Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2010 ПО ДЕЛУ N А08-8635/2008-1

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2010 г. по делу N А08-8635/2008-1


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Открытого акционерного общества "КорСсис" и Инспекции ФНС России по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.12.09 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.10 г. по делу N А08-8635/2008-1,
установил:

Открытое акционерное общество "КорСсис" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Белгороду (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся во включении в справку N 8716 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 24.08.08 г. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 7257593 руб. 77 коп., задолженности с владельцев транспортных средств в размере 74 руб. 21 коп.; задолженности по уплате пени по налогу на прибыль организаций по федеральному бюджету в размере 7557895 руб. 50 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 2407883 руб. 86 коп., пени по налогу на доходы ФЛ в размере 1260880 руб. 46 коп., пени по ЕСН зачисляемому в Федеральный бюджет ПФ РФ в размере 377485 руб. 64 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 9375 руб. 35 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФФ ОМС в размере 3293 руб. 94 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ТФ ОМС в размере 74651 руб. 78 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату стр/ч в размере 296090 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату накоп/ч в размере 42030 руб. 82 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11801719 руб. 75 коп., пени по налогу на имущество организаций, не входящего в Единую систему газоснабжения в размере 33098 руб. 58 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в местный бюджет в размере 2388 руб. 02 коп., пени по налогу на имущество предприятий (2003 г.) в размере 102712 руб. 30 коп., пени по задолженности с владельцев транспортных средств в размере 871 руб. 36 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 16 357 245 руб. 56 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 21443 руб. 43 коп., пени по налогу с продаж в размере 1646 руб. 54 коп., пени по прочим налогам сборам субъектов РФ в размере 23242 руб. 96 коп., пени по взносам в ПФ РФ в размере 12160 руб., налоговых санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 9535 руб. 62 коп., налоговых санкций по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 4971 руб. 40 коп., налоговых санкций по прочим местным налогам и сборам (отмененным) в размере 266 руб. 84 коп.
Кроме того, Общество просило возложить на ИФНС России по г. Белгороду обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "КорСсис" путем совершения действий, направленных на исключение из состава задолженности налогоплательщика недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 7257593 руб. 77 коп., задолженности с владельцев транспортных средств в размере 74 руб. 21 коп.; задолженности по уплате пени по налогу на прибыль организаций по федеральному бюджету в размере 7557895 руб. 50 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 2407 883 руб. 86 коп., пени по налогу на доходы ФЛ в размере 1260880 руб. 46 коп., пени по ЕСН зачисляемому в Федеральный бюджет ПФ РФ в размере 377485 руб. 64 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 9375 руб. 35 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФФ ОМС в размере 3293 руб. 94 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ТФ ОМС в размере 74651 руб. 78 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату стр/ч в размере 296090 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату накоп/ч в размере 42030 руб. 82 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11801719 руб. 75 коп., пени по налогу на имущество организаций, не входящего в Единую систему газоснабжения в размере 33098 руб. 58 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в местный бюджет в размере 2388 руб. 02 коп., пени по налогу на имущество предприятий (2003 г.) в размере 102712 руб. 30 коп., пени по задолженности с владельцев транспортных средств в размере 871 руб. 36 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 16357 245 руб. 56 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 21443 руб. 43 коп., пени по налогу с продаж в размере 1646 руб. 54 коп., пени по прочим налогам сборам субъектов РФ в размере 23242 руб. 96 коп., пени по взносам в ПФ РФ в размере 12160 руб., налоговых санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 9535 руб. 62 коп., налоговых санкций по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 4971 руб. 40 коп., налоговых санкций по прочим местным налогам и сборам (отмененным) в размере 266 руб. 84 коп., указанных в справке N 8716 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 24.08.08 г.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.12.09 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.10 г. решение отменено в части возложения на ИФНС России по г. Белгороду обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "КорСсис" путем совершения действий, направленных на исключение из состава задолженности Общества недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 7257593 руб. 77 коп., задолженность с владельцев транспортных средств в размере 74 руб. 21 коп.; задолженность по уплате пени по налогу на прибыль организаций по федеральному бюджету в размере 7557 895 руб. 50 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 2407883 руб. 86 коп., пени по налогу на доходы ФЛ в размере 1260880 руб. 46 коп., пени по ЕСН зачисляемому в Федеральный бюджет ПФ РФ в размере 377485 руб. 64 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 9375 руб. 35 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФФ ОМС в размере 3293 руб. 94 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ТФ ОМС в размере 74651 руб. 78 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату стр/ч в размере 296090 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату накоп/ч в размере 42030 руб. 82 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11801719 руб. 75 коп., пени по налогу на имущество организаций, не входящего в Единую систему газоснабжения в размере 33098 руб. 58 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в местный бюджет в размере 2388 руб. 02 коп., пени по налогу на имущество предприятий (2003 г.) в размере 102712 руб. 30 коп., пени по задолженности с владельцев транспортных средств в размере 871 руб. 35 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 16357245 руб. 56 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 21443 руб. 43 коп., пени по налогу с продаж в размере 1646 руб. 54 коп., пени по прочим налогам сборам субъектов РФ в размере 23242 руб. 96 коп., пени по взносам в ПФ РФ в размере 12160 руб., налоговые санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 9535 руб. 62 коп., налоговые санкций по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 4971 руб. 40 коп., налоговые санкций по прочим местным налогам и сборам (отмененным) в размере 266 руб. 84 коп.
На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи соответствующей справки без указания о наличии задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 7257593 руб. 77 коп., задолженность с владельцев транспортных средств в размере 74 руб. 21 коп.; задолженность по уплате пени по налогу на прибыль организаций по федеральному бюджету в размере 7557895 руб. 50 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 2407883 руб. 86 коп., пени по налогу на доходы ФЛ в размере 1260880 руб. 46 коп., пени по ЕСН зачисляемому в Федеральный бюджет ПФ РФ в размере 377485 руб. 64 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 9375 руб. 35 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФФ ОМС в размере 3293 руб. 94 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ТФ ОМС в размере 74651 руб. 78 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату стр/ч в размере 296090 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату накоп/ч в размере 42030 руб. 82 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11801719 руб. 75 коп., пени по налогу на имущество организаций, не входящего в Единую систему газоснабжения в размере 33098 руб. 58 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в местный бюджет в размере 2388 руб. 02 коп., пени по налогу на имущество предприятий (2003 г.) в размере 102712 руб. 30 коп., пени по задолженности с владельцев транспортных средств в размере 871 руб. 35 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 16357245 руб. 56 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 21443 руб. 43 коп., пени по налогу с продаж в размере 1646 руб. 54 коп., пени по прочим налогам сборам субъектов РФ в размере 23242 руб. 96 коп., пени по взносам в ПФ РФ в размере 12160 руб., налоговые санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 9535 руб. 62 коп., налоговые санкций по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 4971 руб. 40 коп., налоговые санкций по прочим местным налогам и сборам (отмененным) в размере 266 руб. 84 коп.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и оставить последнее в силе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Налоговый орган в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление суда в части возложения на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки без указания о наличии спорной задолженности по налогам, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалоб, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось к налоговому органу с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам.
По этому запросу Инспекцией выдана справка N 8716, согласно которой по состоянию на 24.08.08 г. за налогоплательщиком числится недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 7257593 руб. 77 коп., задолженность с владельцев транспортных средств в размере 74 руб. 21 коп.; задолженность по уплате пени по налогу на прибыль организаций по федеральному бюджету в размере 7557895 руб. 50 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 2407883 руб. 86 коп., пени по налогу на доходы ФЛ в размере 1260880 руб. 46 коп., пени по ЕСН зачисляемому в Федеральный бюджет ПФ РФ в размере 377485 руб. 64 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФСС РФ в размере 9375 руб. 35 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ФФ ОМС в размере 3293 руб. 94 коп., пени по ЕСН зачисляемому в ТФ ОМС в размере 74651 руб. 78 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату стр/ч в размере 296090 руб. 55 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направленное на выплату накоп/ч в размере 42030 руб. 82 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 11801719 руб. 75 коп., пени по налогу на имущество организаций, не входящего в Единую систему газоснабжения в размере 33098 руб. 58 коп., пени по налогу на прибыль организаций зачисляемому в местный бюджет в размере 2388 руб. 02 коп., пени по налогу на имущество предприятий (2003 г.) в размере 102712 руб. 30 коп., пени по задолженности с владельцев транспортных средств в размере 871 руб. 35 коп., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 16357 245 руб. 56 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 21443 руб. 43 коп., пени по налогу с продаж в размере 1646 руб. 54 коп., пени по прочим налогам сборам субъектов РФ в размере 23242 руб. 96 коп., пени по взносам в ПФ РФ в размере 12160 руб., налоговые санкций по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 9535 руб. 62 коп., налоговые санкций по задолженности по налогу на реализацию ГСМ в размере 4971 руб. 40 коп., налоговые санкций по прочим местным налогам и сборам (отмененным) в размере 266 руб. 84 коп., как не соответствующие НК РФ.
Не согласившись с действиями налогового органа по указанию недостоверных сведений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование наличия спорной задолженности по пеням по налогу на прибыль, НДС и задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также пени по этому налогу налоговый орган указывает на то, что ОАО "Белгородэнерго", правопредшественник ОАО "КорСсис", в 1999 году произвело оплату налогов на общую сумму 74 млн. руб. через "проблемные" банки, которые в бюджет не поступили.
Вместе с тем, налоговым органом не представлено доказательств того, по итогам какого налогового периода возникла спорная недоимка, на какую сумму и за какой период начислена спорная пеня. Обоснование налогового органа строится лишь на данных лицевого счета налогоплательщика.
Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что спорные суммы по "проблемным" банкам не вошли в суммы реструктурированной задолженности нельзя признать необоснованной.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.99 г. N 1002, в случае досрочного погашения реструктурированной недоимки производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Обществом досрочно была погашена недоимка, что не оспаривается налоговым органом. Данное обстоятельство послужило основанием для принятия Инспекцией в 2003 году решений о списании задолженности по пеням и штрафам. Доказательств возникновения задолженности по пеням и штрафам в более поздний период налоговым органом суду не представлено.
Оценивая доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговым органом не доказана правомерность учета спорных сумм налогов, пеней и штрафов в лицевых счетах Общества в качестве задолженности.
В связи с этим, суд правомерно указал, что отражение в справке о состоянии расчетов спорных сумм неправомерно, поскольку данные действия нарушают права и интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что правомерность отражения спорных сумм на лицевых счетах Общества налоговым органом не доказана, данные лицевых счетов, отраженные налоговым органом в справке от 24.08.08 г. N 8716, не соответствуют действительной обязанности налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы налогового органа в указанной части повторяют доводы, заявлявшиеся налоговым органом в судах первой и апелляционной инстанций, и получившие в принятых по делу судебных актах надлежащую правовую оценку. При этом, как указывалось выше, кассационная жалоба налогового органа содержит просьбу об отмене судебных актов лишь в части возложения на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав Общества, но не в части признания действий налогового органа о выдаче справки с указание задолженности незаконными.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на налоговый орган обязанности совершить действия по исключению спорный сумм из состава задолженности Общества, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Недостоверная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности, в частности - для получения кредитов в банках, участия в конкурсах для поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд и т.д.
Требование об обязании налогового органа совершить действия по исключению указанных в справке сумм из состава задолженности заявлялось Обществом в ходе рассмотрения дела как дополнительное требование. Возражая против него, налоговый орган заявлял о пропуске Обществом срока исковой давности, ссылаясь на то, что о наличии спорных сумм в составе задолженности Обществу было известно в период с 2000 по 2004 году.
Суд первой инстанции, удовлетворяя данное требование, обоснованно отверг доводы налогового органа о пропуске Обществом срока исковой давности, как несостоятельные, поскольку о нарушении его права Общество узнало лишь в момент получения справки N 8716, а не в те периоды, когда оно оспаривало в суде решения налогового органа о начислении отдельных налогов и привлечении к налоговой ответственности за их неполную уплату.
Суд апелляционной инстанции с вывод*** суда первой инстанции о несостоятельности заявления налогового органа о пропуске Обществом срока исковой давности также согласился.
Однако, признав обоснованными выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в принятом постановлении не привел мотивы, по которым решение суда первой инстанции в части удовлетворения данного требования Общества было отменено. Указание на обязанность налогового органа выдать Обществу справку о состоянии расчета с бюджетом без включения в нее спорных сумм в порядке ч. 5 ст. 201 АПК РФ не может заменять собой решение суда по отдельно разрешенному требованию заявителя.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит доводы кассационной жалобы Общества обоснованными и считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Довод кассационной жалобы налогового органа о необходимости принятия решения, обязывающего выдать Обществу справку с указанием в них сумм задолженности, но с указанием на то, что возможность их взыскания утрачена, суд кассационной инстанции находит несостоятельным. Ссылка налогового органа на Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 г. N 4381/09 некорректна. Данное постановление принято Президиумом ВАС РФ по делу, в рамках которого суды первой и кассационной инстанций установили обоснованность отражения задолженности налогоплательщика в его лицевых счетах, но также и установили, что возможность ее взыскания налоговым органом была утрачена.
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций пришли к ином выводу - о том, что обоснованность отражения сумм задолженности Общества налоговым органом не доказана.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года по делу N А08-8635/2008-1 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 21 декабря 2009 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)