Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.Н. Кольцовой,
судей: Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 31 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2010 г.
по делу N А40-78688/10-140-404, принятое судьей О.Ю. Паршуковой
по иску (заявлению) ОАО "Научно-производственное объединение "Московский радиотехнический завод"
к ИФНС России N 31 по г. Москве
- о признании недействительным решения в части;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Слесаревой Е.Ю. по дов. N 1/4-124 от 20.10.2010, Мельникова А.Н. по дов. N 1/4-51 от 18.02.2010;
- от заинтересованного лица - Мясовой Е.А. по дов. N 05-17/26319 от 27.08.2010;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Научно-производственное объединение "Московский радиотехнический завод" с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 31 по г. Москве от 16.03.2010 г. N 286/111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части завышения расходов, уменьшающих сумму доходов по налогу на прибыль в сумме 25.000.867,50 руб.; неуплаты налога на доходы физических лиц в размере 178.471 руб.; доначисления единого социального налога в сумме 2.660.462,97 руб. и начисления пени в размере 543.040,07 руб.; доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1.400.115,29 руб. и начисления пени в размере 266.951,21 руб.; привлечения к ответственности в виде штрафов по налогу на доходы физических лиц в сумме 35.694,20 руб., по единому социальному налогу в сумме 52.092,60 руб., за непредставление документов в сумме 11.350 руб.
Решением суда от 15.09.2010 г. признано недействительным решение инспекции от 16.03.2010 г. N 286/111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части неуплаты налога на доходы физических лиц в размере 178.471 руб., доначисления единого социального налога в сумме 2.660.462,97 руб. и начисления пени в размере 543.040,07 руб.; доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1.400.115,29 руб. и начисления пени в размере 266.951,21 руб.; привлечения к налоговой ответственности в виде штрафов по налогу на доходы физических лиц в сумме 35,694,20 руб., по единому социальному налогу в сумме 532.092,60 руб., за непредставление документов в сумме 11.350 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С решением суда не согласилась - ИФНС России N 31 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя, суд первой инстанции выяснил все обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права и вынес законное и обоснованное решение.
Возражения по принятому решению в части отказа в удовлетворении требований у заявителя отсутствуют, в связи с чем законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Из материалов дела следует, что инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 31.12.2009 г. N 976/233 и принято решение от 16.03.2010 г. N 286/111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьями 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 579.136,80 руб., обществу начислены пени в сумме 587.193,44 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 2.660.462,97 руб., штраф, пени, уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 г. на сумму 27.545.560 руб., произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц за 2008 г. по форме 2-НДФЛ в количестве 208 штук, удержать доначисленную сумму налога в размере 178.471 руб., перечислить в бюджетную систему Российской Федерации, удержанную из доходов налогоплательщиков сумму налога на доходы физических лиц в размере 178.471 руб. отдельным платежным поручением в сроки, указанные в пункте 6 статьи 226 НК РФ, представить корректирующие расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 г. для уточнения налогового вычета, применяемого при расчете единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, которое решением от 19.05.2010 г. N 21-19/052304 оставило апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки за 2007 г. (акт от 11.02.2009 г. N 135) установлено, что обществом в нарушение статьи 210, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учтены доходы налогоплательщиков в виде доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Заявитель в соответствии с приказом от 10.07.2006 г. N 190 и коллективным договором на основании аттестации рабочих мест с 2006 г. производит доплаты за работы с вредными условиями труда.
По результатам проверки с указанных выплат налоговым органом доначислен налог на доходы физических лиц за 2007 г. в сумме 266.705 руб. Налоговому агенту предлагалось произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц, удержать доначисленные суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетом положений пункта 4 статьи 226 НК РФ, и в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержания налога, налоговому агенту предлагалось в месячный срок после вынесения решения о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ.
Между тем, до настоящего момента налог с физических лиц не удержан, сведения не представлены, а налог на доходы физических лиц уплачен за счет средств организации.
Непредставление налоговым агентом сведений о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ в соответствии со статьей 126 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Всего не представлено 2290 справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
С учетом представленных обществом к возражениям дополнительных документов установлено, что перерасчет налоговой базы за 2007 г. произведен по 227 работникам, за 2008 г. - по 208 работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
До начала проведения текущей проверки 30.09.2008 г. платежным поручением N 234 организация самостоятельно исчислила и перечислила в бюджет налог на доходы физических лиц с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда в количестве 1.321 человек за период с января по июль 2008 г.
Согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
На основании пункта 1 статьи 226 НК РФ организация, от которой или в результате отношений с которой, налогоплательщики получили доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Таким образом, обществу предлагается удержать налог на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщиков с учетом положений пункта 4 статьи 226 НК РФ.
Общая сумма не удержанного налога на доходы физических лиц составляет 178.471 руб.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм налога начисляются пени.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доначисление налога в размере 178.471 руб. и привлечение общества к налоговой ответственности за не представление сведений о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ за 2007 г. являются незаконными.
До начала проведения текущей проверки обществом самостоятельно перечислены в бюджет налог на доходы физических лиц с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г., что подтверждается платежным поручением от 30.09.2008 г. N 234 на сумму 178.714 руб. (т. 2 л.д. 61).
Таким образом, выполнение требований инспекции приведет к двойному перечислению.
Непредставление справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 г. относится к налоговому периоду 2007 г., а настоящая налоговая проверка проводится за налоговый период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. и не должна затрагивать прошедший налоговый период.
По результатам проверки за 2007 г. инспекцией принято решение от 20.03.2009 г. N 341 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 53.341 руб.
При вынесении решения о проведении выездной налоговой проверки инспекцией определяются периоды, за которые проводится проверка (статья 89 НК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах, привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ за не представление сведений о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ за 2007 г. при проведении налоговой проверки за 2008 г. противоречит требованиям статей 89, 108 НК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его правомерными действиями, установленными судом.
В случаях, предусмотренных абзацами 2, 3, 4 части 2 статьи 137 ТК РФ, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильного исчисления выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Перечень случаев взыскания излишне выплаченной заработной платы работнику, указанный в данной статье, закрытый и не предусматривает удержания доначисленной суммы налога на доходы физических лиц.
Исходя из требований статьи 137 ТК РФ, у заявителя отсутствует право принять решение об удержании доначисленной суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщиков в связи с тем, что данный случай удержания не предусмотрен, а также по прошествии одного месяца со дня неправильного исчисления выплат.
Обществом в месячный срок после вынесения решения о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения будут представлены в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом в нарушение статьи 237, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. не исчислен единый социальный налог с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как разность между суммой налога, начисленной в федеральный бюджет и суммой начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным законом 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При отсутствии налогового вычета, единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет, уплачивается в полной сумме по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 68.951 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по день погашения задолженности.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 33.208 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по день погашения задолженности.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила ФФОМС - 12.761 руб., ТФОМС - 22.761 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по день погашения задолженности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, доначисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным, поскольку заявителем до начала проведения текущей проверки доначислен ЕСН и ОПС с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г.
В соответствии с бухгалтерскими формами ГХУ 855 "Единый социальный налог" от 29.08.2008 г. перерасчет произведен с учетом 130 вида оплаты "Доплата за вредные условия труда" в сумме 1.295.622,32 руб.
Налоговая база по ЕСН и ОПС за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г. первоначально составляла 397.553.814,87 руб., налоговая база по ЕСН с учетом 130 вида оплаты составила 398.849.437,19 руб. (398.849.437,19 - 397.553.814,87 = 1 295 622,32).
Налоговая декларация по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 г. представлена в инспекцию 17.10.2008 г. с учетом произведенного перерасчета за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г. где указаны суммы ЕСН исчисленные с доплат за январь - июнь.
Факт непредставления уточненных расчетов по авансовым платежам за 1 квартал и полугодие в инспекцию, не может служить основанием для доначисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год.
В соответствии с Разделом 4 Порядка заполнения расчета авансовых платежей по ЕСН, приложение N 2 к Приказу МФ РФ от 09.02.2007 г. N 13н по стр. 0100 "Налоговая база за отчетный период, всего" отражается налоговая база для расчета авансовых платежей по налогу нарастающим итогом соответственно за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев текущего налогового периода.
По результатам произведенного перерасчета обществом доначислен ЕСН и ОПС, и произведены платежи 19.09.2008 г.
Таким образом, перерасчет ЕСН и ОПС за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г. с учетом 130 вида оплаты "Доплата за вредные условия труда" в сумме 1.295.622,32 руб. произведен полностью и учтен в налоговой декларации по ЕСН и страховым взносам на ОПС за 9 месяцев 2008 г., основания для доначисления ЕСН и ОПС отсутствуют.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом в нарушение пункта 1, 3 статьи 236, пункта 1 статьи 237 НК РФ в 2008 г. не включены в объект налогообложения ЕСН суммы премий, связанные с производственной деятельностью и выплаченные на основании приказов о поощрении работников.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 31.858,70 руб., в том числе: в связи с занижением налоговой базы (с учетом регрессивных ставок) - 21.862,22 руб., на сумму положительной разницы между начисленными и уплаченными взносами (с учетом регрессивных ставок) - 9.996,48 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 2.739,50 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила: ФФОМС - 1.589,30 руб., ТФОМС - 1.416,50 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
На основании выписки из протокола N 2 заседания Совета директоров общества от 05.02.2008 г. принято решение выплатить генеральному директору С.В. Бочкову 330.000 руб. в качестве вознаграждения по итогам деятельности общества за период с 20.11.2006 г. по 19.11.2007 г., предусмотренного п. 6.2 договора (контракта), заключенного с генеральным директором от 08.06.2006 г., согласно утвержденному решением общего собрания акционеров (протокол N 16 от 14.06.2007 г.) распределению прибыли.
В соответствии с п. 6.2 договора (контракта) вознаграждение может быть выплачено по результатам работы общества за соответствующий период (полугодие, год), в случае если результаты будут признаны успешными.
Положением о премировании работников общества выплата данного вознаграждения не предусмотрена. Выплата вознаграждения произведена за счет средств фонда материального поощрения на 2008 г., образованного из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества по результатам деятельности за 2007 г.
Заявитель руководствовался требованиями пункта 22 статьи 270 НК РФ, в соответствии с которым, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
В данном случае средства фонда материального поощрения относятся к средствам социального назначения. На основании изложенного, указанное вознаграждение не признается объектом налогообложения по ЕСН.
На основании приказа N 115 от 09.06.2008 г. обществом выплачена премия за добросовестное выполнение своих обязанностей и проявленное при этом усердие и профессионализм в сумме 19.000 руб. работникам контрольно-ревизионного управления по результатам работы за 2007 г.; приказа N 164 от 29.08.2008 г. выплачена премия за хорошую организацию и успешное проведение особо важного задания, не связанного с исполнением своих должностных обязанностей, главному специалисту ОАХО Трифоновой О.В. в сумме 6.000 руб.; приказа N 185 от 02.10.2008 г. выплачена премия за добросовестное выполнение спецзадания и проявленные при этом высокий профессионализм и трудолюбие работников цеха N 4 в сумме 20.000 руб. за выполнение в сжатые сроки сдаточных работ по специзделиям в период нахождения в командировке; приказа N 194 от 16.10.2008 г. выплачена премия за получение и оформление понижающего коэффициента ставки арендной платы по виду функционального и разрешенного использования земельных участков в сумме 56.000 руб., понижающий коэффициент пересчитан с 1 июля 2006 г.; приказа N 203 от 27.10.2008 г. выплачена премия за качественное выполнение особо важного задания в сумме 30.000 руб. секретарю совета директоров Шафееву А.М. за организацию и подготовку заседаний Совета директоров и годового собрания акционеров по итогам работы за период с 01.06.2007 г. по 01.06.2008 г.; приказа N 256 от 24.12.2008 г. выплачена премия за компетенцию и высокий профессионализм в выполнении особо важного задания в сумме 220.000 руб. за согласование с заказчиком максимально выгодной цены для общества на изготовление специзделий в 2009 г.; приказа N 252 от 19.12.2008 г. выплачена премия за компетенцию и высокую профессиональную квалификацию в процессе разрешения судебного спора с ИФНС России N 31 по г. Москве в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в сумме 100.000 руб.
Выплата премий произведена за счет средств фонда материального поощрения на 2008 г., образованного из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества, и не связана с трудовым или гражданско-правовым договором, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и не относится к расходам на оплату труда, предусмотренным пунктом 2 статьи 255 НК РФ.
В соответствии с пунктом 22 статьи 270 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
В данном случае средства фонда материального поощрения относятся к средствам специального назначения. В этой связи, указанные премии не признаются объектом налогообложения по ЕСН.
Таким образом, основания для доначисления ЕСН и пени у налогового органа отсутствовали.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 237 и подпункта 3 пункта 1 статьи 238 НК РФ в 2008 г. не включены в объект налогообложения ЕСН, суммы материальной помощи при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, выплачиваемой на основании приказа от 10.07.2006 г. N 190, положения о порядке оказания материальной помощи при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам заявителя и коллективным договором.
Согласно Положению о порядке оказания материальной помощи при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам общества размер материальной помощи определяется в зависимости от непрерывного стажа работы в обществе, начисляется исходя из тарифной ставки присвоенного разряда (должностного оклада) работника и не оказывается работникам, уволенным по собственному желанию, имеющим дисциплинарные взыскания, совершившим хищения собственности общества и при нанесении обществу не возмещенного материального ущерба.
Таким образом, материальная помощь к отпуску не носит социальный характер, связана с производственной деятельностью и выполнением работниками трудовых обязанностей, зависит от таких факторов как добросовестный труд, не нарушение трудовой дисциплины и других показателей трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные коллективным договором непосредственно связанные с выполнением трудовых обязанностей, являются выплатами стимулирующего характера и относятся к расходам на оплату труда.
Выплаты в пользу работников, произведенные по результатам деятельности являются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль и, независимо от источника выплаты, подлежат налогообложению ЕСН.
Таким образом, пункт 3 статьи 236 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика право выбора, по какому налогу уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Для целей налогообложения организаций они квалифицируются, как расходы, понижающие налоговую базу по налогу на прибыль. В этой связи вышеуказанные выплаты, включаются в налоговую базу по ЕСН независимо от выбранного организацией источника выплат и порядка отражения в бухгалтерском учете.
Налоговым органом установлено занижение налоговой базы по ЕСН за 2008 г. в сумме 32.300.810 руб.
Проверка правильности исчисления ЕСН по выплате материальной помощи к отпуску, проведена выборочно за период с июня по август 2008 г., занижение налоговой базы за данный период составило 15.648.110 руб.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 2.038.170,60 руб., в том числе: в связи с занижением налоговой базы (с учетом регрессивных ставок) - 648.051,79 руб., на сумму положительной разницы между начисленными и уплаченными взносами (с учетом регрессивных ставок) - 1.390.118,81 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 281.517,25 руб., на которую соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила 303.171,12 руб., в том числе: ФФОМС - 122.703,34 руб., ТФОМС - 180.467,78 руб.
Общая сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 2.138.980,30 руб., в том числе: в связи с занижением налоговой базы (с учетом регрессивных ставок) - 738.865,01 руб., на сумму положительной разницы между начисленными и уплаченными взносами (с учетом регрессивных ставок) - 1.400.115,29 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Общая сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 317.464,75 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Общая сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила 341.698,92 руб., в том числе: ФФОМС - 137.053,64 руб., ТФОМС - 204.645,28 руб.
Заявитель в соответствии с пунктом 23 статьи 270 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитывал расходы в виде сумм материальной помощи.
Кроме того, выплата материальной помощи произведена за счет средств фонда материального поощрения на 2008 г., образованного из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества по результатам работы за 2007 г.
В данном случае средства фонда материального поощрения относятся к средствам специального назначения.
Таким образом, материальная помощь не признается объектом налогообложения по ЕСН, следовательно, основания для начисления пени за 2008 г. у налогового органа отсутствовали.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на нарушения при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговым органом установлено, что премии, связанные с производственной деятельностью и выплаченные на основании приказов о поощрении работников не включены в налоговую базу по ЕСН за 2008 г. в сумме 1.198.560,22 руб.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с занижением базы для начисления страховых взносов на ОПС на сумму 1.198.560,22 руб., сумма доначисленных страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. составила 161.210 руб., в том числе: страховая часть - 147.632 руб., накопительная часть 13.578 руб.
В соответствии с нарушением, описанным в подпункте 2 пункта 2.5 акта (премии, связанные с производственной деятельностью и выплаченные на основании приказов о поощрении работников), с учетом принятых возражений занижение налоговой базы по ЕСН за 2008 г. составило 781.000 руб.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с занижением базы для начисления страховых взносов на ОПС на сумму 781.000 руб., неуплата страховых взносов на ОПС составила 9.996,48 руб., в том числе: страховая часть - 9.854,30 руб., накопительная часть - 142,18 руб.
В соответствии с нарушением, описанным в подпункте 3 пункта 2.5 акта инспекции (материальная помощь при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам), установлено занижение налоговой базы по ЕСН за 2008 г. в размере 15.648.110 руб.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с занижением базы для начисления страховых взносов на ОПС на сумму 15.648.110 руб., сумма доначисленных страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. составила 1.390.118,81 руб., в том числе: страховая часть - 1.321.125,93 руб., накопительная часть 68.992,88 руб.
Общая сумма доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 1.561.325,29 руб., в том числе: страховая часть - 1.478.612,23 руб. накопительная - 82.713,06 руб.
Иных доводов в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2010 г. по делу N А40-78688/10-140-404 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи:
Р.Г.НАГАЕВ
Н.О.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2010 N 09АП-28245/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-78688/10-140-404
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. N 09АП-28245/2010-АК
Дело N А40-78688/10-140-404
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.Н. Кольцовой,
судей: Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 31 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2010 г.
по делу N А40-78688/10-140-404, принятое судьей О.Ю. Паршуковой
по иску (заявлению) ОАО "Научно-производственное объединение "Московский радиотехнический завод"
к ИФНС России N 31 по г. Москве
- о признании недействительным решения в части;
- при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Слесаревой Е.Ю. по дов. N 1/4-124 от 20.10.2010, Мельникова А.Н. по дов. N 1/4-51 от 18.02.2010;
- от заинтересованного лица - Мясовой Е.А. по дов. N 05-17/26319 от 27.08.2010;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Научно-производственное объединение "Московский радиотехнический завод" с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 31 по г. Москве от 16.03.2010 г. N 286/111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части завышения расходов, уменьшающих сумму доходов по налогу на прибыль в сумме 25.000.867,50 руб.; неуплаты налога на доходы физических лиц в размере 178.471 руб.; доначисления единого социального налога в сумме 2.660.462,97 руб. и начисления пени в размере 543.040,07 руб.; доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1.400.115,29 руб. и начисления пени в размере 266.951,21 руб.; привлечения к ответственности в виде штрафов по налогу на доходы физических лиц в сумме 35.694,20 руб., по единому социальному налогу в сумме 52.092,60 руб., за непредставление документов в сумме 11.350 руб.
Решением суда от 15.09.2010 г. признано недействительным решение инспекции от 16.03.2010 г. N 286/111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части неуплаты налога на доходы физических лиц в размере 178.471 руб., доначисления единого социального налога в сумме 2.660.462,97 руб. и начисления пени в размере 543.040,07 руб.; доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1.400.115,29 руб. и начисления пени в размере 266.951,21 руб.; привлечения к налоговой ответственности в виде штрафов по налогу на доходы физических лиц в сумме 35,694,20 руб., по единому социальному налогу в сумме 532.092,60 руб., за непредставление документов в сумме 11.350 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С решением суда не согласилась - ИФНС России N 31 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя, суд первой инстанции выяснил все обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права и вынес законное и обоснованное решение.
Возражения по принятому решению в части отказа в удовлетворении требований у заявителя отсутствуют, в связи с чем законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Из материалов дела следует, что инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.
По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 31.12.2009 г. N 976/233 и принято решение от 16.03.2010 г. N 286/111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьями 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 579.136,80 руб., обществу начислены пени в сумме 587.193,44 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 2.660.462,97 руб., штраф, пени, уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 г. на сумму 27.545.560 руб., произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц за 2008 г. по форме 2-НДФЛ в количестве 208 штук, удержать доначисленную сумму налога в размере 178.471 руб., перечислить в бюджетную систему Российской Федерации, удержанную из доходов налогоплательщиков сумму налога на доходы физических лиц в размере 178.471 руб. отдельным платежным поручением в сроки, указанные в пункте 6 статьи 226 НК РФ, представить корректирующие расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 г. для уточнения налогового вычета, применяемого при расчете единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, которое решением от 19.05.2010 г. N 21-19/052304 оставило апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки за 2007 г. (акт от 11.02.2009 г. N 135) установлено, что обществом в нарушение статьи 210, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учтены доходы налогоплательщиков в виде доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Заявитель в соответствии с приказом от 10.07.2006 г. N 190 и коллективным договором на основании аттестации рабочих мест с 2006 г. производит доплаты за работы с вредными условиями труда.
По результатам проверки с указанных выплат налоговым органом доначислен налог на доходы физических лиц за 2007 г. в сумме 266.705 руб. Налоговому агенту предлагалось произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц, удержать доначисленные суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетом положений пункта 4 статьи 226 НК РФ, и в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержания налога, налоговому агенту предлагалось в месячный срок после вынесения решения о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ.
Между тем, до настоящего момента налог с физических лиц не удержан, сведения не представлены, а налог на доходы физических лиц уплачен за счет средств организации.
Непредставление налоговым агентом сведений о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ в соответствии со статьей 126 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Всего не представлено 2290 справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
С учетом представленных обществом к возражениям дополнительных документов установлено, что перерасчет налоговой базы за 2007 г. произведен по 227 работникам, за 2008 г. - по 208 работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
До начала проведения текущей проверки 30.09.2008 г. платежным поручением N 234 организация самостоятельно исчислила и перечислила в бюджет налог на доходы физических лиц с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда в количестве 1.321 человек за период с января по июль 2008 г.
Согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
На основании пункта 1 статьи 226 НК РФ организация, от которой или в результате отношений с которой, налогоплательщики получили доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Таким образом, обществу предлагается удержать налог на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщиков с учетом положений пункта 4 статьи 226 НК РФ.
Общая сумма не удержанного налога на доходы физических лиц составляет 178.471 руб.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм налога начисляются пени.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доначисление налога в размере 178.471 руб. и привлечение общества к налоговой ответственности за не представление сведений о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ за 2007 г. являются незаконными.
До начала проведения текущей проверки обществом самостоятельно перечислены в бюджет налог на доходы физических лиц с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г., что подтверждается платежным поручением от 30.09.2008 г. N 234 на сумму 178.714 руб. (т. 2 л.д. 61).
Таким образом, выполнение требований инспекции приведет к двойному перечислению.
Непредставление справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 г. относится к налоговому периоду 2007 г., а настоящая налоговая проверка проводится за налоговый период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. и не должна затрагивать прошедший налоговый период.
По результатам проверки за 2007 г. инспекцией принято решение от 20.03.2009 г. N 341 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 53.341 руб.
При вынесении решения о проведении выездной налоговой проверки инспекцией определяются периоды, за которые проводится проверка (статья 89 НК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах, привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ за не представление сведений о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ за 2007 г. при проведении налоговой проверки за 2008 г. противоречит требованиям статей 89, 108 НК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его правомерными действиями, установленными судом.
В случаях, предусмотренных абзацами 2, 3, 4 части 2 статьи 137 ТК РФ, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильного исчисления выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Перечень случаев взыскания излишне выплаченной заработной платы работнику, указанный в данной статье, закрытый и не предусматривает удержания доначисленной суммы налога на доходы физических лиц.
Исходя из требований статьи 137 ТК РФ, у заявителя отсутствует право принять решение об удержании доначисленной суммы налога непосредственно из доходов налогоплательщиков в связи с тем, что данный случай удержания не предусмотрен, а также по прошествии одного месяца со дня неправильного исчисления выплат.
Обществом в месячный срок после вынесения решения о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения будут представлены в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме 2-НДФЛ.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом в нарушение статьи 237, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. не исчислен единый социальный налог с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как разность между суммой налога, начисленной в федеральный бюджет и суммой начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным законом 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При отсутствии налогового вычета, единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет, уплачивается в полной сумме по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 68.951 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по день погашения задолженности.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 33.208 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по день погашения задолженности.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила ФФОМС - 12.761 руб., ТФОМС - 22.761 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени по день погашения задолженности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, доначисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным, поскольку заявителем до начала проведения текущей проверки доначислен ЕСН и ОПС с доплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г.
В соответствии с бухгалтерскими формами ГХУ 855 "Единый социальный налог" от 29.08.2008 г. перерасчет произведен с учетом 130 вида оплаты "Доплата за вредные условия труда" в сумме 1.295.622,32 руб.
Налоговая база по ЕСН и ОПС за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г. первоначально составляла 397.553.814,87 руб., налоговая база по ЕСН с учетом 130 вида оплаты составила 398.849.437,19 руб. (398.849.437,19 - 397.553.814,87 = 1 295 622,32).
Налоговая декларация по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 г. представлена в инспекцию 17.10.2008 г. с учетом произведенного перерасчета за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г. где указаны суммы ЕСН исчисленные с доплат за январь - июнь.
Факт непредставления уточненных расчетов по авансовым платежам за 1 квартал и полугодие в инспекцию, не может служить основанием для доначисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год.
В соответствии с Разделом 4 Порядка заполнения расчета авансовых платежей по ЕСН, приложение N 2 к Приказу МФ РФ от 09.02.2007 г. N 13н по стр. 0100 "Налоговая база за отчетный период, всего" отражается налоговая база для расчета авансовых платежей по налогу нарастающим итогом соответственно за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев текущего налогового периода.
По результатам произведенного перерасчета обществом доначислен ЕСН и ОПС, и произведены платежи 19.09.2008 г.
Таким образом, перерасчет ЕСН и ОПС за период с 01.01.2008 г. по 31.07.2008 г. с учетом 130 вида оплаты "Доплата за вредные условия труда" в сумме 1.295.622,32 руб. произведен полностью и учтен в налоговой декларации по ЕСН и страховым взносам на ОПС за 9 месяцев 2008 г., основания для доначисления ЕСН и ОПС отсутствуют.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом в нарушение пункта 1, 3 статьи 236, пункта 1 статьи 237 НК РФ в 2008 г. не включены в объект налогообложения ЕСН суммы премий, связанные с производственной деятельностью и выплаченные на основании приказов о поощрении работников.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 31.858,70 руб., в том числе: в связи с занижением налоговой базы (с учетом регрессивных ставок) - 21.862,22 руб., на сумму положительной разницы между начисленными и уплаченными взносами (с учетом регрессивных ставок) - 9.996,48 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 2.739,50 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила: ФФОМС - 1.589,30 руб., ТФОМС - 1.416,50 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
На основании выписки из протокола N 2 заседания Совета директоров общества от 05.02.2008 г. принято решение выплатить генеральному директору С.В. Бочкову 330.000 руб. в качестве вознаграждения по итогам деятельности общества за период с 20.11.2006 г. по 19.11.2007 г., предусмотренного п. 6.2 договора (контракта), заключенного с генеральным директором от 08.06.2006 г., согласно утвержденному решением общего собрания акционеров (протокол N 16 от 14.06.2007 г.) распределению прибыли.
В соответствии с п. 6.2 договора (контракта) вознаграждение может быть выплачено по результатам работы общества за соответствующий период (полугодие, год), в случае если результаты будут признаны успешными.
Положением о премировании работников общества выплата данного вознаграждения не предусмотрена. Выплата вознаграждения произведена за счет средств фонда материального поощрения на 2008 г., образованного из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества по результатам деятельности за 2007 г.
Заявитель руководствовался требованиями пункта 22 статьи 270 НК РФ, в соответствии с которым, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
В данном случае средства фонда материального поощрения относятся к средствам социального назначения. На основании изложенного, указанное вознаграждение не признается объектом налогообложения по ЕСН.
На основании приказа N 115 от 09.06.2008 г. обществом выплачена премия за добросовестное выполнение своих обязанностей и проявленное при этом усердие и профессионализм в сумме 19.000 руб. работникам контрольно-ревизионного управления по результатам работы за 2007 г.; приказа N 164 от 29.08.2008 г. выплачена премия за хорошую организацию и успешное проведение особо важного задания, не связанного с исполнением своих должностных обязанностей, главному специалисту ОАХО Трифоновой О.В. в сумме 6.000 руб.; приказа N 185 от 02.10.2008 г. выплачена премия за добросовестное выполнение спецзадания и проявленные при этом высокий профессионализм и трудолюбие работников цеха N 4 в сумме 20.000 руб. за выполнение в сжатые сроки сдаточных работ по специзделиям в период нахождения в командировке; приказа N 194 от 16.10.2008 г. выплачена премия за получение и оформление понижающего коэффициента ставки арендной платы по виду функционального и разрешенного использования земельных участков в сумме 56.000 руб., понижающий коэффициент пересчитан с 1 июля 2006 г.; приказа N 203 от 27.10.2008 г. выплачена премия за качественное выполнение особо важного задания в сумме 30.000 руб. секретарю совета директоров Шафееву А.М. за организацию и подготовку заседаний Совета директоров и годового собрания акционеров по итогам работы за период с 01.06.2007 г. по 01.06.2008 г.; приказа N 256 от 24.12.2008 г. выплачена премия за компетенцию и высокий профессионализм в выполнении особо важного задания в сумме 220.000 руб. за согласование с заказчиком максимально выгодной цены для общества на изготовление специзделий в 2009 г.; приказа N 252 от 19.12.2008 г. выплачена премия за компетенцию и высокую профессиональную квалификацию в процессе разрешения судебного спора с ИФНС России N 31 по г. Москве в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в сумме 100.000 руб.
Выплата премий произведена за счет средств фонда материального поощрения на 2008 г., образованного из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества, и не связана с трудовым или гражданско-правовым договором, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и не относится к расходам на оплату труда, предусмотренным пунктом 2 статьи 255 НК РФ.
В соответствии с пунктом 22 статьи 270 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
В данном случае средства фонда материального поощрения относятся к средствам специального назначения. В этой связи, указанные премии не признаются объектом налогообложения по ЕСН.
Таким образом, основания для доначисления ЕСН и пени у налогового органа отсутствовали.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 237 и подпункта 3 пункта 1 статьи 238 НК РФ в 2008 г. не включены в объект налогообложения ЕСН, суммы материальной помощи при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, выплачиваемой на основании приказа от 10.07.2006 г. N 190, положения о порядке оказания материальной помощи при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам заявителя и коллективным договором.
Согласно Положению о порядке оказания материальной помощи при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам общества размер материальной помощи определяется в зависимости от непрерывного стажа работы в обществе, начисляется исходя из тарифной ставки присвоенного разряда (должностного оклада) работника и не оказывается работникам, уволенным по собственному желанию, имеющим дисциплинарные взыскания, совершившим хищения собственности общества и при нанесении обществу не возмещенного материального ущерба.
Таким образом, материальная помощь к отпуску не носит социальный характер, связана с производственной деятельностью и выполнением работниками трудовых обязанностей, зависит от таких факторов как добросовестный труд, не нарушение трудовой дисциплины и других показателей трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные коллективным договором непосредственно связанные с выполнением трудовых обязанностей, являются выплатами стимулирующего характера и относятся к расходам на оплату труда.
Выплаты в пользу работников, произведенные по результатам деятельности являются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль и, независимо от источника выплаты, подлежат налогообложению ЕСН.
Таким образом, пункт 3 статьи 236 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика право выбора, по какому налогу уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Для целей налогообложения организаций они квалифицируются, как расходы, понижающие налоговую базу по налогу на прибыль. В этой связи вышеуказанные выплаты, включаются в налоговую базу по ЕСН независимо от выбранного организацией источника выплат и порядка отражения в бухгалтерском учете.
Налоговым органом установлено занижение налоговой базы по ЕСН за 2008 г. в сумме 32.300.810 руб.
Проверка правильности исчисления ЕСН по выплате материальной помощи к отпуску, проведена выборочно за период с июня по август 2008 г., занижение налоговой базы за данный период составило 15.648.110 руб.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 2.038.170,60 руб., в том числе: в связи с занижением налоговой базы (с учетом регрессивных ставок) - 648.051,79 руб., на сумму положительной разницы между начисленными и уплаченными взносами (с учетом регрессивных ставок) - 1.390.118,81 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 281.517,25 руб., на которую соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила 303.171,12 руб., в том числе: ФФОМС - 122.703,34 руб., ТФОМС - 180.467,78 руб.
Общая сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 2.138.980,30 руб., в том числе: в связи с занижением налоговой базы (с учетом регрессивных ставок) - 738.865,01 руб., на сумму положительной разницы между начисленными и уплаченными взносами (с учетом регрессивных ставок) - 1.400.115,29 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Общая сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФСС, составила 317.464,75 руб., на которую в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени.
Общая сумма доначисленного ЕСН, зачисляемого в ФОМС, составила 341.698,92 руб., в том числе: ФФОМС - 137.053,64 руб., ТФОМС - 204.645,28 руб.
Заявитель в соответствии с пунктом 23 статьи 270 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитывал расходы в виде сумм материальной помощи.
Кроме того, выплата материальной помощи произведена за счет средств фонда материального поощрения на 2008 г., образованного из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении общества по результатам работы за 2007 г.
В данном случае средства фонда материального поощрения относятся к средствам специального назначения.
Таким образом, материальная помощь не признается объектом налогообложения по ЕСН, следовательно, основания для начисления пени за 2008 г. у налогового органа отсутствовали.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на нарушения при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговым органом установлено, что премии, связанные с производственной деятельностью и выплаченные на основании приказов о поощрении работников не включены в налоговую базу по ЕСН за 2008 г. в сумме 1.198.560,22 руб.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с занижением базы для начисления страховых взносов на ОПС на сумму 1.198.560,22 руб., сумма доначисленных страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. составила 161.210 руб., в том числе: страховая часть - 147.632 руб., накопительная часть 13.578 руб.
В соответствии с нарушением, описанным в подпункте 2 пункта 2.5 акта (премии, связанные с производственной деятельностью и выплаченные на основании приказов о поощрении работников), с учетом принятых возражений занижение налоговой базы по ЕСН за 2008 г. составило 781.000 руб.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с занижением базы для начисления страховых взносов на ОПС на сумму 781.000 руб., неуплата страховых взносов на ОПС составила 9.996,48 руб., в том числе: страховая часть - 9.854,30 руб., накопительная часть - 142,18 руб.
В соответствии с нарушением, описанным в подпункте 3 пункта 2.5 акта инспекции (материальная помощь при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам), установлено занижение налоговой базы по ЕСН за 2008 г. в размере 15.648.110 руб.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с занижением базы для начисления страховых взносов на ОПС на сумму 15.648.110 руб., сумма доначисленных страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. составила 1.390.118,81 руб., в том числе: страховая часть - 1.321.125,93 руб., накопительная часть 68.992,88 руб.
Общая сумма доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 1.561.325,29 руб., в том числе: страховая часть - 1.478.612,23 руб. накопительная - 82.713,06 руб.
Иных доводов в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2010 г. по делу N А40-78688/10-140-404 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи:
Р.Г.НАГАЕВ
Н.О.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)