Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2005 ПО ДЕЛУ N А56-1420/2005

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2005 г. по делу N А56-1420/2005


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Петренко Т.И.
судей Черемошкина В.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ляховой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2005 г. по делу N А56-1420/2005 (судья Королева Т.В.),
по заявлению ОАО "Салолин"
к Инспекции ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: 1. адвоката Меркуловой Ю.С. (доверенность N 1-15/124 от 30.12.2004, удостоверение N 1086), 2. представителя Матвеева А.Е. (доверенность N 10-2004 от 02.12.2004, паспорт)
от ответчика: представителя Чуба Ю.А. (доверенность N 18/28048 от 28.12.2004, удостоверение)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Салолин" (далее - заявитель, ОАО "Салолин", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга (правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы России по Московскому району Санкт-Петербурга, далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 20.12.2004 N 03/27156 о привлечении к налоговой ответственности, а также требования об уплате налога от 16.12.2004 N 0403005255 и требования об уплате налоговой санкции от 16.12.2004 N 0403005256 и обязать инспекцию вернуть из бюджета уплаченную сумму в размере 1 666 654 рублей.
Решением от 18.02.2005 суд удовлетворил заявленные требования.
На указанное решение Инспекцией ФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению инспекции, при вынесении решения по результатам камеральной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты земельного налога за 2001 и 2002 годы налоговым органом необоснованно применена ставка земельного налога, установленная Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", последовательно умноженная на коэффициенты "2", "1,2", "2" (2001 году - "2,4", 2002 году - "4,8").
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Салолин" ссылается на неправомерность доначисления земельного налога за ноябрь - декабрь 2001 года и январь - апрель 2002 года, поскольку свидетельства о праве собственности на спорные земельные участки получены только 12 апреля 2002 года. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, исключают налоговую обязанность по уплате земельного налога за указанные периоды в силу положений статей 1 и 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю" и пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ. Кроме того, общество ссылается на неправильное определение налоговой инспекцией размера земельного налога.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет земельного налога за 2001 и 2002 годы налоговой инспекцией вынесено решение от 20.12.004 N 03/27156. Согласно решению ОАО "Салолин" начислены земельный налог за ноябрь - декабрь 2001 года в сумме 478 870 рублей, за январь, февраль, март, апрель 2002 года в сумме 957 740 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 230 044 рублей. Кроме того, налоговой инспекцией применена налоговая ответственность в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 287 322 рублей.
Во исполнение решения налоговой инспекцией 16.12.2004 направлены требование N 0403005255 об уплате налога и требование N 0403005256 об уплате налоговой санкции.
По мнению инспекции, ОАО "Салолин" неправомерно не исчислило и не уплатило в бюджет земельный налог за ноябрь - декабрь 2001 года, январь - апрель 2002 года с земельных участков, переданных на основании акта приема-передачи от 28.09.2001 (л.д. 37).
Общество считает, что налоговая обязанность по уплате земельного налога не возникает в рассматриваемом случае до момента получения свидетельств о праве собственности на спорные земельные участки - до 12 апреля 2002 года.
В соответствии со статьями 1 и 17 Закона N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" налог уплачивают собственники земли начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им (юридическим лицам) земельного участка.
Законом не связывается возникновение обязанности по уплате земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, поэтому вывод инспекции о наличии объекта обложения земельным налогом с момента передачи земельных участков является правильным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом от 17.03.1997 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единого городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога предусматривается в связи с изменением не зависящих о пользователя земли условий хозяйствования.
Законом Санкт-Петербурга от 26.09.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.
Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 1999 - 2001 годах не менялись.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога" земельные участки, принадлежащие на праве собственности обществу, находятся в 7 зоне градостроительной ценности, для которой базовая средняя ставка земельного налога установлена в размере 5,285 рублей за квадратный метр
Статья 3 вышеназванного Закона устанавливала, что данный Закон Санкт-Петербурга вступает в действие с 01 января 1998 года.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2002 N 78-Г02-38 статья 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", предусматривающая вступление его в силу с 01 января 1998 года, признана недействующей и не подлежащей применению в связи с нарушением требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 19.03.2003 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" статья 3 Закона Санкт-Петербурга о 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" была исключена.
По общим правилам вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Налогового кодекса РФ, Закон Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" мог быть введен в действие не ранее 01 января 1999 года - начала нового налогового периода по земельному налогу.
Таким образом, новые средние ставки земельного налога по Закону Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" должны применяться, начиная с 01 января 1999 года.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что коэффициент "2" мог применяться только к средним ставкам земельного налога, установленным Законом Санкт-Петербурга от 21.06.1995 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" и действующим в 1998 году до 01 января 1999 года.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о неправильном исчислении размера земельного налога, подлежащего доплате в бюджет.
Судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ОАО "Салолин" в части признания недействительными решения N 03/27156 от 20.12.2004 о привлечении к налоговой ответственности, требования от 16.12.2004 N 0403005255 об уплате налога, требования от 16.12.004 N 0403005256 от 16.12.2004 об уплате налоговой санкции.
Требование об обязании налоговой инспекции вернуть из бюджета излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 1 436 610 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 230 044 рублей не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем не соблюден пункт 7 статьи 78 НК РФ, предусматривающий подачу заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога. В этой части решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2005 по делу N А56-1420/05 изменить.
В удовлетворении требования об обязании Инспекции ФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга возвратить из бюджета ОАО "Салолин" 1 666 654 рублей недоимки по земельному налогу и пени за несвоевременную уплату земельного налога отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.И.ПЕТРЕНКО
Судьи
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
Л.А.ШУЛЬГА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)