Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 сентября 2006 года Дело N Ф04-5483/2006(25852-А27-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 20.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2006 по делу N А27-4677/2006-2 по заявлению открытого акционерного общества "Издательско-полиграфическое предприятие "Кузбасс" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Издательско-полиграфическое предприятие "Кузбасс" (далее ОАО "ИПП "Кузбасс" или общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее налоговый орган или инспекция) о признании недействительным решения от 13.12.2005 N 112464 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением от 20.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования заявителя удовлетворены со ссылкой на их обоснованность и правомерность.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция и ее представитель в судебном заседании просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм земельного законодательства. По мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно не применил при исчислении налога на землю за 2003 год коэффициент 2, установленный статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год". Кроме того, общество не подтвердило свое право на освобождение от уплаты налога за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности и т.п.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год вынесено решение от 13.12.2005 N 112464 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, также данным решением заявителю предложено уплатить доначисленный по итогам проверки налог и пени.
Судом установлено, что основанием для доначисления штрафа, налога и пени явилось неправомерное, по мнению налогового органа, неприменение обществом коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год".
Не соглашаясь с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налоговым органом неправомерно доначислен земельный налог за 2003 год, поскольку коэффициент 2 не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
Вывод суда о неправомерном применении инспекцией указанного коэффициента кассационная инстанция считает обоснованным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административных образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации общество в силу неясности положений законодательства должно было платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2, либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
С учетом изложенного довод налогового органа о необходимости применения коэффициента 2 к ставкам налога, вводимым в 1997 году, кассационной инстанцией отклоняется.
Вместе с тем судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, основанием для доначисления налога явилось не только неприменение вышеуказанного коэффициента, но и отсутствие доказательств, подтверждающих право на освобождение от уплаты земельного налога.
В нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции при рассмотрении спора данному обстоятельству не дал никакой оценки.
Апелляционная инстанция данный довод также не рассматривала, ссылаясь на то, что этот вопрос должен был быть предметом камеральной проверки первичной налоговой декларации.
В соответствии с положениями статей 52, 54 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
Учитывая изложенное, а также то, что налоговым органом в порядке статей 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации были истребованы документы, подтверждающие право на льготу, налогоплательщик должен был представить необходимые документы.
Более того, на возможность допущения ОАО "ИПП "Кузбасс" ошибки при исчислении земельного налога указано и в заявлении налогоплательщика, поданном в суд. Однако данное обстоятельство судом не исследовано и ему не дана оценка в судебных актах.
Неполное выяснение обстоятельств дела могло привести к принятию неправильного решения, поэтому судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует всесторонне и полно исследовать обстоятельства дела, проверить расчет доначисленного налога, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе и по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2006 по делу N А27-4677/2006-2 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.09.2006 N Ф04-5483/2006(25852-А27-15) ПО ДЕЛУ N А27-4677/2006-2
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2006 года Дело N Ф04-5483/2006(25852-А27-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 20.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2006 по делу N А27-4677/2006-2 по заявлению открытого акционерного общества "Издательско-полиграфическое предприятие "Кузбасс" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Издательско-полиграфическое предприятие "Кузбасс" (далее ОАО "ИПП "Кузбасс" или общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее налоговый орган или инспекция) о признании недействительным решения от 13.12.2005 N 112464 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением от 20.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования заявителя удовлетворены со ссылкой на их обоснованность и правомерность.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция и ее представитель в судебном заседании просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм земельного законодательства. По мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно не применил при исчислении налога на землю за 2003 год коэффициент 2, установленный статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год". Кроме того, общество не подтвердило свое право на освобождение от уплаты налога за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности и т.п.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год вынесено решение от 13.12.2005 N 112464 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, также данным решением заявителю предложено уплатить доначисленный по итогам проверки налог и пени.
Судом установлено, что основанием для доначисления штрафа, налога и пени явилось неправомерное, по мнению налогового органа, неприменение обществом коэффициента 2, установленного статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год".
Не соглашаясь с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налоговым органом неправомерно доначислен земельный налог за 2003 год, поскольку коэффициент 2 не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
Вывод суда о неправомерном применении инспекцией указанного коэффициента кассационная инстанция считает обоснованным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административных образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации общество в силу неясности положений законодательства должно было платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2, либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
С учетом изложенного довод налогового органа о необходимости применения коэффициента 2 к ставкам налога, вводимым в 1997 году, кассационной инстанцией отклоняется.
Вместе с тем судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, основанием для доначисления налога явилось не только неприменение вышеуказанного коэффициента, но и отсутствие доказательств, подтверждающих право на освобождение от уплаты земельного налога.
В нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции при рассмотрении спора данному обстоятельству не дал никакой оценки.
Апелляционная инстанция данный довод также не рассматривала, ссылаясь на то, что этот вопрос должен был быть предметом камеральной проверки первичной налоговой декларации.
В соответствии с положениями статей 52, 54 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
Учитывая изложенное, а также то, что налоговым органом в порядке статей 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации были истребованы документы, подтверждающие право на льготу, налогоплательщик должен был представить необходимые документы.
Более того, на возможность допущения ОАО "ИПП "Кузбасс" ошибки при исчислении земельного налога указано и в заявлении налогоплательщика, поданном в суд. Однако данное обстоятельство судом не исследовано и ему не дана оценка в судебных актах.
Неполное выяснение обстоятельств дела могло привести к принятию неправильного решения, поэтому судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует всесторонне и полно исследовать обстоятельства дела, проверить расчет доначисленного налога, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе и по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2006 по делу N А27-4677/2006-2 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)