Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2004 N Ф08-674/2004

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 1 апреля 2004 года Дело N Ф08-674/2004

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Завод им. Гаджиева", ответчика - Министерства имущественных отношений Республики Дагестан, заявителя кассационной жалобы - прокурора Республики Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Республики Дагестан на решение от 23.10.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-844/2003-7, установил следующее.
ОАО "Завод им. Гаджиева" обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к Министерству имущественных отношений Республики Дагестан об обязании последнего принять решение о продаже земельного участка истцу площадью 196439,49 кв. м и заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 4186518 рублей 10 копеек.
Решением от 23.10.2003 исковые требования удовлетворены на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе прокурор Республики Дагестан просит отменить решение суда. Жалоба обоснована тем, что для определения цены земли при ее приватизации должен применяться коэффициент увеличения земельного налога 1,8, продажа земельного участка по заниженной цене непосредственно затрагивает государственные интересы.
До принятия постановления в кассационную инстанцию поступило ходатайство от прокурора Республики Дагестан об отказе от кассационной жалобы и прекращении производства по ней. Ходатайство не принято кассационной инстанцией, поскольку отказ от кассационной жалобы противоречит закону и нарушает права других лиц.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Завод им. Гаджиева" указывает, что заявитель жалобы не имеет права кассационного обжалования решения суда, поскольку не участвовал в деле.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по адресу: г. Махачкала, ул. Юсупова, 51, расположены нежилые здания и сооружения, принадлежащие ОАО "Завод им. Гаджиева" на праве собственности.
Истец как собственник строений на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено данное здание. Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии со статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации ОАО "Завод им. Гаджиева" обратилось к Министерству имущественных отношений Республики Дагестан с заявлением от 21.02.2003 о приобретении в собственность занимаемого земельного участка площадью 196439,49 кв. м.
Не получив в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок предложения о заключении договора на основании представленного проекта договора, ОАО "Завод им. Гаджиева" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно указал, что поскольку истец имеет на праве собственности здания и сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной собственности, то он вправе требовать выкупа данного земельного участка.
Между тем вывод суда о том, что при определении цены выкупа, равной ставке земельного налога, отсутствуют основания для применения коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков определяется исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 названной статьи конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Постановлением Махачкалинского городского собрания от 29.11.2002 N 31-1 "О размерах ставки ежегодных платежей за землепользование и землевладение в г. Махачкале" для 8 зоны градостроительной ценности, к которой отнесен земельный участок истца, установлена ставка земельного налога 5 рублей 92 копейки за кв. м.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. По смыслу данной нормы в 2003 году повышена ставка местного земельного налога в централизованном порядке на соответствующий коэффициент и его применение обязательно для всех землепользователей.
Следовательно, при определении цены выкупа спорного земельного участка суду необходимо было учесть коэффициент 1,8 к ставке земельного налога в размере 5 рублей 92 копеек. С учетом изложенного цена выкупа спорного земельного участка составляет: 196439,49 кв. м x 5,92 x 3 x 1,2 x 1,8 = 7535733 рубля 14 копеек.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда подлежит изменению только в части установления цены выкупа земельного участка.
Довод ОАО "Завод им. Гаджиева" о том, что у прокуратуры отсутствует право на обжалование судебного акта, несостоятелен, так как прокуратура, обращаясь с жалобой в арбитражный суд, преследовала цель защиты прав и законных интересов государства (Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.10.2003 по делу N А15-844/2003-7 изменить в части установления выкупной цены земельного участка. Установить цену выкупа земельного участка в размере 7535733 руб. 14 коп.
В остальной части решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Отклонить ходатайство прокурора Республики Дагестан об отказе от кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 апреля 2004 года Дело N Ф08-674/2004

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Завод им. Гаджиева", ответчика - Министерства имущественных отношений Республики Дагестан, заявителя кассационной жалобы - прокурора Республики Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Республики Дагестан на решение от 23.10.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-844/2003-7, установил следующее.
ОАО "Завод им. Гаджиева" обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к Министерству имущественных отношений Республики Дагестан об обязании последнего принять решение о продаже земельного участка истцу площадью 196439,49 кв. м и заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 4186518 рублей 10 копеек.
Решением от 23.10.2003 исковые требования удовлетворены на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе прокурор Республики Дагестан просит отменить решение суда. Жалоба обоснована тем, что для определения цены земли при ее приватизации должен применяться коэффициент увеличения земельного налога 1,8, продажа земельного участка по заниженной цене непосредственно затрагивает государственные интересы.
До принятия постановления в кассационную инстанцию поступило ходатайство от прокурора Республики Дагестан об отказе от кассационной жалобы и прекращении производства по ней. Ходатайство не принято кассационной инстанцией, поскольку отказ от кассационной жалобы противоречит закону и нарушает права других лиц.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Завод им. Гаджиева" указывает, что заявитель жалобы не имеет права кассационного обжалования решения суда, поскольку не участвовал в деле.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по адресу: г. Махачкала, ул. Юсупова, 51, расположены нежилые здания и сооружения, принадлежащие ОАО "Завод им. Гаджиева" на праве собственности.
Истец как собственник строений на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено данное здание. Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии со статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации ОАО "Завод им. Гаджиева" обратилось к Министерству имущественных отношений Республики Дагестан с заявлением от 21.02.2003 о приобретении в собственность занимаемого земельного участка площадью 196439,49 кв. м.
Не получив в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок предложения о заключении договора на основании представленного проекта договора, ОАО "Завод им. Гаджиева" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно указал, что поскольку истец имеет на праве собственности здания и сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной собственности, то он вправе требовать выкупа данного земельного участка.
Между тем вывод суда о том, что при определении цены выкупа, равной ставке земельного налога, отсутствуют основания для применения коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков определяется исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 названной статьи конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Постановлением Махачкалинского городского собрания от 29.11.2002 N 31-1 "О размерах ставки ежегодных платежей за землепользование и землевладение в г. Махачкале" для 8 зоны градостроительной ценности, к которой отнесен земельный участок истца, установлена ставка земельного налога 5 рублей 92 копейки за кв. м.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. По смыслу данной нормы в 2003 году повышена ставка местного земельного налога в централизованном порядке на соответствующий коэффициент и его применение обязательно для всех землепользователей.
Следовательно, при определении цены выкупа спорного земельного участка суду необходимо было учесть коэффициент 1,8 к ставке земельного налога в размере 5 рублей 92 копеек. С учетом изложенного цена выкупа спорного земельного участка составляет: 196439,49 кв. м x 5,92 x 3 x 1,2 x 1,8 = 7535733 рубля 14 копеек.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда подлежит изменению только в части установления цены выкупа земельного участка.
Довод ОАО "Завод им. Гаджиева" о том, что у прокуратуры отсутствует право на обжалование судебного акта, несостоятелен, так как прокуратура, обращаясь с жалобой в арбитражный суд, преследовала цель защиты прав и законных интересов государства (Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.10.2003 по делу N А15-844/2003-7 изменить в части установления выкупной цены земельного участка. Установить цену выкупа земельного участка в размере 7535733 руб. 14 коп.
В остальной части решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Отклонить ходатайство прокурора Республики Дагестан об отказе от кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)