Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2008 ПО ДЕЛУ N А68-3401/08-203/15

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2008 г. по делу N А68-3401/08-203/15


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Пионер Профи"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 22.08.2008 по делу N А68-3401/08-203/15 (судья Андреева Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ПионерПрофи",
к ИФНС России по Советскому району г. Тулы
о признании незаконным бездействия налогового органа по регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: Прасоловой С.А. - специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 07.04.2008 N 03-01/1674 (удостоверение УР N 384122),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПионерПрофи" (далее - ООО "ПионерПрофи", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к ИФНС России по Советскому району г. Тулы (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа по регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.08.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что 30.05.2008 ООО "Пионер Профи" обратилось в ИФНС России по Советскому району г. Тулы с заявлением о регистрации обособленного подразделения предприятия по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 20.
ИФНС РФ по Советскому району г. Тулы письмом от 06.06.2008 г. N 03-23/2613 отказала ООО "Пионер Профи" в регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов, сославшись на положения ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", возвратив в адрес заявителя представленные документы.
Не согласившись с бездействием налогового органа по регистрации обособленного подразделения и игровых автоматов, ООО "Пионер Профи" обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для осуществления регистрации обособленного подразделения - нового игорного заведения.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы и игровые столы.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в п. 1 ст. 366 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Вступившим в законную силу с 01.01.2007 Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) установлены ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5).
В то же время ч. 1 ст. 6 названного Закона предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Согласно ст. 16 указанного Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Согласно ч. 6 ст. 6 данного Закона в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает упомянутым требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007.
Анализ указанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком обусловлено наличием у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, которое, в свою очередь, может у него возникнуть только в случае соблюдения положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, в том числе положений ч. 1 ст. 6, и законодательства органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятого в порядке ст. 7 данного Закона.
По смыслу вышеуказанных нормативных положений с 01.07.2007 на территории Тульской области вправе продолжать деятельность по организации и проведению азартных игр лишь юридические лица, имеющие уже открытые на территории области по состоянию на 01.01.2007 (на дату вступления в силу вышеназванного Федерального закона) игорные заведения, в котором в обязательном порядке должны быть установлены не менее 10 игровых столов и 50 игровых автоматов. Кроме того, продолжающие свою деятельность игорные заведения до 01.07.2007 должны быть приведены в соответствие с требованиями, установленными ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Как установлено судом, Общество, обращаясь в налоговый орган за регистрацией обособленного подразделения и игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 20, то есть на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из буквального прочтения положений Закона от 29.12.2006 г. следует, что только ранее действующие игорные заведения, соответствующие требованиям ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, могут продолжить свою деятельность после 01.01.2007. Открыть игорное заведение после 01.01.2007 можно только на территориях определенных в данном Законе.
Из положений п. 2 ст. 366 НК РФ следует, что регистрация объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом согласно п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ указанным Законом, а также Законом Тульской области возложен на налоговые органы.
Таким образом, при обращении в налоговую инспекцию лица, не выполнившего требований названных Законов, с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес налоговый орган не вправе их регистрировать и выдавать соответствующее свидетельство.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа оснований при решении вопроса о регистрации налогоплательщиками объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ отклоняется, так как возможность приобретения лицом статуса налогоплательщика по налогу на игорный бизнес, а следовательно, и возможность возникновения налоговых правоотношений, в силу ст. 365 НК РФ, поставлена в зависимость от наличия у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса. При этом правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ. То обстоятельство, что указанный Закон не относится к законодательству о налогах и сборах, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку данный Закон не изменяет положений главы 29 НК РФ, в том числе в части определения налогоплательщиков по налогу на игорный бизнес и элементов налогообложения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 22.08.08 г. по делу N А68-3401/08-203/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)