Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОАО "ЖБИ-12" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия налоговой инспекции в части неисполнения обязанности по проведению разъяснительной работы по уплате заявителем земельного налога и понуждении налоговой инспекции к списанию суммы недоимки по налогу, пени и штрафных санкций с лицевого счета налогоплательщика.
Решением суда от 09.02.04 бездействие налоговой инспекции признано незаконным. Суд обязал налоговую инспекцию списать с ОАО "ЖБИ-12" недоимку по земельному налогу, а также пени и штрафные санкции.
Суд признал обоснованными доводы заявителя об отсутствии у него обязанностей по уплате земельного налога в спорном периоде, поскольку статьи 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 (далее - Закон N 1738-1), определяющие порядок установления и взимания платы за землю, в части сроков исчисления и уплаты налога, противоречат статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.04 решение суда от 09.02.04 отменено. В удовлетворении заявления ОАО "ЖБИ-12" отказано со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством заявитель является плательщиком земельного налога. Нормы Закона N 1738-1 не требуют их приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации. У налоговой инспекции отсутствует обязанность по разъяснению налогоплательщику обязанности платить налог.
ОАО "ЖБИ-12" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 09.02.04. Заявитель полагает, что обязанность по уплате земельного налога у него отсутствует. По мнению заявителя, суд допустил неправильное толкование статьи 17 и пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 32 названного Кодекса налоговый орган обязан давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
В судебном заседании представитель ОАО "ЖБИ-12" поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и выслушав представителя заявителя, считает, что постановление апелляционной инстанции от 13.04.04 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в адрес ОАО "ЖБИ12" выставлены требования NN 2811, 402, 106 об уплате недоимок и пеней по различным налогам, в том числе, земельному налогу.
Спор между сторонами возник в связи с отказом ОАО "ЖБИ-12" исчислять и платить земельный налог со ссылкой на статью 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ, а также статьи 17, 55 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая постановление, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что заявитель осуществлял фактическое землепользование, в связи с чем обязан платить установленный законом земельный налог, который не отменен с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 или каким либо иным нормативным актом.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Статьей 3 вышеназванного Закона предусмотрено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно статье 16 Закона земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год.
Факт пользования земельными участками ОАО "ЖБИ-12" не оспаривает. Установленные законом налоги были правильно уплачены налогоплательщиком также как и в предыдущие периоды.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что нормы Закона N 1738-1 не требуют их приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 4 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, как на основание отсутствия обязанности общества по уплате земельного налога не может быть принята во внимание.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Незнание закона не освобождает лицо от исполнения налоговых обязанностей.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО "ЖБИ-12" о списании недоимки, пеней и штрафа по земельному налогу.
Правовые основания, установленные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованного судебного акта не установлены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление от 13.04.04 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1675/2003/4-286 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2004 N Ф08-2312/04-897А ПО ДЕЛУ N А22-1675/2003/4-286
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2004 г. N Ф08-2312/04-897А
Дело N А22-1675/2003/4-286
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бака Л.И., судей Дорогиной Т.Н. и Яценко В.Н., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "ЖБИ-12" - Очир-Горяева Н.Н. (доверенность от 02.06.04), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЖБИ-12" на постановление от 13.04.04 (судьи Савченко Т.М., Конторова Д.Г., Шевченко Д.Г.) апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1675/2003/4-286, установил следующее.ОАО "ЖБИ-12" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия налоговой инспекции в части неисполнения обязанности по проведению разъяснительной работы по уплате заявителем земельного налога и понуждении налоговой инспекции к списанию суммы недоимки по налогу, пени и штрафных санкций с лицевого счета налогоплательщика.
Решением суда от 09.02.04 бездействие налоговой инспекции признано незаконным. Суд обязал налоговую инспекцию списать с ОАО "ЖБИ-12" недоимку по земельному налогу, а также пени и штрафные санкции.
Суд признал обоснованными доводы заявителя об отсутствии у него обязанностей по уплате земельного налога в спорном периоде, поскольку статьи 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 (далее - Закон N 1738-1), определяющие порядок установления и взимания платы за землю, в части сроков исчисления и уплаты налога, противоречат статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.04 решение суда от 09.02.04 отменено. В удовлетворении заявления ОАО "ЖБИ-12" отказано со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством заявитель является плательщиком земельного налога. Нормы Закона N 1738-1 не требуют их приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации. У налоговой инспекции отсутствует обязанность по разъяснению налогоплательщику обязанности платить налог.
ОАО "ЖБИ-12" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 09.02.04. Заявитель полагает, что обязанность по уплате земельного налога у него отсутствует. По мнению заявителя, суд допустил неправильное толкование статьи 17 и пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 32 названного Кодекса налоговый орган обязан давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
В судебном заседании представитель ОАО "ЖБИ-12" поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и выслушав представителя заявителя, считает, что постановление апелляционной инстанции от 13.04.04 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией в адрес ОАО "ЖБИ12" выставлены требования NN 2811, 402, 106 об уплате недоимок и пеней по различным налогам, в том числе, земельному налогу.
Спор между сторонами возник в связи с отказом ОАО "ЖБИ-12" исчислять и платить земельный налог со ссылкой на статью 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ, а также статьи 17, 55 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая постановление, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что заявитель осуществлял фактическое землепользование, в связи с чем обязан платить установленный законом земельный налог, который не отменен с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 или каким либо иным нормативным актом.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Статьей 3 вышеназванного Закона предусмотрено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно статье 16 Закона земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год.
Факт пользования земельными участками ОАО "ЖБИ-12" не оспаривает. Установленные законом налоги были правильно уплачены налогоплательщиком также как и в предыдущие периоды.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что нормы Закона N 1738-1 не требуют их приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 4 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, как на основание отсутствия обязанности общества по уплате земельного налога не может быть принята во внимание.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Незнание закона не освобождает лицо от исполнения налоговых обязанностей.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО "ЖБИ-12" о списании недоимки, пеней и штрафа по земельному налогу.
Правовые основания, установленные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованного судебного акта не установлены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление от 13.04.04 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1675/2003/4-286 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.БАКА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
В.Н.ЯЦЕНКО
Л.И.БАКА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)