Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2005 N А35-5676/04-С2

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 7 декабря 2005 г. Дело N А35-5676/04-С2
от 1 декабря 2005 г.



Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 2 по Курской области на Решение от 11.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 16.08.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5676/04-С2,
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Концерн "Росэнергоатом" (правопреемник государственного предприятия "Курская АЭС", далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Курской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 2 по Курской области, далее - Инспекция) от 12.02.2003 N 7 (с учетом уточнения требования).
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.05.2005 заявление удовлетворено частично. Ненормативный акт Инспекции признан недействительным в части взыскания пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 31690571 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 16.08.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 2 по Курской области просит отменить решение и постановление суда, как принятые в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Инспекции, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 11 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ГП "Курская АЭС" за период с 01.01.99 по 31.12.2001, по результатам которой принято Решение N 95 от 30.11.2001 о привлечении его к налоговой ответственности, в том числе по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 21501181 руб., а также о доначислении предприятию налогов и пеней, в том числе подоходного налога в сумме 107505920 руб. и пени по этому налогу в размере 31690571 руб.
Инспекция 10.12.2001 предъявила плательщику требование N 15, предложив в добровольном порядке уплатить указанные суммы, которое ГП "Курская АЭС" не было исполнено, в связи с чем 26.12.2001 налоговый орган на расчетный счет налогоплательщика выставил инкассовое поручение N 952 на уплату задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 107505920 руб. и пени - 31690571 руб.
Не согласившись с Решением Инспекции N 95 от 30.11.2001, плательщик оспорил его в судебном порядке, однако Решением Арбитражного суда Курской области от 17.01.2003 по делу N А35-2479/02-С2 указанный ненормативный акт налогового органа в части налога на доходы физических лиц и пени признан соответствующим требованиям налогового законодательства.
В связи с реорганизацией ГП "Курская АЭС" путем присоединения к федеральному государственному унитарному предприятию "Концерн "Росэнергоатом" и закрытием расчетных счетов, к которым были предъявлены инкассовые поручения на принудительное взыскание задолженности по пене по налогу на доходы физических лиц, инкассовое поручение N 952 от 26.12.2001 было возвращено 26.02.2002.
ГП "Курская АЭС" 14.10.2002 было снято с налогового учета как налогоплательщик, а вся задолженность предприятия была передана его правопреемнику - ФГУП "Росэнергоатом".
МИМНС РФ N 11 по Курской области в соответствии со ст. 50 НК РФ было выставлено ФГУП "Росэнергоатом" новое требование от 20.12.2002 N 2876 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 49221296 руб. 01 коп., куда вошли пени согласно Решению N 95 от 30.11.2001 в сумме 31690571 руб., а также пени, исчисленные за период с 01.12.2001 по 17.09.2002, в сумме 17530725 руб. 01 коп. со сроком уплаты до 30.12.2002.
Поскольку в установленный срок ФГУП "Росэнергоатом" не уплатило 49221296 руб. 01 коп. пени, налоговый орган 11.02.2003 принял Решение N 7 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогового агента - организации на счетах налогоплательщика" и 12.02.2003 на расчетный счет предприятия выставил инкассовое поручение N 65 на указанную сумму.
Не согласившись с принятым налоговым органом ненормативным актом N 7, считая, что им нарушены его права и законные интересы, ФГУП "Росэнергоатом" обратилось в суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования в части 31690571 руб. пени по налогу на доходы физических лиц, при этом отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт налогового органа в части 31690571 руб. пени принят за пределами 60-дневного срока, установленного ст. 46 НК РФ.
Кассационная инстанция не может согласиться с указанным выводом, так как при принятии решения судом не было учтено следующее.
Материалами дела установлено, что в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц налоговым органом начислялись пени на суммы просроченной задолженности, которая по состоянию на 20.12.2002 составила 49221296 руб. 01 коп.
Для взыскания задолженности по уплате пени за несвоевременную уплату указанного налога Инспекцией предпринимались меры принудительного взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Однако требование в части уплаты пени по налогу на доходы физических лиц оставлено без исполнения, инкассовое поручение было возвращено кредитным учреждением в связи с закрытием счетов ГП "Курская АЭС". Причиной закрытия счетов явилась реорганизация предприятия путем присоединения его в качестве филиала к ФГУП "Росэнергоатом".
Согласно п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган вправе не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога принять решение о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках.
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 71 НК РФ установлено, что в случае если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненные требования.
При этом данная норма не содержит критерия, позволяющего определить, в чем должно состоять изменение налоговой обязанности, дающее налоговому органу основание для направления плательщику уточненного требования.
Вместе с тем суд кассационной инстанции, исходя из взаимосвязанного толкования ст. ст. 8, 17, 19, 44, 45 НК РФ, считает, что к моменту направления налоговым органом налогоплательщику требования N 2876 от 20.12.2002 имело место возникновение юридического факта, с которым налоговый орган имел право связывать изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на доходы физических лиц, а именно изменился правовой статус налогоплательщика в связи с реорганизацией ГП "Курская АЭС" путем присоединения его в качестве филиала к ФГУП "Росэнергоатом", которая осуществлена 14.10.2002.
По состоянию на указанную дату налоговым органом и налогоплательщиком составлен акт сверки расчетов по платежам в бюджет (л.д. 122 т. 1), подтверждающий наличие у налогоплательщика задолженности по уплате пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 49221296 руб. 01 коп., в связи с чем налогоплательщику направлено требование N 2876 от 20.12.2002 с указанием в нем в качестве установленного срока уплаты пени 14.10.2002, т.е. даты составления акта сверки, поскольку именно на эту дату были определены налоговые обязанности предприятия.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое налогоплательщиком решение принято налоговым органом с соблюдением установленного порядка и сроков, в связи с чем отсутствуют основания для признания его недействительным по основанию несоответствия требованиям, установленным ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 16.08.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-5676/04-С2 отменить.
В удовлетворении требования федерального государственного унитарного предприятия "Концерн "Росэнергоатом" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Курской области от 12.02.2003 N 7 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)