Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2006 ПО ДЕЛУ N А42-11331/2005

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 сентября 2006 года Дело N А42-11331/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 20.09.2006.
Полный текст постановления изготовлен 25.09.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корабухиной Л.И., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Володькиной Е.В. (доверенность от 10.01.2006 N 01-14-30/000007), рассмотрев 20.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путина" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2006 по делу N А42-11331/2005 (судьи Шестакова М.А., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Путина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 28.07.2005 N 9850.
Решением суда от 26.02.2006 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2006 решение суда от 26.02.2006 отменено, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 15.06.2006, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и оставить в силе решение суда от 26.02.2006. По мнению подателя жалобы, заявитель правомерно применял льготу по налогу на прибыль в январе - марте 2005 года по деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против доводов, изложенных в жалобе, и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 28.04.2005 представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль организаций за январь - март 2005 года, в которой применило льготную ставку 0% как сельскохозяйственный товаропроизводитель, не перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции.
В письме от 10.06.2005 N 70-26.3-6-13/2-6-65022 инспекция уведомила общество об открытии в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении в связи с неправомерным применением им льготы по налогу на прибыль, предложив налогоплательщику представить свои пояснения и возражения, указав, что право на применение указанной льготы имеют лишь сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым общество не относится (т. 1, л.д. 62 - 65).
В письме от 17.06.2005 N Б-110 общество сообщило налоговому органу о том, что в силу статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах..." (далее - Закон N 110-ФЗ) общество в 2005 году не является плательщиком налога на прибыль, поскольку вылов рыбы приравнен к производству сельскохозяйственной продукции (л.д. 66 - 68).
По итогам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 28.07.2005 N 9850 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислено 4518379 руб. налога на прибыль и 25033 руб. 66 коп. пеней по этому налогу.
Общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал, что право налогоплательщика на применение льготной ставки по налогу на прибыль организаций не зависит от его организационно-правовой формы, а связано с осуществляемым им видом деятельности, а также с удельным весом доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов.
Апелляционная инстанция посчитала такой вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку осуществляемая обществом деятельность - вылов рыбы, а также его статус - несельскохозяйственный товаропроизводитель не подпадают под действие норм закона, предусматривающего льготные ставки обложения налогом на прибыль.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона N 110-ФЗ предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с данной нормой льгота, предусмотренная Законом N 2116-1, сохраняет свое действие только в отношении тех предприятий любой организационно-правовой формы, которые подлежат переводу на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также в отношении рыболовецких артелей (колхозов). Следовательно, законодатель установил, что спорная льгота по налогу на прибыль не сохраняется для предприятий, не подлежащих переводу на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" абзац третий статьи 2 Закона N 110-ФЗ изложен в следующей редакции:
"для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года".
Таким образом, названная норма, исключив из приведенного в абзаце третьем статьи 2 Закона N 110-ФЗ перечня иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, подтвердила право рыболовецких артелей (колхозов) на освобождение от уплаты налога на прибыль до 1 января 2005 года на условиях, установленных Законом N 2116-1.
Вместе с тем Федеральный закон N 110-ФЗ дополнен статьей 2.1 следующего содержания:
"Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
- в 2004 - 2005 годах - 0%;
- в 2006 - 2008 годах - 6%;
- в 2009 - 2011 годах - 12%;
- в 2012 - 2014 годах - 18%;
- начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ".
Из содержания данной нормы следует, что льготные ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлены только по виду деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции. Никаких оснований считать, что деятельность по реализации выловленной рыбы подлежит отнесению к деятельности по реализации произведенной сельскохозяйственным товаропроизводителем продукции, не имеется.
Кроме того, кассационная инстанция считает, что поскольку изменения в отношении лиц, сохраняющих право на применение спорной налоговой льготы, связаны с введением главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, то в данном случае правомерно применить нормы данной главы, определяющие понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые еще не переведены на специальный налоговый режим, а потому сохраняют право на льготу, предусмотренную Законом N 2116-1.
Пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ установлено, что в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Исходя из данной нормы, к сельскохозяйственным товаропроизводителям могут быть отнесены предприятия, осуществляющие деятельность не по вылову рыбы, а по ее выращиванию, а также по осуществлению ее первичной и последующей (промышленной) переработке. Следовательно, деятельность по вылову рыбы для целей данной главы не может служить основанием для отнесения лица, осуществляющего только вылов рыбы, им не выращенной, к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Довод заявителя о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое подлежит применению для общего режима налогообложения, а потому в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ следует применить понятия и термины, содержащиеся в иных законодательных актах, в частности в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ), не принимается кассационной инстанцией.
В соответствии со статьей 1 Закона N 193-ФЗ к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, при осуществлении такого вида деятельности, как вылов рыбы, к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит к классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольнокрупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции организацией, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности.
Из приведенных норм следует, что именно личное трудовое участие граждан при осуществлении вылова рыбы позволяет отнести осуществляемый ими вид деятельности к сельскохозяйственной.
Других правовых оснований считать выловленную рыбную продукцию сельскохозяйственной не имеется ни в налоговом законодательстве, ни в иных нормативно-правовых актах.
Из изложенного следует, что общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не выступает в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего право на применение в 2005 году ставки 0% по налогу на прибыль, тем более что льгота по налогу на прибыль для рыболовецких артелей (колхозов) действовала только до 01.01.2005.
Кроме того, в преамбуле Закона N 193-ФЗ указано, что он определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации. Следовательно, данный Закон является специальным и применение установленных в нем понятий для лиц, не являющихся сельскохозяйственными кооперативами, неправомерно.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку общества на постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.11.2005 N ФОЗ-А51/05-2/3622, поскольку подлежащие юридической оценке фактические обстоятельства по настоящему делу не могут быть признаны аналогичными тем, которым дана оценка по делу N ФОЗ-А51/05-2/3622.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционной инстанции от 15.06.2006 является правомерным и не подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2006 по делу N А42-11331/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путина" - без изменения.
Председательствующий
МОРОЗОВА Н.А.

Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
ЛОМАКИН С.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)