Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
6 декабря 2005 г. Дело N А19-28181/05-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дудник О.И. (дов. от 27.12.2005),
от ответчика: Дьякова С.Ю. (дов. от 25.03.2005),
рассмотрев и судебном заседании дело по заявлению ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" (далее - заявитель) к МИФНС РФ N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, ответчик) о признании частично незаконным ненормативного акта налогового органа,
с учетом уточненных требований ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным требования N 123792 от 15.07.2005 в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 135417,46 руб.
Заявитель в судебном заседании уточненные требования поддерживает полностью. Утверждает, что налоговым органом необоснованно выставлено требование об уплате пеней по земельному налогу в сумме 135417,46 руб. Свою позицию изложил в заявлении и уточнениях к заявлению.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, считает требование налогового органа законным и обоснованным. Свою позицию изложил в отзыве и дополнении к отзыву.
Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
В адрес ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" поступило требование N 123792 от 15.07.2005 об уплате пеней по земельному налогу в сумме 141911,41 руб., выставленное МИФНС РФ N 9 по Иркутской области.
В указанном требовании налоговый орган предлагал уплатить пени по земельному налогу в сумме 141911,41 руб.
ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании частично незаконным ненормативного акта налогового органа.
Налогоплательщиком 23.06.2005 был представлен расчет по земельному налогу за 2005 г., согласно которому сумма налога, подлежащая уплате по сроку уплаты 15.03.2005, составляла 15388382 руб. Уплата данной суммы произведена 24.06.2005.
Основные элементы налогового обязательства по платежам за землю, одним из которых является срок уплаты налога на землю, определены Законом РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со статьей 17 указанного Закона суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Статьей 2 Закона Иркутской области от 05.06.1995 N 124 "О плате за землю" с 11.01.2002 на территории области определены 2 срока уплаты земельного налога: равными долями 15 сентября и 15 ноября.
Согласно п. 11 ст. 11 Закона Иркутской области от 17.01.1997 N 4-оз "О законах и иных областных нормативных актах" нормативные правовые акты структурных подразделений администрации области являются подзаконными, издаются исключительно на основании и во исполнение федеральных законов, Устава области и законов области, нормативных правовых актов губернатора области и администрации области и не должны им противоречить.
Федеральным законом N 1738-1 "О плате за землю" законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Следовательно, сроки уплаты налога на землю представительными органами местного самоуправления могут быть изменены на другие даты, в то же время основной принцип уплаты налога, а именно то, что уплата должна производиться два раза в год равными долями, должен оставаться неизменным, поскольку он относится не к элементу "срок уплаты налога", а к порядку уплаты налога и его размерам.
Решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.11.2004 N 6/25 "Об установлении сроков внесения платежей по земельному налогу" были установлены следующие сроки уплаты: равными долями 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября.
Указанным представительным органом местного самоуправления фактически изменен порядок уплаты налога на землю, что в силу изложенного является недопустимым и противоречит нормам налогового законодательства. Нормативные правовые акты, принятые городской Думой г. Усть-Илимска по вопросам бюджета города на 2004 и 2005 годы, в том числе регулируют и вопросы, связанные с налогообложением (в частности, по оспариваемому земельному налогу), не могут изменять законодательство о налогах и сборах, которое имеет приоритетное значение при решении вопросов налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую силу.
Таким образом, местное законодательство не может устанавливать иной порядок, а именно установление двух дополнительных сроков уплаты сумм налога, поскольку сроки уплаты установлены региональным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем суд установил, что в обжалуемом требовании по состоянию на 15.07.2005 были включены две суммы пеней: 6493,74 руб. (начисленные на основании акта выездной проверки, и заявителем не оспаривается обоснованность их начисления) и 135417,67 руб. (начисленные на основании декларации от 23.06.2005, уплата налога произведена 24.06.2005).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки - суммы, не уплаченной в установленный законом срок (15 сентября и 15 ноября).
Таким образом, суд считает, что налоговый орган необоснованно доначислил заявителю пени по земельному налогу за 2005 г. в сумме 135417,67 руб.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования заявителя законны, обоснованны, документально подтверждены, ответчиком не опровергнуты и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным требование N 123792 от 15.07.2005, выставленное МИФНС РФ N 9 по Иркутской области и УОБАО, в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 135417,46 руб. как не соответствующее требованиям ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1.
Обязать МИФНС РФ N 9 по Иркутской области и УОБАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Вернуть ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" из федерального бюджета 1950 руб. - госпошлину, уплаченную по платежному поручению N 5825 от 17.08.2005.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.12.2005, 29.11.2005 ПО ДЕЛУ N А19-28181/05-44
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
6 декабря 2005 г. Дело N А19-28181/05-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дудник О.И. (дов. от 27.12.2005),
от ответчика: Дьякова С.Ю. (дов. от 25.03.2005),
рассмотрев и судебном заседании дело по заявлению ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" (далее - заявитель) к МИФНС РФ N 9 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, ответчик) о признании частично незаконным ненормативного акта налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
с учетом уточненных требований ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным требования N 123792 от 15.07.2005 в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 135417,46 руб.
Заявитель в судебном заседании уточненные требования поддерживает полностью. Утверждает, что налоговым органом необоснованно выставлено требование об уплате пеней по земельному налогу в сумме 135417,46 руб. Свою позицию изложил в заявлении и уточнениях к заявлению.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, считает требование налогового органа законным и обоснованным. Свою позицию изложил в отзыве и дополнении к отзыву.
Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
В адрес ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" поступило требование N 123792 от 15.07.2005 об уплате пеней по земельному налогу в сумме 141911,41 руб., выставленное МИФНС РФ N 9 по Иркутской области.
В указанном требовании налоговый орган предлагал уплатить пени по земельному налогу в сумме 141911,41 руб.
ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании частично незаконным ненормативного акта налогового органа.
Налогоплательщиком 23.06.2005 был представлен расчет по земельному налогу за 2005 г., согласно которому сумма налога, подлежащая уплате по сроку уплаты 15.03.2005, составляла 15388382 руб. Уплата данной суммы произведена 24.06.2005.
Основные элементы налогового обязательства по платежам за землю, одним из которых является срок уплаты налога на землю, определены Законом РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со статьей 17 указанного Закона суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Статьей 2 Закона Иркутской области от 05.06.1995 N 124 "О плате за землю" с 11.01.2002 на территории области определены 2 срока уплаты земельного налога: равными долями 15 сентября и 15 ноября.
Согласно п. 11 ст. 11 Закона Иркутской области от 17.01.1997 N 4-оз "О законах и иных областных нормативных актах" нормативные правовые акты структурных подразделений администрации области являются подзаконными, издаются исключительно на основании и во исполнение федеральных законов, Устава области и законов области, нормативных правовых актов губернатора области и администрации области и не должны им противоречить.
Федеральным законом N 1738-1 "О плате за землю" законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Следовательно, сроки уплаты налога на землю представительными органами местного самоуправления могут быть изменены на другие даты, в то же время основной принцип уплаты налога, а именно то, что уплата должна производиться два раза в год равными долями, должен оставаться неизменным, поскольку он относится не к элементу "срок уплаты налога", а к порядку уплаты налога и его размерам.
Решением городской Думы г. Усть-Илимска от 17.11.2004 N 6/25 "Об установлении сроков внесения платежей по земельному налогу" были установлены следующие сроки уплаты: равными долями 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября.
Указанным представительным органом местного самоуправления фактически изменен порядок уплаты налога на землю, что в силу изложенного является недопустимым и противоречит нормам налогового законодательства. Нормативные правовые акты, принятые городской Думой г. Усть-Илимска по вопросам бюджета города на 2004 и 2005 годы, в том числе регулируют и вопросы, связанные с налогообложением (в частности, по оспариваемому земельному налогу), не могут изменять законодательство о налогах и сборах, которое имеет приоритетное значение при решении вопросов налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую силу.
Таким образом, местное законодательство не может устанавливать иной порядок, а именно установление двух дополнительных сроков уплаты сумм налога, поскольку сроки уплаты установлены региональным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем суд установил, что в обжалуемом требовании по состоянию на 15.07.2005 были включены две суммы пеней: 6493,74 руб. (начисленные на основании акта выездной проверки, и заявителем не оспаривается обоснованность их начисления) и 135417,67 руб. (начисленные на основании декларации от 23.06.2005, уплата налога произведена 24.06.2005).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки - суммы, не уплаченной в установленный законом срок (15 сентября и 15 ноября).
Таким образом, суд считает, что налоговый орган необоснованно доначислил заявителю пени по земельному налогу за 2005 г. в сумме 135417,67 руб.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования заявителя законны, обоснованны, документально подтверждены, ответчиком не опровергнуты и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным требование N 123792 от 15.07.2005, выставленное МИФНС РФ N 9 по Иркутской области и УОБАО, в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 135417,46 руб. как не соответствующее требованиям ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1.
Обязать МИФНС РФ N 9 по Иркутской области и УОБАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Вернуть ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" из федерального бюджета 1950 руб. - госпошлину, уплаченную по платежному поручению N 5825 от 17.08.2005.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.И.СКУБАЕВ
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)