства возникшего спора и, с учетом подлежащих применению норм налогового законодательства, правомерно пришел к выводу о том, что действия налогового органа при вынесении решения не основаны на нормах НК РФ.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, но во внимание не приняты и подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения установлены статьей 346.25 НК РФ.
Так в пункте 6 указанной статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами по приобретенным для перепродажи товарам и материальным ресурса, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, подлежат вычету после перехода на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации вместо счетов-фактур основанием для принятия к вычету сумм налога являются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.
Иных оснований для применения налоговых вычетов по НДС вышеуказанные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат, следовательно, подлежит отклонению довод инспекции о применении в рассматриваемом случае норм пункта 3 статьи 154 НК РФ, то есть о необходимости наличия такого условия для применения налоговых вычетов по НДС, как реализация товара.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в период применения УСНО предприниматель Стратиенко С.В. для дальнейшей реализации на территорию Российской Федерации был ввезен товар (автопогрузчики, гидравлические тележки, аккумуляторные батареи). Общая фактурная стоимость задекларированного товара составила 15 513 113,89 руб., НДС, уплаченный на таможне - 2 687 529 руб.; сумма НДС, уплаченного предпринимателем таможенным органам в 2004 - 2007 годах, составила 2 687 529 руб., из которых было заявлено на вычет в декларации за 1 квартал 2008 - 1 753 281 руб. Оплата таможенных платежей была произведена предпринимателем платежными поручениями: N 76 от 02.12.2004 - на сумму 164 000 руб.; N 87 от 07.11.2005 - на сумму 162 000 руб.; N 85 от 14.11.2006 - на сумму 233 000 руб.; N 70 от 20.10.2006 - на сумму 153 000 руб.; N 102 от 19.12.2006 - на сумму 228 000 руб.; N 9 от 05.02.2007 - на сумму 224 000 руб.; N 59 от 27.06.2006 - на сумму 458 000 руб.; N 82 от 04.10.2007 - на сумму 560 000 руб.; N 48 от 18.06.2007 - на сумму 130 000 руб.; N 26 от 09.04.2007 - на сумму 490 000 руб.; N 98 от 06.12.2007 - на сумму 600 000 руб. Всего - на 3 402 400 руб.
Учитывая, что предприниматель выполнил все условия для производства налогового вычета (НДС в составе цены за приобретаемый товар при ввозе его на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 1 753 281 руб. уплатил, товар оприходовал, суммы НДС по нереализованной продукции на расходы не отнес, представил в инспекцию и в материалы дела пакет соответствующих документов), является правильным вывод судов обеих инстанций со ссылкой на пункт 6 статьи 346.25 НК РФ об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в принятии заявленных предпринимателем вычетов по налоговой декларации за 1 квартал 2008 года.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Учитывая, что судами обеих инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 13.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 по делу N А51-12035/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
В.М.Голиков
Судьи:
С.Ю.Лесненко
О.Н.Трофимова
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)