Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 мая 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Мокшиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1027/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.01.2009 по делу N А75-4700/2008 (судья Мингазетдинов М.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙНБИЗНЕС" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании недействительным решения N 5176 от 23.07.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заинтересованного лица - Замятин С.В. (удостоверение <...>, доверенность от 20.11.2008 сроком на 12 месяцев);
- от заявителя - не явился, извещено,
установил:
Решением от 14.01.2009 по делу N А75-4700/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙНБИЗНЕС" (далее - ООО "ЛАЙНБИЗНЕС", общество, налогоплательщик), обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ИФНС России по г. Сургуту ХМАО, инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес за январь - май 2005 года в сумме 504 000 руб. В части признания ненормативного акта недействительным суд принял отказ заявителя от требований и прекратил в данной части производство по делу.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие у заявителя права на возврат излишне уплаченного налога.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт. При этом, ссылаясь на то, что судом неверно был определен срок на возврат суммы излишне уплаченного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу, общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" стоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 г. Москвы, дата регистрации Общества 24.09.2003, ИНН 7713507942, является плательщиком налога на игорный бизнес. В ИФНС РФ г. Сургута по ХМАО-Югре, состоит на налоговом учете филиал Общества.
29.12.2007 ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за 2005 - 2006 годы. Поскольку Общество посчитало, что налог на игорный бизнес им излишне уплачен, 13.02.2008 направило в Инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 5 193 000 руб.
Инспекция в письме от 21.02.2008 N 4200 указала о том, что суммы, заявленные на возврат не подтверждены отделом камеральных проверок, т.к. проводятся контрольные мероприятия. Предложено написать другое заявление на возврат после проведения проверки.
С повторными заявлениями о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес Общество обращалось 15.04.2008 и 25.06.2008
Решением о возврате N 100289 от 09.07.2008 Обществу возвращена сумма налога в размере 4 689 000 руб.
В осуществлении возврата суммы налога в размере 504 000 руб. решением налогового органа N 5176 от 23.07.2008, Обществу отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты при условии, что переплата образовалась по декларациям на уменьшение за период с января 2005 года по май 2005 года.
Не согласившись с указанными действиями Инспекции, ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" обратилось в арбитражный суд.
14.01.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает, в частности, в остальных (ранее не названных) отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, в том числе, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ.
Исходя из положений ст. 17 НК РФ установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, которым относится, в том числе, налоговая ставка.
В соответствии со гл. 29 НК РФ ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" с момента регистрации являлось плательщиком налога на игорный бизнес.
В соответствии со ст. 364 НК РФ объектом обложения налогом на игорный бизнес являются, в частности, игровые автоматы.
Статья 369 НК РФ предоставляет право установления налоговой ставки субъектам Российской Федерации. В силу ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 54-ОЗ "О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа", введенного в действие с 01.01.2004, размер ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территории автономного округа, в месяц составляет 1500 руб. за один игровой автомат. Позднее в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 54-ОЗ "О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа" были внесены изменения, и размер ставок был увеличен с 01.01.2005 по 31.12.2005 до 4500 руб., с 01.01.2006 по 28.02.2007 - 7500 руб.
Как следует из материалов дела запись об ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена 24.09.2003.
Из изложенного усматривается, что субъекты малого предпринимательства, зарегистрированный до принятия изменений в Закон N 54-ОЗ, и у которых в период действия первой редакции этого закона не истекли четыре года с момента их государственной регистрации, обоснованно могли применять ранее действующие ставки налогообложения в размере 1500 руб. с одного игрового автомата, которые являются для них более благоприятными.
При этом, отмена ст. 9 ФЗ N 88-ФЗ с 01.01.2005 может иметь значение лишь для тех субъектов малого предпринимательства, которые будут зарегистрированы позднее указанной даты. Установленная государством для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 01.01.2005 гарантия сохранения в течение 4 лет режима налогообложения не хуже, чем существовал на дату регистрации - обеспечивается положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации, соответствует требованиям ст. 5 п. 2 НК РФ и общему смыслу Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", обеспечивающего гарантии стабильности развития определенной категории субъектов предпринимательства, и подтверждается сложившейся правоприменительной практикой.
В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, исчисляемый со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из материалов дела, первая оплата была произведена обществом 21.02.2003, а первичное обращение с заявлением о возврате было подано в налоговый орган 13.02.2008, то есть срок обществом пропущен не был.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Сроки обращения налогоплательщика в суд с указанными требованиями в рассматриваемом случае исчисляются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства (ст. 196, 200 ГК РФ), а при определении момента с учетом которого следует исчислять указанный срок необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела и объема представленных доказательств.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, указывающие на то, что о наличии переплаты обществу было известно до дня подачи уточненных деклараций. При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из того, что началом течения срока, с учетом которого следует исчислять 3-х годичный срок исковой давности, следует считать дату подачи уточненных деклараций.
Пропуск Обществом трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ, не препятствует ему обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанная правовая позиция также подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.06 N 6219/06.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, ООО "ЛАЙНБИЗНЕС", обратившись 23.09.2008 в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, не пропустило трехлетнего срока на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на инспекцию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.01.2009 по делу N А75-4700/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2009 ПО ДЕЛУ N А75-4700/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2009 г. по делу N А75-4700/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 мая 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Мокшиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1027/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.01.2009 по делу N А75-4700/2008 (судья Мингазетдинов М.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙНБИЗНЕС" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании недействительным решения N 5176 от 23.07.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заинтересованного лица - Замятин С.В. (удостоверение <...>, доверенность от 20.11.2008 сроком на 12 месяцев);
- от заявителя - не явился, извещено,
установил:
Решением от 14.01.2009 по делу N А75-4700/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙНБИЗНЕС" (далее - ООО "ЛАЙНБИЗНЕС", общество, налогоплательщик), обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ИФНС России по г. Сургуту ХМАО, инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес за январь - май 2005 года в сумме 504 000 руб. В части признания ненормативного акта недействительным суд принял отказ заявителя от требований и прекратил в данной части производство по делу.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие у заявителя права на возврат излишне уплаченного налога.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт. При этом, ссылаясь на то, что судом неверно был определен срок на возврат суммы излишне уплаченного налога.
В отзыве на апелляционную жалобу, общество с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" стоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 г. Москвы, дата регистрации Общества 24.09.2003, ИНН 7713507942, является плательщиком налога на игорный бизнес. В ИФНС РФ г. Сургута по ХМАО-Югре, состоит на налоговом учете филиал Общества.
29.12.2007 ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за 2005 - 2006 годы. Поскольку Общество посчитало, что налог на игорный бизнес им излишне уплачен, 13.02.2008 направило в Инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 5 193 000 руб.
Инспекция в письме от 21.02.2008 N 4200 указала о том, что суммы, заявленные на возврат не подтверждены отделом камеральных проверок, т.к. проводятся контрольные мероприятия. Предложено написать другое заявление на возврат после проведения проверки.
С повторными заявлениями о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес Общество обращалось 15.04.2008 и 25.06.2008
Решением о возврате N 100289 от 09.07.2008 Обществу возвращена сумма налога в размере 4 689 000 руб.
В осуществлении возврата суммы налога в размере 504 000 руб. решением налогового органа N 5176 от 23.07.2008, Обществу отказано в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты при условии, что переплата образовалась по декларациям на уменьшение за период с января 2005 года по май 2005 года.
Не согласившись с указанными действиями Инспекции, ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" обратилось в арбитражный суд.
14.01.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает, в частности, в остальных (ранее не названных) отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, в том числе, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ.
Исходя из положений ст. 17 НК РФ установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, которым относится, в том числе, налоговая ставка.
В соответствии со гл. 29 НК РФ ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" с момента регистрации являлось плательщиком налога на игорный бизнес.
В соответствии со ст. 364 НК РФ объектом обложения налогом на игорный бизнес являются, в частности, игровые автоматы.
Статья 369 НК РФ предоставляет право установления налоговой ставки субъектам Российской Федерации. В силу ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 54-ОЗ "О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа", введенного в действие с 01.01.2004, размер ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территории автономного округа, в месяц составляет 1500 руб. за один игровой автомат. Позднее в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 54-ОЗ "О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа" были внесены изменения, и размер ставок был увеличен с 01.01.2005 по 31.12.2005 до 4500 руб., с 01.01.2006 по 28.02.2007 - 7500 руб.
Как следует из материалов дела запись об ООО "ЛАЙНБИЗНЕС" в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена 24.09.2003.
Из изложенного усматривается, что субъекты малого предпринимательства, зарегистрированный до принятия изменений в Закон N 54-ОЗ, и у которых в период действия первой редакции этого закона не истекли четыре года с момента их государственной регистрации, обоснованно могли применять ранее действующие ставки налогообложения в размере 1500 руб. с одного игрового автомата, которые являются для них более благоприятными.
При этом, отмена ст. 9 ФЗ N 88-ФЗ с 01.01.2005 может иметь значение лишь для тех субъектов малого предпринимательства, которые будут зарегистрированы позднее указанной даты. Установленная государством для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 01.01.2005 гарантия сохранения в течение 4 лет режима налогообложения не хуже, чем существовал на дату регистрации - обеспечивается положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации, соответствует требованиям ст. 5 п. 2 НК РФ и общему смыслу Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", обеспечивающего гарантии стабильности развития определенной категории субъектов предпринимательства, и подтверждается сложившейся правоприменительной практикой.
В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган, исчисляемый со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из материалов дела, первая оплата была произведена обществом 21.02.2003, а первичное обращение с заявлением о возврате было подано в налоговый орган 13.02.2008, то есть срок обществом пропущен не был.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Сроки обращения налогоплательщика в суд с указанными требованиями в рассматриваемом случае исчисляются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства (ст. 196, 200 ГК РФ), а при определении момента с учетом которого следует исчислять указанный срок необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела и объема представленных доказательств.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, указывающие на то, что о наличии переплаты обществу было известно до дня подачи уточненных деклараций. При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из того, что началом течения срока, с учетом которого следует исчислять 3-х годичный срок исковой давности, следует считать дату подачи уточненных деклараций.
Пропуск Обществом трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ, не препятствует ему обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанная правовая позиция также подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.06 N 6219/06.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, ООО "ЛАЙНБИЗНЕС", обратившись 23.09.2008 в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, не пропустило трехлетнего срока на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на инспекцию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.01.2009 по делу N А75-4700/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)