Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего С.Н. Крекотнева
Судей: Р.Г. Нагаева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2011 г.
По делу N А40-314/11-140-2, принятое судьей Парушковой О.Ю.
По заявлению ОАО "СУБР" (ИНН - 66310011159), (КПП - 997550001)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
О признании недействительным решения и требования.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чичкина В.А. по дов. N 061 ДВ-11-00016 от 09.02.2011,
от заинтересованного лица - Рожкова Д.А. по дов. от 31.12.2010, Корешкова О.А. по дов. от 24.09.2010
ОАО "Севуралбокситруда" (заявитель, Общество, ОАО "СУБР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительным решения от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением суда от 24.03.2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, отказать Заявителю в удовлетворении заявленных требований. При этом Заинтересованное лицо указывает, на несоблюдение судом норм материального права.
Заявитель представил отзыв, в котором указывает, что решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя Заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, Заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена камеральная налоговая проверка ОАО "СУБР" на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) за январь 2010 года.
Обществом в налоговый орган направлены возражения на акт налоговой проверки N 56-19-08/11а/1317 от 25.05.2010.
Рассмотрение вышеуказанных возражений ОАО "СУБР" состоялось 02.07.2010 г.
Доводы ОАО "СУБР" налоговым органом отвергнуты, по результатам рассмотрения вынесено решение за N 56-19-08/128/266/133 от 12.07.2010 г. о привлечении налогоплательщика - ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 51 - 61). В соответствии с указанным решением налогового органа Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 16 993 руб., начислены пени по состоянию на 12.07.2010 г. в сумме 2476,04 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 84966 руб., штрафы, пени; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением ФНС России от 03.11.2010 г. N КЕ-37-9/14767с решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Налоговым органом в решении сделан вывод о том, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых на 84 966 руб. в части сверхнормативных потерь по бокситу.
Рассмотрев представленные сторонами доказательства, учитывая, что доводы апелляционной жалобы тождественны доводам обжалуемого решения и были предметом исследования в заседании суда первой инстанции, суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В пункте 3.2 решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано следующее: в декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Красная Шапочка" количество добытого полезного ископаемого составило 65 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 17 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Красная Шапочка" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 26,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 26,1% от 65 800 тонн, что составляет 17 173,80 т (65800 x 26,1%). Сверхнормативные потери составили 626 т = (17 800 т - 17 173,80 т)
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 59 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 14 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 24,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,1% от 59 800 тонн, что составляет 14 411,80 т (59800 x 24,1%) Сверхнормативные потери составили 388 т (14 800 - 14 411.80 т).
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Ново-Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 60 000 тонн, из них потери (код основания 1010) составили 15 000 тонн.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Ново-Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 24,8%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,8% от 60 000 т, что составляет 14880 т (60000 x 24,8%). Сверхнормативные потери составили 120 т (15000 - 14880 т)
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Черемуховское" количество добытого полезного ископаемого составило 48 084,45 т, из них потери (код основания 1010) составили 10 700 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Черемуховское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 22.1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 22.1% от 48084.45 т, что составляет 10626.66 тонн (48084.45 x 22.1%) Сверхнормативные потери составили 73 т (10700 - 10626.66 т).
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ, сумма налога на
добычу полезных ископаемых заявителем занижена на 84 966 руб. ((1207 x 1279.11) x 5,5%), где 1207 т - общая сумма сверхнормативных потерь, 1279,11 - стоимость единицы добытого полезного ископаемого.
В соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено ст. 337 НК РФ. В том случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. ОАО "СУБР" количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, поскольку все минеральное сырье с шахт поступает на шихтовальный склад через весовой контроль, на котором оно в процессе шихтовки переводится в готовую продукцию (добытое полезное ископаемое в понимании ст. 337 НК РФ) и отгружается с шихтовального склада через процесс взвешивания покупателям.
Вместе с тем, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ. Из совместного применения п. 3 ст. 339, ст. 341, абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ следует, что точное значение фактических и нормативных потерь может быть определено только при наступлении следующих событий: на конец календарного года (на 31 декабря года по результатам измерений потерь геолого-маркшейдерской службой предприятия); после полной отработки выемочной единицы (по завершению всего комплекса технологических операций: (процессов) по добыче, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, по состоянию на конец месяца, в котором завершен полный технологический цикл добычи полезного ископаемого (полный цикл отработки выемочной единицы).
В силу данных обстоятельств, в тех налоговых периодах, когда измерения фактических потерь не производятся, и с учетом того, что нормативы устанавливаются из расчета на календарный год, для ежемесячного исчисления НДПИ ОАО "СУБР" применяет расчетное значение потерь с возможностью уточнения фактических данных на конец календарного года и (или) по завершению полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Обоснованность позиции о том, что применение годового норматива потерь, утвержденного Министерством природных ресурсов РФ для юридического лица, к налоговому периоду "месяц" является невозможным подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС ВСО по делам N А33-16180/06-Ф02-2265/08, А33-16180/06-Ф02-2544/08 от 03.06.2008, Постановление ФАС МО по делу А 40-42021/10-118-235 от 04.03.2011). На этом же настаивает в своем Письме МПР РФ N ВС-58-42/39 от 12.01.2005.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в силу п. 3 ст. 339 НК РФ налогоплательщик может учитывать фактические потери полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводиться их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений, является обоснованным.
Налоговый орган неправомерно применяет средневзвешенный норматив потерь за год (период норматива на один месяц не исчисляется) по всем выемочным единицам месторождений ОАО "СУБР" по отношению к месячному объему. Это связано с тем, что различные выемочные единицы одного месторождения имеют различные нормативы потерь в процентном выражении. Кроме того, общее количество выемочных единиц в 2009-2010 г.г. составило 37. При вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не проверял количество выемочных единиц, на которых в января 2010 года (налоговом периоде) велась добыча полезных ископаемых.
Неправомочна ссылка апелляционной жалобы на п. 11 Инструкции Минфина России от 04.02.1993 N 8, Госналогслужбы РФ от 30.01.1993 N 17 и Госгортехнадзора РФ от 04.02.1993 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, поскольку вышеназванная Инструкция признана недействующей на территории РФ согласно Постановления Госгортехнадзора РФ от 27.06.2002 г. N 38.
ОАО "СУБР" рассчитывает количество добытых полезных ископаемых прямым методом, а определение размера потерь производится условно (косвенный метод). Потери указываются ежемесячно, но в связи с тем, что один месяц слишком короткий срок формирования потерь в отдельных выемочных единицах (блоках) и соответственно фактические потери не могут измеряться. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что технологически невозможно произвести измерение фактических потерь за каждый месяц, в т.ч. в силу особенностей геологического строения участка, является верным.
Кроме того, в соответствии с п. 5 и п. 20 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 и согласованных с МПР и МНС России указывается, что разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями.
Однако, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, приняла решение о привлечении ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения без получения разъяснений специалистов из органов государственного горного надзора в части рационального использования и охраны недр.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2011 г. по делу N А40-314/11-140-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2011 N 09АП-11331/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-314/11-140-2
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2011 г. N 09АП-11331/2011-АК
Дело N А40-314/11-140-2
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего С.Н. Крекотнева
Судей: Р.Г. Нагаева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2011 г.
По делу N А40-314/11-140-2, принятое судьей Парушковой О.Ю.
По заявлению ОАО "СУБР" (ИНН - 66310011159), (КПП - 997550001)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
О признании недействительным решения и требования.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чичкина В.А. по дов. N 061 ДВ-11-00016 от 09.02.2011,
от заинтересованного лица - Рожкова Д.А. по дов. от 31.12.2010, Корешкова О.А. по дов. от 24.09.2010
установил:
ОАО "Севуралбокситруда" (заявитель, Общество, ОАО "СУБР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительным решения от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением суда от 24.03.2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, отказать Заявителю в удовлетворении заявленных требований. При этом Заинтересованное лицо указывает, на несоблюдение судом норм материального права.
Заявитель представил отзыв, в котором указывает, что решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя Заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, Заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена камеральная налоговая проверка ОАО "СУБР" на основе первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) за январь 2010 года.
Обществом в налоговый орган направлены возражения на акт налоговой проверки N 56-19-08/11а/1317 от 25.05.2010.
Рассмотрение вышеуказанных возражений ОАО "СУБР" состоялось 02.07.2010 г.
Доводы ОАО "СУБР" налоговым органом отвергнуты, по результатам рассмотрения вынесено решение за N 56-19-08/128/266/133 от 12.07.2010 г. о привлечении налогоплательщика - ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 51 - 61). В соответствии с указанным решением налогового органа Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 16 993 руб., начислены пени по состоянию на 12.07.2010 г. в сумме 2476,04 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 84966 руб., штрафы, пени; предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением ФНС России от 03.11.2010 г. N КЕ-37-9/14767с решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 12.07.2010 г. N 56-19-08/128/266/133 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Налоговым органом в решении сделан вывод о том, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых на 84 966 руб. в части сверхнормативных потерь по бокситу.
Рассмотрев представленные сторонами доказательства, учитывая, что доводы апелляционной жалобы тождественны доводам обжалуемого решения и были предметом исследования в заседании суда первой инстанции, суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В пункте 3.2 решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указано следующее: в декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Красная Шапочка" количество добытого полезного ископаемого составило 65 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 17 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Красная Шапочка" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 26,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 26,1% от 65 800 тонн, что составляет 17 173,80 т (65800 x 26,1%). Сверхнормативные потери составили 626 т = (17 800 т - 17 173,80 т)
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 59 800 т, из них потери (код основания 1010) составили 14 800 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 24,1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,1% от 59 800 тонн, что составляет 14 411,80 т (59800 x 24,1%) Сверхнормативные потери составили 388 т (14 800 - 14 411.80 т).
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Ново-Кальинское" количество добытого полезного ископаемого составило 60 000 тонн, из них потери (код основания 1010) составили 15 000 тонн.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Ново-Кальинское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь по выемочным единицам, составляют 24,8%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 24,8% от 60 000 т, что составляет 14880 т (60000 x 24,8%). Сверхнормативные потери составили 120 т (15000 - 14880 т)
В декларации по НДПИ за январь 2010 г. по месторождению "Черемуховское" количество добытого полезного ископаемого составило 48 084,45 т, из них потери (код основания 1010) составили 10 700 т.
Плановые (проектные) потери по месторождению "Черемуховское" на 2009 год, определенные, как среднее значение нормативов потерь но выемочным единицам, составляют 22.1%.
Таким образом, фактические потери, облагаемые по ставке 0 процентов, не должны превышать 22.1% от 48084.45 т, что составляет 10626.66 тонн (48084.45 x 22.1%) Сверхнормативные потери составили 73 т (10700 - 10626.66 т).
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ, сумма налога на
добычу полезных ископаемых заявителем занижена на 84 966 руб. ((1207 x 1279.11) x 5,5%), где 1207 т - общая сумма сверхнормативных потерь, 1279,11 - стоимость единицы добытого полезного ископаемого.
В соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено ст. 337 НК РФ. В том случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. ОАО "СУБР" количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, поскольку все минеральное сырье с шахт поступает на шихтовальный склад через весовой контроль, на котором оно в процессе шихтовки переводится в готовую продукцию (добытое полезное ископаемое в понимании ст. 337 НК РФ) и отгружается с шихтовального склада через процесс взвешивания покупателям.
Вместе с тем, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ. Из совместного применения п. 3 ст. 339, ст. 341, абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ следует, что точное значение фактических и нормативных потерь может быть определено только при наступлении следующих событий: на конец календарного года (на 31 декабря года по результатам измерений потерь геолого-маркшейдерской службой предприятия); после полной отработки выемочной единицы (по завершению всего комплекса технологических операций: (процессов) по добыче, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, по состоянию на конец месяца, в котором завершен полный технологический цикл добычи полезного ископаемого (полный цикл отработки выемочной единицы).
В силу данных обстоятельств, в тех налоговых периодах, когда измерения фактических потерь не производятся, и с учетом того, что нормативы устанавливаются из расчета на календарный год, для ежемесячного исчисления НДПИ ОАО "СУБР" применяет расчетное значение потерь с возможностью уточнения фактических данных на конец календарного года и (или) по завершению полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Обоснованность позиции о том, что применение годового норматива потерь, утвержденного Министерством природных ресурсов РФ для юридического лица, к налоговому периоду "месяц" является невозможным подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС ВСО по делам N А33-16180/06-Ф02-2265/08, А33-16180/06-Ф02-2544/08 от 03.06.2008, Постановление ФАС МО по делу А 40-42021/10-118-235 от 04.03.2011). На этом же настаивает в своем Письме МПР РФ N ВС-58-42/39 от 12.01.2005.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в силу п. 3 ст. 339 НК РФ налогоплательщик может учитывать фактические потери полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводиться их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений, является обоснованным.
Налоговый орган неправомерно применяет средневзвешенный норматив потерь за год (период норматива на один месяц не исчисляется) по всем выемочным единицам месторождений ОАО "СУБР" по отношению к месячному объему. Это связано с тем, что различные выемочные единицы одного месторождения имеют различные нормативы потерь в процентном выражении. Кроме того, общее количество выемочных единиц в 2009-2010 г.г. составило 37. При вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган не проверял количество выемочных единиц, на которых в января 2010 года (налоговом периоде) велась добыча полезных ископаемых.
Неправомочна ссылка апелляционной жалобы на п. 11 Инструкции Минфина России от 04.02.1993 N 8, Госналогслужбы РФ от 30.01.1993 N 17 и Госгортехнадзора РФ от 04.02.1993 N 01-17/41 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, поскольку вышеназванная Инструкция признана недействующей на территории РФ согласно Постановления Госгортехнадзора РФ от 27.06.2002 г. N 38.
ОАО "СУБР" рассчитывает количество добытых полезных ископаемых прямым методом, а определение размера потерь производится условно (косвенный метод). Потери указываются ежемесячно, но в связи с тем, что один месяц слишком короткий срок формирования потерь в отдельных выемочных единицах (блоках) и соответственно фактические потери не могут измеряться. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что технологически невозможно произвести измерение фактических потерь за каждый месяц, в т.ч. в силу особенностей геологического строения участка, является верным.
Кроме того, в соответствии с п. 5 и п. 20 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 и согласованных с МПР и МНС России указывается, что разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями.
Однако, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, приняла решение о привлечении ОАО "СУБР" к ответственности за совершение налогового правонарушения без получения разъяснений специалистов из органов государственного горного надзора в части рационального использования и охраны недр.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2011 г. по делу N А40-314/11-140-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья:
С.Н.КРЕКОТНЕВ
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи:
Р.Г.НАГАЕВ
Н.О.ОКУЛОВА
Р.Г.НАГАЕВ
Н.О.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)