Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 июля 2007 г. Дело N А50-3829/2007-А6
Рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2007 по делу N А50-3829/2007-А6 по заявлению индивидуального предпринимателя С. к Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми о признании недействительным ненормативного акта,
индивидуальный предприниматель С. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 12.01.2007 об отказе в приеме смены объекта упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2007 заявленные требования индивидуального предпринимателя С. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция ФНС России по Свердловскому району г. Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит по изложенным в ней мотивам решение Арбитражного суда Пермского края отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований заявителя отказать.
В судебном заседании заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылается на нарушение налоговым органом права налогоплательщика, предусмотренного ст. 346.14 НК РФ, по самостоятельному выбору (изменению) объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит исходя из следующего.
Как установлено материалами дела, С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС России по Свердловскому району г. Перми 16.03.2004, свидетельство о государственной регистрации серии 59 N 002996660.
С момента государственной регистрации заявитель применяет упрощенную систему налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", что подтверждается уведомлением налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 29.03.2004 N 1968.
Пользуясь правом, предусмотренным ст. 346.14 НК РФ, по истечении трех налоговых периодов применения упрощенной системы налогообложения, предприниматель решил с 01.01.2007 изменить объект налогообложения на "доходы".
13.12.2006 предпринимателем подано заявление (уведомление) в налоговый орган от 11.12.2006 о смене объекта налогообложения.
Рассмотрев заявление предпринимателя, налоговый орган отказал налогоплательщику в изменении объекта налогообложения, в связи с чем налогоплательщику направлено уведомление от 12.01.2007. Отказ мотивирован тем, что согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ невозможно сменить объект налогообложения с 01.01.2007 до окончания налогового периода.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ налогового органа в изменении объекта по упрощенной системе налогообложения является необоснованным.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
В связи с этим по истечении трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщики налога, уплачиваемого в связи с применением этой системы налогообложения, могут изменять объект налогообложения на очередной календарный год.
Из анализа вышеназванных норм не следует, что НК РФ разрешает налогоплательщику изменить объект по упрощенной системе налогообложения в течение налогового периода, то есть с иной даты, кроме начала налогового периода.
Однако для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые вправе перейти на УСН в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.13 НК РФ, налоговым периодом будет считаться период времени с момента постановки на налоговый учет и до конца текущего календарного года.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, заявив 13.12.2006 о своем желании изменить с 01.01.2007 объект налогообложения на "доходы", предприниматель действовал в соответствии с п. 2 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ.
В рассматриваемом случае трехлетний минимальный срок, установленный для применения упрощенной системы налогообложения, должен исчисляться с учетом того, что для заявителя как для вновь зарегистрированного субъекта первым налоговым периодом по УСН являлся 2004 г. - период с 16.03.2004 по 31.12.2004.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности изменить объект налогообложения в течение налогового периода, то есть в данной ситуации с применения УСН с начала налогового периода, которым является календарный год (ст. 346.13, 346.19 НК РФ), исчислении налога нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 346.21 НК РФ) и выборе объекта налогообложения (смены объекта) также до начала налогового периода (п. 1 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Путем системного толкования вышеназванных норм гл. 26.2 НК РФ, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего толкование всех неясностей и противоречий в пользу налогоплательщиков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у предпринимателя возникает право на изменение объекта налогообложения по УСН с 01.01.2007, то есть по истечении применения им упрощенной системы налогообложения в течение трех налоговых периодов (с 2004 по 2006 г.), а не трех календарных лет.
Иное толкование норм п. 3 ст. 346.14, 346.13 НК РФ фактически ограничит права налогоплательщиков, перешедших на спецрежим не с начала календарного года, предоставив возможность изменить им объект налогообложения только по истечении трех календарных лет, что для них означает в действительности период времени, равный четырем налоговым периодам, в то время как налогоплательщики, перешедшие на УСН с начала календарного года, вправе изменить объект налогообложения по истечении трех лет, равным по времени трем налоговым периодам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление налогового органа является незаконным, отказ налогового органа в изменении объекта по УСН с 01.01.2007 фактически лишает его права возможности реального выбора объекта налогообложения, а доводы апелляционной жалобы о невозможности изменения объекта по УСН со ссылкой на п. 2 ст. 346.14 НК РФ подлежат отклонению.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей, поскольку при подаче жалобы госпошлина уплачена не была, а оснований для освобождения государственных органов от госпошлины по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков, НК РФ не предусматривает (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 3 мая 2007 г. по делу N 50-3829/2007-А6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 50 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2007 N 17АП-4230/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-3829/2007-А6
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 2 июля 2007 г. Дело N А50-3829/2007-А6
Рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2007 по делу N А50-3829/2007-А6 по заявлению индивидуального предпринимателя С. к Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель С. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 12.01.2007 об отказе в приеме смены объекта упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2007 заявленные требования индивидуального предпринимателя С. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция ФНС России по Свердловскому району г. Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит по изложенным в ней мотивам решение Арбитражного суда Пермского края отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований заявителя отказать.
В судебном заседании заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылается на нарушение налоговым органом права налогоплательщика, предусмотренного ст. 346.14 НК РФ, по самостоятельному выбору (изменению) объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит исходя из следующего.
Как установлено материалами дела, С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией ФНС России по Свердловскому району г. Перми 16.03.2004, свидетельство о государственной регистрации серии 59 N 002996660.
С момента государственной регистрации заявитель применяет упрощенную систему налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", что подтверждается уведомлением налогового органа о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 29.03.2004 N 1968.
Пользуясь правом, предусмотренным ст. 346.14 НК РФ, по истечении трех налоговых периодов применения упрощенной системы налогообложения, предприниматель решил с 01.01.2007 изменить объект налогообложения на "доходы".
13.12.2006 предпринимателем подано заявление (уведомление) в налоговый орган от 11.12.2006 о смене объекта налогообложения.
Рассмотрев заявление предпринимателя, налоговый орган отказал налогоплательщику в изменении объекта налогообложения, в связи с чем налогоплательщику направлено уведомление от 12.01.2007. Отказ мотивирован тем, что согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ невозможно сменить объект налогообложения с 01.01.2007 до окончания налогового периода.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ налогового органа в изменении объекта по упрощенной системе налогообложения является необоснованным.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
В связи с этим по истечении трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщики налога, уплачиваемого в связи с применением этой системы налогообложения, могут изменять объект налогообложения на очередной календарный год.
Из анализа вышеназванных норм не следует, что НК РФ разрешает налогоплательщику изменить объект по упрощенной системе налогообложения в течение налогового периода, то есть с иной даты, кроме начала налогового периода.
Однако для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые вправе перейти на УСН в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.13 НК РФ, налоговым периодом будет считаться период времени с момента постановки на налоговый учет и до конца текущего календарного года.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, заявив 13.12.2006 о своем желании изменить с 01.01.2007 объект налогообложения на "доходы", предприниматель действовал в соответствии с п. 2 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ.
В рассматриваемом случае трехлетний минимальный срок, установленный для применения упрощенной системы налогообложения, должен исчисляться с учетом того, что для заявителя как для вновь зарегистрированного субъекта первым налоговым периодом по УСН являлся 2004 г. - период с 16.03.2004 по 31.12.2004.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности изменить объект налогообложения в течение налогового периода, то есть в данной ситуации с применения УСН с начала налогового периода, которым является календарный год (ст. 346.13, 346.19 НК РФ), исчислении налога нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 346.21 НК РФ) и выборе объекта налогообложения (смены объекта) также до начала налогового периода (п. 1 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Путем системного толкования вышеназванных норм гл. 26.2 НК РФ, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего толкование всех неясностей и противоречий в пользу налогоплательщиков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у предпринимателя возникает право на изменение объекта налогообложения по УСН с 01.01.2007, то есть по истечении применения им упрощенной системы налогообложения в течение трех налоговых периодов (с 2004 по 2006 г.), а не трех календарных лет.
Иное толкование норм п. 3 ст. 346.14, 346.13 НК РФ фактически ограничит права налогоплательщиков, перешедших на спецрежим не с начала календарного года, предоставив возможность изменить им объект налогообложения только по истечении трех календарных лет, что для них означает в действительности период времени, равный четырем налоговым периодам, в то время как налогоплательщики, перешедшие на УСН с начала календарного года, вправе изменить объект налогообложения по истечении трех лет, равным по времени трем налоговым периодам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление налогового органа является незаконным, отказ налогового органа в изменении объекта по УСН с 01.01.2007 фактически лишает его права возможности реального выбора объекта налогообложения, а доводы апелляционной жалобы о невозможности изменения объекта по УСН со ссылкой на п. 2 ст. 346.14 НК РФ подлежат отклонению.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 50 рублей, поскольку при подаче жалобы госпошлина уплачена не была, а оснований для освобождения государственных органов от госпошлины по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков, НК РФ не предусматривает (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 3 мая 2007 г. по делу N 50-3829/2007-А6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Перми в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 50 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)