Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2005 N Ф03-А73/05-2/3383

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 26 октября 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/3383

Резолютивная часть постановления оглашена 19 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" на решение от 11.05.2005, постановление от 06.07.2005 по делу N А73-2060/2005-50 (АИ-1/686/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Индустриальному району города Хабаровска о признании недействительным решения.
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска N 332 от 03.03.2005 об уплате налога на добавленную стоимость за 2002 год в сумме 1153995 руб.
Решением от 11.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2005, ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" сослалось на следующие обстоятельства.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции нарушил требование пункта 1 статьи 271 АПК РФ, поскольку копия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции направлена обществу заказным письмом 20.07.2005, то есть с нарушением срока, установленного указанной нормой.
Кроме того, при разрешении спора суд первой и апелляционной инстанций неправомерно применил подпункт 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в редакции Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002, поскольку в 2002 году в своей производственно-хозяйственной деятельности общество руководствовалось пунктом 5 статьи 173 НК РФ в редакции от 29.12.2000, согласно которому уплата налога в бюджет возлагалась лишь на налогоплательщиков.
Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 в пункт 5 статьи 173 внесены изменения: слово "налогоплательщики" заменено словом "лица". По мнению заявителя жалобы, данное изменение в норме налогового законодательства создало для общества как субъекта малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующими условиями.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что новый акт налогового законодательства вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода. Налоговым периодом организаций, перешедших на УСН и уплачивающих единый налог с валовой выручки, является год.
Согласно статьям 3, 5 и 17 Кодекса изменение хотя бы одного элемента налогообложения актом законодательства о налогах и сборах означает установление налога, что автоматически распространяет на такой акт правила о вступлении в силу федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс в части установления новых налогов. Поэтому заявитель жалобы считает, что положения подпункта 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в редакции Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002, распространяется на ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" с 01.01.2003.
В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ, в 2002 году ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" получен патент на право применения УСН, которая предусматривает не замену уплаты одного налога уплатой другого, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения. В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 222-ФЗ применение УСН, учета и отчетности и уплата единого налога заменяет, в частности, уплату НДС.
Действовавшее в проверяемом периоде налоговое законодательство не вменяло в обязанность лицам, перешедшим на УСН, перечислять НДС в бюджет в случае выделения его в счетах-фактурах. Поэтому единый налог за 2002 год ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" исчислило и уплатило со всей суммы полученной выручки, включая предъявленный покупателям НДС.
По мнению заявителя жалобы, факт включения сумм НДС в стоимость выполненных строительно-монтажных работ и оказанных услуг сам по себе не свидетельствует о возникновении у общества обязанности по уплате этих сумм налога в бюджет и касается взаимоотношений подрядчика и заказчиков по договорам строительного подряда в соответствии с локальными сметами, прошедшими государственную экспертизу.
Поскольку налоговое законодательство не устанавливает таких понятий, как "фактический" и какой-либо иной плательщик налога, то заявитель жалобы считает не основанным на законе вывод суда о том, что фактическим плательщиком НДС является потребитель, оплачивающий работы и услуги. Разделение уплаченной покупателем цены товара на выручку и начисленный на нее налог производится в целях налогообложения для учета объекта и расчета налога. Изъятие же из собственности общества части полученных им от потребителя денежных средств является дополнительным имущественным бременем, что, по мнению общества, ухудшает его положение по сравнению с ситуацией, когда налог им не уплачивался.
В заседании суда кассационной инстанции Инспекция Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району города Хабаровска доводы заявителя жалобы отклонила и просила состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району города Хабаровска проведена выездная налоговая проверка ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 25.04.2002 по 01.01.2004.
По результатам проверки составлен акт N 43дсп от 08.02.2005, из которого следует, что за проверяемый период общество применяло упрощенную систему налогообложения и являлось в 2002 году плательщиком единого налога на совокупный доход, а с 01.01.2003 - плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В период с 25.04.2002 по 01.01.2003 общество предъявляло покупателям за выполненные работы, оказанные услуги и реализованный товар счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость.
Решением Инспекции ФНС России по Индустриальному району города Хабаровска N 332 от 03.03.2005 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" обществу предложено перечислить в бюджет НДС в сумме 1153995 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие данного Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
Таким образом, в спорный период субъекты малого предпринимательства не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, входящего в общую систему налогообложения, учета и отчетности.
Включение НДС, полученного обществом от покупателей работ, услуг, товаров в совокупный доход, являющийся объектом налогообложения субъектов малого предпринимательства и исчисление единого налога с совокупного дохода, содержащего НДС, противоречит ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ и не является обстоятельством, устраняющим обязанность общества перечислить в бюджет НДС, уплаченный покупателями.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
В свою очередь валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, полученная обществом, не является его выручкой и соответственно не должна учитываться при формировании совокупного дохода.
Поскольку ООО "Установка-Монтаж-Ремонт", как субъект малого предпринимательства, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, но при выполнении работ, оказании услуг выделяло в счетах-фактурах НДС и получило от покупателей налог на общую сумму 1153995 руб., то в силу подпункта 1 п. 5 ст. 173 НК РФ общество обязано перечислить в бюджет НДС, сумма которого правомерно определена судом как сумма налога, указанная в соответствующих счетах-фактурах, переданных покупателю работ и услуг.
Несвоевременное направление сторонам копии постановления апелляционной инстанции является процессуальным нарушением. Вместе с тем, данное нарушение не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.05.2005, постановление апелляционной инстанции от 06.07.2005 по делу N А73-2060/2005-50 (АИ-1/686/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 октября 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/3383

Резолютивная часть постановления оглашена 19 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" на решение от 11.05.2005, постановление от 06.07.2005 по делу N А73-2060/2005-50 (АИ-1/686/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Индустриальному району города Хабаровска о признании недействительным решения.
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска N 332 от 03.03.2005 об уплате налога на добавленную стоимость за 2002 год в сумме 1153995 руб.
Решением от 11.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2005, ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" сослалось на следующие обстоятельства.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции нарушил требование пункта 1 статьи 271 АПК РФ, поскольку копия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции направлена обществу заказным письмом 20.07.2005, то есть с нарушением срока, установленного указанной нормой.
Кроме того, при разрешении спора суд первой и апелляционной инстанций неправомерно применил подпункт 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в редакции Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002, поскольку в 2002 году в своей производственно-хозяйственной деятельности общество руководствовалось пунктом 5 статьи 173 НК РФ в редакции от 29.12.2000, согласно которому уплата налога в бюджет возлагалась лишь на налогоплательщиков.
Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 в пункт 5 статьи 173 внесены изменения: слово "налогоплательщики" заменено словом "лица". По мнению заявителя жалобы, данное изменение в норме налогового законодательства создало для общества как субъекта малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующими условиями.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что новый акт налогового законодательства вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода. Налоговым периодом организаций, перешедших на УСН и уплачивающих единый налог с валовой выручки, является год.
Согласно статьям 3, 5 и 17 Кодекса изменение хотя бы одного элемента налогообложения актом законодательства о налогах и сборах означает установление налога, что автоматически распространяет на такой акт правила о вступлении в силу федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс в части установления новых налогов. Поэтому заявитель жалобы считает, что положения подпункта 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в редакции Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002, распространяется на ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" с 01.01.2003.
В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ, в 2002 году ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" получен патент на право применения УСН, которая предусматривает не замену уплаты одного налога уплатой другого, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения. В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 222-ФЗ применение УСН, учета и отчетности и уплата единого налога заменяет, в частности, уплату НДС.
Действовавшее в проверяемом периоде налоговое законодательство не вменяло в обязанность лицам, перешедшим на УСН, перечислять НДС в бюджет в случае выделения его в счетах-фактурах. Поэтому единый налог за 2002 год ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" исчислило и уплатило со всей суммы полученной выручки, включая предъявленный покупателям НДС.
По мнению заявителя жалобы, факт включения сумм НДС в стоимость выполненных строительно-монтажных работ и оказанных услуг сам по себе не свидетельствует о возникновении у общества обязанности по уплате этих сумм налога в бюджет и касается взаимоотношений подрядчика и заказчиков по договорам строительного подряда в соответствии с локальными сметами, прошедшими государственную экспертизу.
Поскольку налоговое законодательство не устанавливает таких понятий, как "фактический" и какой-либо иной плательщик налога, то заявитель жалобы считает не основанным на законе вывод суда о том, что фактическим плательщиком НДС является потребитель, оплачивающий работы и услуги. Разделение уплаченной покупателем цены товара на выручку и начисленный на нее налог производится в целях налогообложения для учета объекта и расчета налога. Изъятие же из собственности общества части полученных им от потребителя денежных средств является дополнительным имущественным бременем, что, по мнению общества, ухудшает его положение по сравнению с ситуацией, когда налог им не уплачивался.
В заседании суда кассационной инстанции Инспекция Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району города Хабаровска доводы заявителя жалобы отклонила и просила состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району города Хабаровска проведена выездная налоговая проверка ООО "Установка-Монтаж-Ремонт" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 25.04.2002 по 01.01.2004.
По результатам проверки составлен акт N 43дсп от 08.02.2005, из которого следует, что за проверяемый период общество применяло упрощенную систему налогообложения и являлось в 2002 году плательщиком единого налога на совокупный доход, а с 01.01.2003 - плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В период с 25.04.2002 по 01.01.2003 общество предъявляло покупателям за выполненные работы, оказанные услуги и реализованный товар счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость.
Решением Инспекции ФНС России по Индустриальному району города Хабаровска N 332 от 03.03.2005 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" обществу предложено перечислить в бюджет НДС в сумме 1153995 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие данного Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
Таким образом, в спорный период субъекты малого предпринимательства не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, входящего в общую систему налогообложения, учета и отчетности.
Включение НДС, полученного обществом от покупателей работ, услуг, товаров в совокупный доход, являющийся объектом налогообложения субъектов малого предпринимательства и исчисление единого налога с совокупного дохода, содержащего НДС, противоречит ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ и не является обстоятельством, устраняющим обязанность общества перечислить в бюджет НДС, уплаченный покупателями.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
В свою очередь валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, полученная обществом, не является его выручкой и соответственно не должна учитываться при формировании совокупного дохода.
Поскольку ООО "Установка-Монтаж-Ремонт", как субъект малого предпринимательства, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, но при выполнении работ, оказании услуг выделяло в счетах-фактурах НДС и получило от покупателей налог на общую сумму 1153995 руб., то в силу подпункта 1 п. 5 ст. 173 НК РФ общество обязано перечислить в бюджет НДС, сумма которого правомерно определена судом как сумма налога, указанная в соответствующих счетах-фактурах, переданных покупателю работ и услуг.
Несвоевременное направление сторонам копии постановления апелляционной инстанции является процессуальным нарушением. Вместе с тем, данное нарушение не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.05.2005, постановление апелляционной инстанции от 06.07.2005 по делу N А73-2060/2005-50 (АИ-1/686/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)