Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.03.2005 N Ф04-147/2005(8144-А75-31)

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 5 марта 2005 года Дело N Ф04-147/2005(8144-А75-31)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение от 17.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3582-А/04 по заявлению открытого акционерного общества МПК "Аганнефтегазгеология" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество МПК "Аганнефтегазгеология" (далее - ОАО МПК "Аганнефтегазгеология") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) по доначислению в лицевом счете 388147 руб. налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года и 77629,40 руб. налоговых санкций; обязании налоговой инспекции произвести в лицевом счете налогоплательщика уменьшение суммы задолженности перед бюджетом в указанной сумме налога; отмене решения налоговой инспекции N 20/03-25 от 26.05.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года с момента подачи декларации.
До вынесения решения заявитель отказался от требований в части признания незаконными действий должностных лиц налогового органа по доначислению в лицевом счете налогоплательщика 388147 руб. налога и 77629,40 руб. налоговых санкций, признания исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2004 решение налоговой инспекции N 20/03-25 от 26.05.2004 о привлечении ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отменено, как противоречащее статьям 5 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет налога на добычу полезных ископаемых в размере 388147 руб. и налоговых санкций в сумме 77629,40 руб. в счет предстоящих платежей.
В остальной части иска производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, исключены из третьего абзаца резолютивной части решения слова "и налоговые санкции в сумме 77629,40 руб.".
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и взыскать с ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" сумму не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 388147 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 6179,45 руб., сумму штрафных санкций в размере 77629,40 руб. за неполную уплату сумм налога в результате неправомерных действий согласно статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, заявитель не имел права на применение ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО МПК "Аганнефтегазгеология", ссылаясь на законность принятых судебных актов, просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" представлена в налоговую инспекцию декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года, налог был исчислен с учетом нормативов технологических потерь, которые в силу пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации облагаются по ставке 0 процентов.
При этом налогоплательщиком были применены нормативы потерь полезных ископаемых, утвержденные для ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" на 2003 год в размере 0,612%, так как на момент представления декларации за январь 2004 года нормативы потерь на 2004 год утверждены не были.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 26.05.2004 N 20/03-25 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено уплатить доначисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых, соответствующие пени, сумму налоговых санкций.
Не согласившись с вынесенным решением налоговой инспекции, ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России. Указанные нормативы утверждаются по каждому плательщику налога на добычу полезных ископаемых и направляются в налоговые органы в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Судом установлено, что нормативы технологических потерь на 2004 год были утверждены 03.06.2004, в том числе для ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" в том же размере, что и действовавшие в 2003 году, и подлежали применению с 01.01.2004.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации и право на которую имело ОАО МПК "Аганнефтегазгеология", было поставлено в зависимость от действий соответствующих государственных органов исполнительной власти, которым Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 предписывало своевременно, а именно ежегодно, утверждать нормативы потерь углеводородного сырья (нефти).
В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы и предоставлено право своевременно, в установленных налоговым законодательством случаях воспользоваться налоговыми льготами, а на исполнительные органы власти возложена публично-правовая обязанность обеспечить реализацию налогоплательщиком своих прав и обязанностей.
Поручение Правительства Российской Федерации о ежегодном установлении нормативов потерь углеводородного сырья исполнено не было. Однако это не означает, что налоговая льгота, сформулированная в Налоговом кодексе Российской Федерации, имеющем большую юридическую силу, чем решение органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, не может быть использована добросовестным налогоплательщиком.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обеих инстанций, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, обоснованно сделал вывод о том, что неуплата 388147 руб. не привела к потерям бюджета, поскольку нормативы потерь утверждены в тех размерах, что и примененные налогоплательщиком при исчислении налога за январь 2004 года.
Кроме того, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога, поскольку у налогоплательщика на момент вынесения оспариваемого решения была переплата по налогу в размере 73613487,29 руб.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 17.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3582-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 марта 2005 года Дело N Ф04-147/2005(8144-А75-31)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение от 17.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3582-А/04 по заявлению открытого акционерного общества МПК "Аганнефтегазгеология" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество МПК "Аганнефтегазгеология" (далее - ОАО МПК "Аганнефтегазгеология") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) по доначислению в лицевом счете 388147 руб. налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года и 77629,40 руб. налоговых санкций; обязании налоговой инспекции произвести в лицевом счете налогоплательщика уменьшение суммы задолженности перед бюджетом в указанной сумме налога; отмене решения налоговой инспекции N 20/03-25 от 26.05.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года с момента подачи декларации.
До вынесения решения заявитель отказался от требований в части признания незаконными действий должностных лиц налогового органа по доначислению в лицевом счете налогоплательщика 388147 руб. налога и 77629,40 руб. налоговых санкций, признания исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2004 решение налоговой инспекции N 20/03-25 от 26.05.2004 о привлечении ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отменено, как противоречащее статьям 5 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет налога на добычу полезных ископаемых в размере 388147 руб. и налоговых санкций в сумме 77629,40 руб. в счет предстоящих платежей.
В остальной части иска производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, исключены из третьего абзаца резолютивной части решения слова "и налоговые санкции в сумме 77629,40 руб.".
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и взыскать с ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" сумму не полностью уплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 388147 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 6179,45 руб., сумму штрафных санкций в размере 77629,40 руб. за неполную уплату сумм налога в результате неправомерных действий согласно статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, заявитель не имел права на применение ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО МПК "Аганнефтегазгеология", ссылаясь на законность принятых судебных актов, просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" представлена в налоговую инспекцию декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года, налог был исчислен с учетом нормативов технологических потерь, которые в силу пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации облагаются по ставке 0 процентов.
При этом налогоплательщиком были применены нормативы потерь полезных ископаемых, утвержденные для ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" на 2003 год в размере 0,612%, так как на момент представления декларации за январь 2004 года нормативы потерь на 2004 год утверждены не были.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 26.05.2004 N 20/03-25 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предложено уплатить доначисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых, соответствующие пени, сумму налоговых санкций.
Не согласившись с вынесенным решением налоговой инспекции, ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России. Указанные нормативы утверждаются по каждому плательщику налога на добычу полезных ископаемых и направляются в налоговые органы в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Судом установлено, что нормативы технологических потерь на 2004 год были утверждены 03.06.2004, в том числе для ОАО МПК "Аганнефтегазгеология" в том же размере, что и действовавшие в 2003 году, и подлежали применению с 01.01.2004.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации и право на которую имело ОАО МПК "Аганнефтегазгеология", было поставлено в зависимость от действий соответствующих государственных органов исполнительной власти, которым Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 предписывало своевременно, а именно ежегодно, утверждать нормативы потерь углеводородного сырья (нефти).
В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы и предоставлено право своевременно, в установленных налоговым законодательством случаях воспользоваться налоговыми льготами, а на исполнительные органы власти возложена публично-правовая обязанность обеспечить реализацию налогоплательщиком своих прав и обязанностей.
Поручение Правительства Российской Федерации о ежегодном установлении нормативов потерь углеводородного сырья исполнено не было. Однако это не означает, что налоговая льгота, сформулированная в Налоговом кодексе Российской Федерации, имеющем большую юридическую силу, чем решение органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, не может быть использована добросовестным налогоплательщиком.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обеих инстанций, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, обоснованно сделал вывод о том, что неуплата 388147 руб. не привела к потерям бюджета, поскольку нормативы потерь утверждены в тех размерах, что и примененные налогоплательщиком при исчислении налога за январь 2004 года.
Кроме того, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога, поскольку у налогоплательщика на момент вынесения оспариваемого решения была переплата по налогу в размере 73613487,29 руб.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 17.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3582-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)