Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2005 N Ф03-А51/04-2/4004

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 19 января 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4004


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 30.06.2004, постановление от 14.09.2004 по делу N А51-5205/2004-33-147 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владстиллстар" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным решения N 11/811-ДСП од 30.03.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Владстиллстар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 30.03.2004 N 11/811-ДСП.
Решением от 30.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004, заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным на том основании, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрена обязанность налогоплательщика в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстанавливать на расчеты с бюджетом суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей и правомерно предъявленные к вычетам в период применения общего режима налогообложения.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит их отменить, полагая, что поскольку остатки товаров, по которым налог ранее принят к вычету, не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, и будут реализовываться без НДС, суммы налога по данным остаткам товарно-материальных ценностей должны быть восстановлены на расчетах с бюджетом.
Общество в отзыве на жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, с доводами жалобы не согласилось, просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения.
Инспекция по налогам и сборам, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей общества, суд кассационной инстанции не установил основания для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная проверка ООО "Владстиллстар" по вопросам восстановления сумм НДС, ранее включенных в налоговые вычеты, по остаткам товарно-материальных ценностей на 01.01.2003, в ходе которой установлено, что организация занизила сумму НДС, подлежащую отражению в составе строки 11 "Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по принятым к учету товарам (работам, услугам), включенные ранее в налоговые вычеты и подлежащие восстановлению" декларации по НДС, представленной в налоговый орган за 4 квартал 2002 года, в размере 410366 руб. в результате невключения в данную строку сумм НДС, включенных ранее в налоговые вычеты по приобретенным и оприходованным товарно-материальным ценностям, числящимся на остатках по дебету счетов "Тара" и "Товары" по состоянию на 01.01.2003 и подлежащим реализации и использованию после 01.01.2003, когда общество не являлось плательщиком НДС, так как перешло на упрощенную систему налогообложения. Данный факт зафиксирован в акте проверки от 15.03.2004 N 11/618. Рассмотрев акт проверки, а также разногласия по нему, руководитель налогового органа 30.03.2004 принял решение N 11/811-ДСП о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 82073 руб.; кроме того, ему доначислен НДС в сумме 410366 руб. и пени - 98238 руб.
ООО "Владстиллстар" не согласилось с решением инспекции по налогам и сборам и оспорило его в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления НДС, соответствующих пени и штрафных санкций за его неуплату по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Названные нормы Кодекса не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров.
Законодательство о налогах и сборах не содержит нормы, обязывающие налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по товарно-материальным ценностям, использованным после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислить налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
Материалами дела установлено, что общество в период 2001 - 2002 годов, являясь плательщиком НДС, приобретало товарно-материальные ценности и уплаченный поставщикам при их приобретении НДС предъявляло к вычету после принятия на учет в указанном периоде, то есть до 01.01.2003, когда общество перешло на упрощенную систему налогообложения. На 01.01.2003 у него имелся остаток приобретенных и неиспользованных (нереализованных) товарно-материальных ценностей. Налоговым органом не оспаривается правомерность произведенных ООО "Владстиллстар" вычетов по НДС на это имущество.
Таким образом, поскольку НДС возмещен обществу до его перехода на упрощенную систему налогообложения, вывод суда обеих инстанций о том, что указанный налог не подлежит восстановлению к уплате в бюджет, является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.06.2004, постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5205/2004-33-147 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 января 2005 года Дело N Ф03-А51/04-2/4004


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 30.06.2004, постановление от 14.09.2004 по делу N А51-5205/2004-33-147 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владстиллстар" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным решения N 11/811-ДСП од 30.03.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Владстиллстар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 30.03.2004 N 11/811-ДСП.
Решением от 30.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004, заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным на том основании, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрена обязанность налогоплательщика в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстанавливать на расчеты с бюджетом суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей и правомерно предъявленные к вычетам в период применения общего режима налогообложения.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит их отменить, полагая, что поскольку остатки товаров, по которым налог ранее принят к вычету, не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, и будут реализовываться без НДС, суммы налога по данным остаткам товарно-материальных ценностей должны быть восстановлены на расчетах с бюджетом.
Общество в отзыве на жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, с доводами жалобы не согласилось, просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения.
Инспекция по налогам и сборам, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей общества, суд кассационной инстанции не установил основания для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная проверка ООО "Владстиллстар" по вопросам восстановления сумм НДС, ранее включенных в налоговые вычеты, по остаткам товарно-материальных ценностей на 01.01.2003, в ходе которой установлено, что организация занизила сумму НДС, подлежащую отражению в составе строки 11 "Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по принятым к учету товарам (работам, услугам), включенные ранее в налоговые вычеты и подлежащие восстановлению" декларации по НДС, представленной в налоговый орган за 4 квартал 2002 года, в размере 410366 руб. в результате невключения в данную строку сумм НДС, включенных ранее в налоговые вычеты по приобретенным и оприходованным товарно-материальным ценностям, числящимся на остатках по дебету счетов "Тара" и "Товары" по состоянию на 01.01.2003 и подлежащим реализации и использованию после 01.01.2003, когда общество не являлось плательщиком НДС, так как перешло на упрощенную систему налогообложения. Данный факт зафиксирован в акте проверки от 15.03.2004 N 11/618. Рассмотрев акт проверки, а также разногласия по нему, руководитель налогового органа 30.03.2004 принял решение N 11/811-ДСП о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 82073 руб.; кроме того, ему доначислен НДС в сумме 410366 руб. и пени - 98238 руб.
ООО "Владстиллстар" не согласилось с решением инспекции по налогам и сборам и оспорило его в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления НДС, соответствующих пени и штрафных санкций за его неуплату по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы). Названные нормы Кодекса не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров.
Законодательство о налогах и сборах не содержит нормы, обязывающие налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по товарно-материальным ценностям, использованным после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислить налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
Материалами дела установлено, что общество в период 2001 - 2002 годов, являясь плательщиком НДС, приобретало товарно-материальные ценности и уплаченный поставщикам при их приобретении НДС предъявляло к вычету после принятия на учет в указанном периоде, то есть до 01.01.2003, когда общество перешло на упрощенную систему налогообложения. На 01.01.2003 у него имелся остаток приобретенных и неиспользованных (нереализованных) товарно-материальных ценностей. Налоговым органом не оспаривается правомерность произведенных ООО "Владстиллстар" вычетов по НДС на это имущество.
Таким образом, поскольку НДС возмещен обществу до его перехода на упрощенную систему налогообложения, вывод суда обеих инстанций о том, что указанный налог не подлежит восстановлению к уплате в бюджет, является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.06.2004, постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5205/2004-33-147 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)