Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.08 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.08 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Седова С.П.
судей: Катунова В.И., Порывкина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2008 г.
по делу N А40-14148/08-14-44, принятое судьей Коноваловой Р.А.
по иску (заявлению) ОАО "Газпром"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
об обязании начислить и уплатить проценты за нарушение срока возврата акциза на нефтепродукты
при участии в судебном заседании:
- от истца (заявителя): Голомазова Л.А. по доверенности N 01/0400-190д от 19.04.2007 г.;
- от ответчика (заинтересованного лица): Лукичева А.В. по доверенности от 17.07.2008 г. N 04-17/017572; Белозерова Т.А. по доверенности от 29.12.2007 г. N 53-04-13/029170,
ОАО "Газпром" (далее - общество, заявитель) обратилось с требованием об обязании МИФНС России по КН N 2 (далее - инспекция, налоговый орган) начислить и уплатить ОАО "Газпром" проценты в размере 1.062.375, 22 руб. за нарушение срока возврата акциза на нефтепродукты за период с 15.12.2006 г. по 03.12.2007 г.
В обоснование требования заявитель сослался на ст. ст. 198, 203 НК РФ и на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-8001/07-142-61, которым суд обязал МИФНС России по КН N 2 возвратить ОАО "Газпром" акциз по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. в сумме 10.462.456 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2008 по делу N А40-14148/08-14-44 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Инспекция не согласилась с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Налоговый орган считает, что расчет процентов должен быть произведен со следующего дня после вступления в законную силу судебного акта, признающего действия налогового органа по отказу в возврате акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 года в сумме 10.462.456,00 руб., незаконным, т.е. с 25.09.2007 г. Период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику, т.е. до 02.12.2007 г. Таким образом, инспекция указывает на то, что судом первой инстанции неправильно определен период просрочки. Кроме этого, инспекция обращает внимание, что возврат заявленных налогоплательщиком сумм процентов будет производиться из средств федерального бюджета, что нанесет ощутимый ущерб доходной статье бюджета и может повлиять на сокращение финансирования целевых программ, запланированных государством.
В отзыве на жалобу заявитель возражает против ее доводов, указывает на то, что судом первой инстанции правильно определен период просрочки и просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании апелляционного суда инспекция поддержали доводы жалобы, а заявитель возражал против ее удовлетворения и просил оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность вынесенного определения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит изменению в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
При этом суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
07.11.2006 г. ОАО "Газпром" обратилось в МИФНС России по КН N 2 с заявлением о возврате суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт в размере 10.462.456 руб. Письмом от 20.11.2006 г. N 53-10-10/021048 Инспекция отказала Обществу в возврате указанной суммы акциза в связи с тем, что данная сумма документально не подтверждена.
Заявитель с решением (письмом) Инспекции не согласился и обжаловал отказ Инспекции в судебном порядке. Решением от 15.06.2007 г. по делу N А40-8001/07-142-61 Арбитражный суд г. Москвы отказал заявителю в удовлетворении требований.
25.09.2007 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции по указанному делу и требования ОАО "Газпром" удовлетворил, признал незаконными действия МИФНС России по КН N 2 по отказу в возврате акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. сумме 10.462.456 руб. и обязал МИФНС России по КН N 2 возвратить ОАО "Газпром" акциз по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. сумме 10.462.456 руб.
Таким образом, вышеуказанным постановлением Девятый арбитражный апелляционный суд установил право заявителя на возврат из бюджета акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. сумме 10.462.456 руб.
В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.01.08 постановление апелляционного суда оставлено без изменения, кассационная жалоба ответчика без удовлетворения.
В связи с постановлениями апелляционного суда от 25.09.07 и ФАС МО от 15.01.08 14 ноября 2007 года МИФНС России по КН N 2 приняла решение о возврате суммы акциза на нефтепродукты. Фактически возврат был произведен 03.12.07 г. платежным поручением N 434 от 03.12.07 г.
В силу ст. 203 НК РФ при нарушении налоговым органом срока возврата суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт, на данную сумму начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Ответчиком нарушен срок возврата суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт.
В соответствии с п. 4 ст. 203 НК РФ возмещение экспортного акциза производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм.
Письмом от 21.10.04 N 09-3070 для подтверждения факта экспорта Общество направило в инспекцию пакет документов, претензий по документам у налогового органа не возникало.
Письмом от 24.11.04 N 09-3576 ОАО "Газпром" также направило уточненную декларацию и уточненный реестр по подакцизным нефтепродуктам, отгруженным на экспорт, для подтверждения сумм акциза, предъявленных к возмещению.
14.01.05 г. Общество обратилось в инспекцию с заявлением о возмещении акциза на нефтепродукты и его зачета в счет текущих платежей Решением N 1 от 05.03.05 Ответчик отказал в зачете суммы экспортного акциза в сумме 10.462.456 руб.
В результате, несмотря на то, что весь пакет документов, необходимых для возмещения акциза на нефтепродукты, отгруженные на экспорт, был представлен в инспекцию еще 20.10.04 г., Ответчик не произвел данное возмещение в установленный срок (в течение 3-х месяцев).
Принимая во внимание, что все необходимые документы Обществом уже были представлены ранее (20.10.04 г.), претензий по документам у Ответчика не возникало, у Общества отсутствовала какая-либо задолженность по акцизу на нефтепродукты, письмом от 07.11.06 г. ОАО "Газпром" повторно обратилось в инспекцию за возвратом суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт в апреле 2004 года в размере 10.462.456 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 203 НК РФ по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение соответствующих орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
Заявление ОАО "Газпром" от 07.11.06 г. N 09-3935 было подано в налоговый орган 08.11.06, что подтверждено штампом инспекции о принятии заявления. В заявлении Общество обратилось к инспекции за возвратом суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт в апреле 2004 года в размере 10.462.456 руб. С учетом вышеперечисленных сроков (две недели на принятие решения налоговым органом + 8 дней для получения решения казначейством + две недели на возврат акциза федеральным казначейством) сумма акциза должна была быть возвращена до 14.12.06 г.
Фактически перечисления казначейством соответствующей суммы налогоплательщику было произведено 03.12.2007 г., о чем свидетельствует платежное поручение N 434 от 03.12.2007 г. (л.д. 36).
Таким образом, Ответчиком был нарушен срок возврата переплаты по акцизу на нефтепродукты, реализованные на экспорт с 15.12.2006 г. по 02.12.2007 г.
Довод заявителя, поддержанный Арбитражным судом г. Москвы, о том, что окончанием периода просрочки возврата акциза, является день его перечисления, основан на неправильном толковании норм права (п. 4 ст. 203 НК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Поскольку инспекция исполнила свою обязанность по возврату акциза 03.12.2007 г., просрочка длилась до 02.12.2007 г., т.е. до дня, предшествующего дню поступления средств на расчетный счет Общества.
Довод налогового органа о том, что расчет процентов должен быть произведен со следующего дня после вступления в законную силу судебного акта, признавшего действия налогового органа по отказу в возврате акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. в сумме 10.462.456 руб. незаконным, то есть с 25.09.2007 г., является несостоятельным.
Инспекция незаконно отказала заявителю в возврате акциза по нефтепродуктам реализованным на экспорт в апреле 2004 г. в сумме 10.462.456 руб., что установлено Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 г. При отсутствии нарушения со стороны налогового органа заявитель имел бы возможность пользоваться указанными денежными средствами не позднее 15.12.2006 г. Однако, заявитель был лишен возможности пользоваться своими денежными средствами до 03.12.2007 г. - дня фактического возврата суммы акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. Следовательно, проценты подлежат начислению именно с 15.12.2006 г. по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующей суммы налогоплательщику.
В соответствии со ст. 203 НК РФ проценты начисляются исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом уменьшения периода просрочки возврата акциза на один день, заявителю необходимо начислить проценты в сумме 1.059.468,98 руб., что на 2.906,24 руб. меньше заявленного размера.
Инспекция согласна с данным расчетом, так как он приведен в ее апелляционной жалобе.
Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды. Предусмотренное ст. 203 НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами государства.
В связи с этим является неверным довод инспекции о том, что заявителю необходимо отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку возврат заявленных налогоплательщиком сумм процентов нанесет ощутимый ущерб доходной статье бюджета.
В связи с уменьшением суммы подлежащих возврату процентов, необходимо уменьшить размер подлежащих возмещению заявителю расходов по оплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются апелляционным судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2008 г. по делу N А40-14148/08-14-44 в части обязания МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 начислить и уплатить ОАО "Газпром" проценты за несвоевременный возврат акциза за нефтепродукты за апрель 2004 г. за 03.12.2007 г. в сумме 2.906 рублей 24 коп., а также в части распределения расходов по оплате госпошлины изменить.
Обязать МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 начислить и уплатить ОАО "Газпром" проценты за несвоевременный возврат акциза за нефтепродукты за апрель 2004 г. за период с 15.12.2006 г. по 02.12.2007 г. в сумме 1.059.468 рублей 98 коп.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в пользу ОАО "Газпром" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 16.765 рублей 89 коп.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.
Взыскать с ОАО "Газпром" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2008 N 09АП-8329/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-14148/08-14-44
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2008 г. N 09АП-8329/2008-АК
Дело N А40-14148/08-14-44
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.08 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.08 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Седова С.П.
судей: Катунова В.И., Порывкина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2008 г.
по делу N А40-14148/08-14-44, принятое судьей Коноваловой Р.А.
по иску (заявлению) ОАО "Газпром"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
об обязании начислить и уплатить проценты за нарушение срока возврата акциза на нефтепродукты
при участии в судебном заседании:
- от истца (заявителя): Голомазова Л.А. по доверенности N 01/0400-190д от 19.04.2007 г.;
- от ответчика (заинтересованного лица): Лукичева А.В. по доверенности от 17.07.2008 г. N 04-17/017572; Белозерова Т.А. по доверенности от 29.12.2007 г. N 53-04-13/029170,
установил:
ОАО "Газпром" (далее - общество, заявитель) обратилось с требованием об обязании МИФНС России по КН N 2 (далее - инспекция, налоговый орган) начислить и уплатить ОАО "Газпром" проценты в размере 1.062.375, 22 руб. за нарушение срока возврата акциза на нефтепродукты за период с 15.12.2006 г. по 03.12.2007 г.
В обоснование требования заявитель сослался на ст. ст. 198, 203 НК РФ и на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-8001/07-142-61, которым суд обязал МИФНС России по КН N 2 возвратить ОАО "Газпром" акциз по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. в сумме 10.462.456 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2008 по делу N А40-14148/08-14-44 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Инспекция не согласилась с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Налоговый орган считает, что расчет процентов должен быть произведен со следующего дня после вступления в законную силу судебного акта, признающего действия налогового органа по отказу в возврате акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 года в сумме 10.462.456,00 руб., незаконным, т.е. с 25.09.2007 г. Период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику, т.е. до 02.12.2007 г. Таким образом, инспекция указывает на то, что судом первой инстанции неправильно определен период просрочки. Кроме этого, инспекция обращает внимание, что возврат заявленных налогоплательщиком сумм процентов будет производиться из средств федерального бюджета, что нанесет ощутимый ущерб доходной статье бюджета и может повлиять на сокращение финансирования целевых программ, запланированных государством.
В отзыве на жалобу заявитель возражает против ее доводов, указывает на то, что судом первой инстанции правильно определен период просрочки и просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании апелляционного суда инспекция поддержали доводы жалобы, а заявитель возражал против ее удовлетворения и просил оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность вынесенного определения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит изменению в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
При этом суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
07.11.2006 г. ОАО "Газпром" обратилось в МИФНС России по КН N 2 с заявлением о возврате суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт в размере 10.462.456 руб. Письмом от 20.11.2006 г. N 53-10-10/021048 Инспекция отказала Обществу в возврате указанной суммы акциза в связи с тем, что данная сумма документально не подтверждена.
Заявитель с решением (письмом) Инспекции не согласился и обжаловал отказ Инспекции в судебном порядке. Решением от 15.06.2007 г. по делу N А40-8001/07-142-61 Арбитражный суд г. Москвы отказал заявителю в удовлетворении требований.
25.09.2007 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции по указанному делу и требования ОАО "Газпром" удовлетворил, признал незаконными действия МИФНС России по КН N 2 по отказу в возврате акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. сумме 10.462.456 руб. и обязал МИФНС России по КН N 2 возвратить ОАО "Газпром" акциз по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. сумме 10.462.456 руб.
Таким образом, вышеуказанным постановлением Девятый арбитражный апелляционный суд установил право заявителя на возврат из бюджета акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. сумме 10.462.456 руб.
В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.01.08 постановление апелляционного суда оставлено без изменения, кассационная жалоба ответчика без удовлетворения.
В связи с постановлениями апелляционного суда от 25.09.07 и ФАС МО от 15.01.08 14 ноября 2007 года МИФНС России по КН N 2 приняла решение о возврате суммы акциза на нефтепродукты. Фактически возврат был произведен 03.12.07 г. платежным поручением N 434 от 03.12.07 г.
В силу ст. 203 НК РФ при нарушении налоговым органом срока возврата суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт, на данную сумму начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
Ответчиком нарушен срок возврата суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт.
В соответствии с п. 4 ст. 203 НК РФ возмещение экспортного акциза производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм.
Письмом от 21.10.04 N 09-3070 для подтверждения факта экспорта Общество направило в инспекцию пакет документов, претензий по документам у налогового органа не возникало.
Письмом от 24.11.04 N 09-3576 ОАО "Газпром" также направило уточненную декларацию и уточненный реестр по подакцизным нефтепродуктам, отгруженным на экспорт, для подтверждения сумм акциза, предъявленных к возмещению.
14.01.05 г. Общество обратилось в инспекцию с заявлением о возмещении акциза на нефтепродукты и его зачета в счет текущих платежей Решением N 1 от 05.03.05 Ответчик отказал в зачете суммы экспортного акциза в сумме 10.462.456 руб.
В результате, несмотря на то, что весь пакет документов, необходимых для возмещения акциза на нефтепродукты, отгруженные на экспорт, был представлен в инспекцию еще 20.10.04 г., Ответчик не произвел данное возмещение в установленный срок (в течение 3-х месяцев).
Принимая во внимание, что все необходимые документы Обществом уже были представлены ранее (20.10.04 г.), претензий по документам у Ответчика не возникало, у Общества отсутствовала какая-либо задолженность по акцизу на нефтепродукты, письмом от 07.11.06 г. ОАО "Газпром" повторно обратилось в инспекцию за возвратом суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт в апреле 2004 года в размере 10.462.456 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 203 НК РФ по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение соответствующих орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если указанное решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
Заявление ОАО "Газпром" от 07.11.06 г. N 09-3935 было подано в налоговый орган 08.11.06, что подтверждено штампом инспекции о принятии заявления. В заявлении Общество обратилось к инспекции за возвратом суммы акциза на нефтепродукты, реализованные на экспорт в апреле 2004 года в размере 10.462.456 руб. С учетом вышеперечисленных сроков (две недели на принятие решения налоговым органом + 8 дней для получения решения казначейством + две недели на возврат акциза федеральным казначейством) сумма акциза должна была быть возвращена до 14.12.06 г.
Фактически перечисления казначейством соответствующей суммы налогоплательщику было произведено 03.12.2007 г., о чем свидетельствует платежное поручение N 434 от 03.12.2007 г. (л.д. 36).
Таким образом, Ответчиком был нарушен срок возврата переплаты по акцизу на нефтепродукты, реализованные на экспорт с 15.12.2006 г. по 02.12.2007 г.
Довод заявителя, поддержанный Арбитражным судом г. Москвы, о том, что окончанием периода просрочки возврата акциза, является день его перечисления, основан на неправильном толковании норм права (п. 4 ст. 203 НК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Поскольку инспекция исполнила свою обязанность по возврату акциза 03.12.2007 г., просрочка длилась до 02.12.2007 г., т.е. до дня, предшествующего дню поступления средств на расчетный счет Общества.
Довод налогового органа о том, что расчет процентов должен быть произведен со следующего дня после вступления в законную силу судебного акта, признавшего действия налогового органа по отказу в возврате акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. в сумме 10.462.456 руб. незаконным, то есть с 25.09.2007 г., является несостоятельным.
Инспекция незаконно отказала заявителю в возврате акциза по нефтепродуктам реализованным на экспорт в апреле 2004 г. в сумме 10.462.456 руб., что установлено Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 г. При отсутствии нарушения со стороны налогового органа заявитель имел бы возможность пользоваться указанными денежными средствами не позднее 15.12.2006 г. Однако, заявитель был лишен возможности пользоваться своими денежными средствами до 03.12.2007 г. - дня фактического возврата суммы акциза по нефтепродуктам, реализованным на экспорт в апреле 2004 г. Следовательно, проценты подлежат начислению именно с 15.12.2006 г. по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующей суммы налогоплательщику.
В соответствии со ст. 203 НК РФ проценты начисляются исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом уменьшения периода просрочки возврата акциза на один день, заявителю необходимо начислить проценты в сумме 1.059.468,98 руб., что на 2.906,24 руб. меньше заявленного размера.
Инспекция согласна с данным расчетом, так как он приведен в ее апелляционной жалобе.
Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды. Предусмотренное ст. 203 НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами государства.
В связи с этим является неверным довод инспекции о том, что заявителю необходимо отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку возврат заявленных налогоплательщиком сумм процентов нанесет ощутимый ущерб доходной статье бюджета.
В связи с уменьшением суммы подлежащих возврату процентов, необходимо уменьшить размер подлежащих возмещению заявителю расходов по оплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются апелляционным судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2008 г. по делу N А40-14148/08-14-44 в части обязания МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 начислить и уплатить ОАО "Газпром" проценты за несвоевременный возврат акциза за нефтепродукты за апрель 2004 г. за 03.12.2007 г. в сумме 2.906 рублей 24 коп., а также в части распределения расходов по оплате госпошлины изменить.
Обязать МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 начислить и уплатить ОАО "Газпром" проценты за несвоевременный возврат акциза за нефтепродукты за апрель 2004 г. за период с 15.12.2006 г. по 02.12.2007 г. в сумме 1.059.468 рублей 98 коп.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в пользу ОАО "Газпром" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 16.765 рублей 89 коп.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.
Взыскать с ОАО "Газпром" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
С.П.СЕДОВ
С.П.СЕДОВ
Судьи:
В.И.КАТУНОВ
П.А.ПОРЫВКИН
В.И.КАТУНОВ
П.А.ПОРЫВКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)