Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078) - Пересыпкиной Е.В. (доверенность от 27.01.2010 N 05-34/36), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АгроСем" (ИНН 2311063952, ОГРН 1022301809860), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 (судьи Винокур И.Г., Андреева Е.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-13868/2010, установил следующее.
ООО "АгроСем" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекции) возвратить 298 508 рублей 63 копейки излишне уплаченного налога на прибыль (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011, заявление удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что спорная сумма (за исключением 2 663 рублей 18 копеек и 5 631 рубля 72 копеек налога на прибыль) образовалась после предоставления 15.03.2010 уточненной декларации по налогу на прибыль за 2008 год и 26.03.2010 первичной декларации за 2009 год с нулевыми показателями. Переплата допущена в связи с неизвещением общества о вынесении решения УФНС России по Краснодарскому краю от 12.09.2006 N 26-09-396-640. Срок исковой давности заявителем не пропущен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что налогоплательщик знал о возникновении переплаты в сентябре 2006 года в связи уменьшением налога, доначисленного по решению от 12.09.2006 N 26-09-396-640. Вывод суда о соблюдении обществом срока на обращение в суд с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога является преждевременным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, платежными поручениями от 26.04.2006 N 299, от 27.04.2006 N 298 общество уплатило 243 377 рублей налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и 655 252 рубля налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по декларации по налогу на прибыль за I квартал 2006 года (представлена в налоговую инспекцию 26.04.2006).
Платежными поручениями от 26.05.2006 N 358 и 359 уплачены авансовые платежи в сумме 92 595 рублей (в федеральный бюджет); 249 294 рубля (в бюджет субъекта Российской Федерации); платежными поручениями от 30.06.2006 N 419 и 420 уплачено 92 594 рубля авансовых платежей.
В результате камеральной проверки декларации по налогу на прибыль за 2005 год решением от 22.06.2006 N 14140/377 доначислено 287 396 рублей налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 773 757 рублей налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Недоимка по лицевому счету по налогу на прибыль по состоянию на 22.06.2006 составила 59 641 рубль по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и 669 967 рублей по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
24 июля 2006 года общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2006 года, в соответствии с которой уменьшена сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 7 451 рубля; сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 20 061 рубля (оплачены платежными поручениями от 14.08.2006 N 523 и 524). Платежными поручениями от 28.08.2006 N 527 и 526 общество уплатило авансовые платежи по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 90 111 рублей, и 242 607 рублей по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
Платежными поручениями от 01.08.2006 N 479 и 480 общество погасило недоимку по налогу, которая возникла в результате принятия решения от 22.06.2006 N 14140/377 (в федеральный бюджет - 59 640 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации - 669 967 рублей).
Переплата по состоянию на 15.09.2006 составила 59 640 рублей по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и 20 062 рубля по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
В результате принятия решения УФНС России по Краснодарскому краю от 12.09.2006 N 26-09-396-640, изменившего решение налоговой инспекции от 22.06.2006 N 14140/377, произведено уменьшение налоговых обязательств на 250 792 рубля по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и 675 209 рублей по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии с налоговой декларацией за девять месяцев 2006 года, представленной 25.10.2006, сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, исчислена обществом к уменьшению в размере 488 517 рублей; а подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации -1 315 237 рублей.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 708 838 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации - 1 767 902 рубля.
По налоговой декларации за 2006 год (представлена 20.02.2007 по сроку 28.03.2007), сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, исчислена к уплате в размере 550 888 рублей, сумма налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - 1 483 161 рубля.
По данным лицевого счета общества переплата на 28.03.2007 по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 159 417 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации - 284 741 рубль.
По декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2007 года к уплате в федеральный бюджет подлежит 220 735 рублей налога; в бюджет субъекта Российской Федерации - 594 287 рублей. Суммы налога уплачены на основании платежных поручений от 28.04.2007 N 265 и 264. Платежными поручениями от 03.05.2007 N 269 и 270, от 29.05.2007 N 325 и 324 общество уплатило авансовые платежи по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 157 156 рублей, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, - 392 192 рубля.
Переплата по лицевому счету по состоянию на 28.06.2007 по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 86 104 рубля 30 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 86 659 рублей.
По налоговым декларациям за полугодие 2007 года, девять месяцев 2007 года и за 2007 год сумма налога на прибыль исчислена к уменьшению, в результате чего по данным лицевого счета общества по состоянию на 01.04.2008 переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 461 722 рубля 30 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 1 097 941 рубль.
В соответствии с декларацией по налогу на прибыль за первый квартал 2008 года сумма налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, составила 132 459 рублей, сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - 356 622 рубля. Уплата авансовых платежей по срокам 28.04.2008, 28.05.2008, 30.06.2008 осуществлялась за счет переплаты по налогу на прибыль.
По декларации по налогу на прибыль за полугодие 2008 года в федеральный бюджет подлежит уплате 11 742 рубля, в бюджет субъекта Российской Федерации - 31 611 рублей, начислены авансовые платежи по срокам 28.07.2008, 28.08.2008, 28.09.2008, уплата которых также осуществлялась за счет переплаты по налогу на прибыль.
В декларации за девять месяцев 2008 года сумма налога на прибыль исчислена обществом к уменьшению. Согласно декларации по налогу на прибыль за 2008 год к уплате в федеральный бюджет - 10 582 рубля, в бюджет субъекта Российской Федерации - 28 488 рублей.
Налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов и сборов за период с 01.10.2006 по 30.09.2008, в ходе которой подтвержден убыток по налогу на прибыль за 2007 год (акт от 24.08.2009 N 18-16/51). Общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, в которой уменьшена сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 65 851 рубля; сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - 177 292 рубля.
По налоговым декларациям за 1 квартал 2009 года, полугодие 2009 года, девять месяцев 2009 года сумма налога на прибыль исчислена к уплате, что осуществлено за счет переплаты по налогу на прибыль.
По данным лицевого счета общества по состоянию на 29.10.2009 переплата по налогу на прибыль составила: в федеральный бюджет - 290 821 рубль 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 931 055 рублей 72 копейки.
9 декабря 2009 года на расчетный счет общества возвращено 275 тыс. рублей налога на прибыль (федеральный бюджет) и 890 тыс. рублей налога (бюджет субъекта Российской Федерации).
По состоянию на 09.12.2009 переплата по налогу на прибыль составила: в федеральный бюджет - 2 663 рубля 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 5 631 рубль 72 копейки.
По окончании выездной проверки налогоплательщиком подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год с указанием убытка, уменьшающего налоговую базу и исчисленный налог.
По данным лицевого счета общества по состоянию на 15.03.2010 переплата по налогу на прибыль составила: в федеральный бюджет - 129 733 рубля 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 347 742 рубля 72 копейки.
21 июня 2010 года подписан акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 41873, в котором отражена переплата по налогу на прибыль в сумме 131 200 рублей 91 копейки в федеральный бюджет и 360 955 рублей 72 копеек в краевой бюджет.
16 апреля 2010 года общество подало в налоговую инспекцию заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль.
Решениями от 23.04.2010 N 3821 и 3822 отказано в возврате налога в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога.
Суд установил, что платежными поручениями от 30.06.2010 N 265 и 286 налоговая инспекция произвела возврат налога на прибыль в сумме 93 156 рублей и зачет на сумму 27 рублей в части федерального бюджета, в части бюджета субъекта Российской Федерации возврат в сумме 100 492 рубля.
Общество полагает, что отказ в возврате 298 508 рублей 63 копеек переплаты по налогу на прибыль является незаконным.
Оценивая соблюдение заявителем условий для возврата налога, суд правомерно указал на отсутствие пропуска срока исковой давности.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время в случае пропуска указанного срока налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Для реализации налогоплательщиком указанных Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
Суд установил, что после возврата обществу переплаты - 275 тыс. рублей налога на прибыль (федеральный бюджет) и 890 тыс. рублей налога на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации) переплата за период с 01.01.2010 по 09.09.2010 (до подачи уточненной декларации за 2008 год и декларации за 2009 год) составила по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, - 2 663 рубля 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 5 631 рубль 72 копейки.
В связи с принятием решения от 12.09.2006 N 26-09-396-640 возникла переплата в сумме 220 321 рубля по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и 452 665 рублей по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации. За период с 01.01.2006 по 30.11.2006, до 01.01.2010 налоговая инспекция производила зачеты сумм излишне уплаченного налога без информирования общества.
Налоговый орган не представил доказательства того, что суммы переплаты (2 663 рубля 18 копеек и 5 631 рубль 72 копейки) включают переплату, образовавшуюся после принятия решения от 12.09.2006 N 26-09-369-640. Спорная сумма переплаты образовалась после представления уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год и первичной налоговой декларации за 2009 год.
О наличии переплаты общество должно было узнать 07.04.2009 (в момент представления уточненной декларации за 2007 год). Указанный в ней убыток явился причиной предоставления уточненной декларации за 2008 год и первичной декларации за 2009 год с нулевыми показателями.
В качестве причины допущения переплаты суд указал факт неизвещения общества о вынесении УФНС России по Краснодарскому краю решения от 12.09.2006 N 26-09-396-640. На основании данного решения произведено уменьшение налоговых обязательств. Вывод суда о том, что налогоплательщик не знал об этом решении налогового органа и о последующих зачетах соответствует обстоятельствам дела и не подлежит переоценке.
Таким образом, трехлетний срок давности обществом не пропущен.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют. Довод кассационной жалобы были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 по делу N А32-13868/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.05.2011 ПО ДЕЛУ N А32-13868/2010
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2011 г. по делу N А32-13868/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078) - Пересыпкиной Е.В. (доверенность от 27.01.2010 N 05-34/36), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АгроСем" (ИНН 2311063952, ОГРН 1022301809860), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 (судьи Винокур И.Г., Андреева Е.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-13868/2010, установил следующее.
ООО "АгроСем" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекции) возвратить 298 508 рублей 63 копейки излишне уплаченного налога на прибыль (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011, заявление удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что спорная сумма (за исключением 2 663 рублей 18 копеек и 5 631 рубля 72 копеек налога на прибыль) образовалась после предоставления 15.03.2010 уточненной декларации по налогу на прибыль за 2008 год и 26.03.2010 первичной декларации за 2009 год с нулевыми показателями. Переплата допущена в связи с неизвещением общества о вынесении решения УФНС России по Краснодарскому краю от 12.09.2006 N 26-09-396-640. Срок исковой давности заявителем не пропущен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что налогоплательщик знал о возникновении переплаты в сентябре 2006 года в связи уменьшением налога, доначисленного по решению от 12.09.2006 N 26-09-396-640. Вывод суда о соблюдении обществом срока на обращение в суд с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога является преждевременным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, платежными поручениями от 26.04.2006 N 299, от 27.04.2006 N 298 общество уплатило 243 377 рублей налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и 655 252 рубля налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по декларации по налогу на прибыль за I квартал 2006 года (представлена в налоговую инспекцию 26.04.2006).
Платежными поручениями от 26.05.2006 N 358 и 359 уплачены авансовые платежи в сумме 92 595 рублей (в федеральный бюджет); 249 294 рубля (в бюджет субъекта Российской Федерации); платежными поручениями от 30.06.2006 N 419 и 420 уплачено 92 594 рубля авансовых платежей.
В результате камеральной проверки декларации по налогу на прибыль за 2005 год решением от 22.06.2006 N 14140/377 доначислено 287 396 рублей налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 773 757 рублей налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Недоимка по лицевому счету по налогу на прибыль по состоянию на 22.06.2006 составила 59 641 рубль по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и 669 967 рублей по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
24 июля 2006 года общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2006 года, в соответствии с которой уменьшена сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 7 451 рубля; сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 20 061 рубля (оплачены платежными поручениями от 14.08.2006 N 523 и 524). Платежными поручениями от 28.08.2006 N 527 и 526 общество уплатило авансовые платежи по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 90 111 рублей, и 242 607 рублей по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
Платежными поручениями от 01.08.2006 N 479 и 480 общество погасило недоимку по налогу, которая возникла в результате принятия решения от 22.06.2006 N 14140/377 (в федеральный бюджет - 59 640 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации - 669 967 рублей).
Переплата по состоянию на 15.09.2006 составила 59 640 рублей по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и 20 062 рубля по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
В результате принятия решения УФНС России по Краснодарскому краю от 12.09.2006 N 26-09-396-640, изменившего решение налоговой инспекции от 22.06.2006 N 14140/377, произведено уменьшение налоговых обязательств на 250 792 рубля по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и 675 209 рублей по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии с налоговой декларацией за девять месяцев 2006 года, представленной 25.10.2006, сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, исчислена обществом к уменьшению в размере 488 517 рублей; а подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации -1 315 237 рублей.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 708 838 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации - 1 767 902 рубля.
По налоговой декларации за 2006 год (представлена 20.02.2007 по сроку 28.03.2007), сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, исчислена к уплате в размере 550 888 рублей, сумма налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - 1 483 161 рубля.
По данным лицевого счета общества переплата на 28.03.2007 по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 159 417 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации - 284 741 рубль.
По декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2007 года к уплате в федеральный бюджет подлежит 220 735 рублей налога; в бюджет субъекта Российской Федерации - 594 287 рублей. Суммы налога уплачены на основании платежных поручений от 28.04.2007 N 265 и 264. Платежными поручениями от 03.05.2007 N 269 и 270, от 29.05.2007 N 325 и 324 общество уплатило авансовые платежи по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, - 157 156 рублей, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, - 392 192 рубля.
Переплата по лицевому счету по состоянию на 28.06.2007 по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 86 104 рубля 30 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 86 659 рублей.
По налоговым декларациям за полугодие 2007 года, девять месяцев 2007 года и за 2007 год сумма налога на прибыль исчислена к уменьшению, в результате чего по данным лицевого счета общества по состоянию на 01.04.2008 переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 461 722 рубля 30 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 1 097 941 рубль.
В соответствии с декларацией по налогу на прибыль за первый квартал 2008 года сумма налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, составила 132 459 рублей, сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - 356 622 рубля. Уплата авансовых платежей по срокам 28.04.2008, 28.05.2008, 30.06.2008 осуществлялась за счет переплаты по налогу на прибыль.
По декларации по налогу на прибыль за полугодие 2008 года в федеральный бюджет подлежит уплате 11 742 рубля, в бюджет субъекта Российской Федерации - 31 611 рублей, начислены авансовые платежи по срокам 28.07.2008, 28.08.2008, 28.09.2008, уплата которых также осуществлялась за счет переплаты по налогу на прибыль.
В декларации за девять месяцев 2008 года сумма налога на прибыль исчислена обществом к уменьшению. Согласно декларации по налогу на прибыль за 2008 год к уплате в федеральный бюджет - 10 582 рубля, в бюджет субъекта Российской Федерации - 28 488 рублей.
Налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов и сборов за период с 01.10.2006 по 30.09.2008, в ходе которой подтвержден убыток по налогу на прибыль за 2007 год (акт от 24.08.2009 N 18-16/51). Общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, в которой уменьшена сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 65 851 рубля; сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - 177 292 рубля.
По налоговым декларациям за 1 квартал 2009 года, полугодие 2009 года, девять месяцев 2009 года сумма налога на прибыль исчислена к уплате, что осуществлено за счет переплаты по налогу на прибыль.
По данным лицевого счета общества по состоянию на 29.10.2009 переплата по налогу на прибыль составила: в федеральный бюджет - 290 821 рубль 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 931 055 рублей 72 копейки.
9 декабря 2009 года на расчетный счет общества возвращено 275 тыс. рублей налога на прибыль (федеральный бюджет) и 890 тыс. рублей налога (бюджет субъекта Российской Федерации).
По состоянию на 09.12.2009 переплата по налогу на прибыль составила: в федеральный бюджет - 2 663 рубля 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 5 631 рубль 72 копейки.
По окончании выездной проверки налогоплательщиком подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год с указанием убытка, уменьшающего налоговую базу и исчисленный налог.
По данным лицевого счета общества по состоянию на 15.03.2010 переплата по налогу на прибыль составила: в федеральный бюджет - 129 733 рубля 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 347 742 рубля 72 копейки.
21 июня 2010 года подписан акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 41873, в котором отражена переплата по налогу на прибыль в сумме 131 200 рублей 91 копейки в федеральный бюджет и 360 955 рублей 72 копеек в краевой бюджет.
16 апреля 2010 года общество подало в налоговую инспекцию заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль.
Решениями от 23.04.2010 N 3821 и 3822 отказано в возврате налога в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога.
Суд установил, что платежными поручениями от 30.06.2010 N 265 и 286 налоговая инспекция произвела возврат налога на прибыль в сумме 93 156 рублей и зачет на сумму 27 рублей в части федерального бюджета, в части бюджета субъекта Российской Федерации возврат в сумме 100 492 рубля.
Общество полагает, что отказ в возврате 298 508 рублей 63 копеек переплаты по налогу на прибыль является незаконным.
Оценивая соблюдение заявителем условий для возврата налога, суд правомерно указал на отсутствие пропуска срока исковой давности.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время в случае пропуска указанного срока налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Для реализации налогоплательщиком указанных Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
Суд установил, что после возврата обществу переплаты - 275 тыс. рублей налога на прибыль (федеральный бюджет) и 890 тыс. рублей налога на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации) переплата за период с 01.01.2010 по 09.09.2010 (до подачи уточненной декларации за 2008 год и декларации за 2009 год) составила по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, - 2 663 рубля 18 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 5 631 рубль 72 копейки.
В связи с принятием решения от 12.09.2006 N 26-09-396-640 возникла переплата в сумме 220 321 рубля по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и 452 665 рублей по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации. За период с 01.01.2006 по 30.11.2006, до 01.01.2010 налоговая инспекция производила зачеты сумм излишне уплаченного налога без информирования общества.
Налоговый орган не представил доказательства того, что суммы переплаты (2 663 рубля 18 копеек и 5 631 рубль 72 копейки) включают переплату, образовавшуюся после принятия решения от 12.09.2006 N 26-09-369-640. Спорная сумма переплаты образовалась после представления уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год и первичной налоговой декларации за 2009 год.
О наличии переплаты общество должно было узнать 07.04.2009 (в момент представления уточненной декларации за 2007 год). Указанный в ней убыток явился причиной предоставления уточненной декларации за 2008 год и первичной декларации за 2009 год с нулевыми показателями.
В качестве причины допущения переплаты суд указал факт неизвещения общества о вынесении УФНС России по Краснодарскому краю решения от 12.09.2006 N 26-09-396-640. На основании данного решения произведено уменьшение налоговых обязательств. Вывод суда о том, что налогоплательщик не знал об этом решении налогового органа и о последующих зачетах соответствует обстоятельствам дела и не подлежит переоценке.
Таким образом, трехлетний срок давности обществом не пропущен.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют. Довод кассационной жалобы были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 по делу N А32-13868/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.БОБРОВА
В.А.БОБРОВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)