Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2010 ПО ДЕЛУ N А82-10478/2009

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2010 г. по делу N А82-10478/2009


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Подчищаловой Н.В., доверенность от 29.07.2009 N 19-19/140,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.12.2009,
принятое судьей Розовой Н.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010,
принятое судьями Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В.,
по делу N А82-10478/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославской ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод"
о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля
и
установил:

открытое акционерное общество "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" (далее - Общество, ОАО "ЯШЗ") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в несовершении действий по выплате 6 502 691 рубля 95 копеек процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных Обществом пеней.
Решением суда от 30.12.2009 заявленное Обществом требование удовлетворено. Суд обязал Инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "ЯШЗ" путем выплаты указанной суммы процентов.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Инспекция считает, что основания для признания бездействия налогового органа незаконным отсутствуют, поскольку ОАО "ЯШЗ" обратилось в Инспекцию с заявлением от 24.04.2008, в котором просило возвратить излишне взысканные пени по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц на основании статьи 79 Кодекса. Заявление о возврате излишне уплаченных пеней на основании статьи 78 Кодекса Общество не подавало. Отказ налогового органа в возврате излишне взысканных пеней (письмо от 26.05.2008) в суде не признан незаконным. Возврат пеней был осуществлен в рамках исполнения решения и постановления судов по делу N А82-5133/2008-99, при рассмотрении которого был установлен факт излишней уплаты пеней. До вынесения решения по указанному делу у Инспекции отсутствовали основания полагать о наличии у ОАО "ЯШЗ" излишне уплаченных пеней.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЯШЗ" 24.04.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением N 05-1-11/135 о возврате 67 013 567 рублей 69 копеек излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды".
Налоговый орган письмом от 26.05.2008 отказал Обществу в возврате пеней.
ОАО "ЯШЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате указанной суммы пеней. Арбитражный суд Ярославской области решением от 26.12.2008 по делу N А82-5133/2008, с учетом постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009, обязал Инспекцию возвратить Обществу 61 616 434 рубля 56 копеек излишне уплаченных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц.
Налоговый орган направил Обществу письмо от 17.04.2009 N 11-42/9382, в котором на основании указанных судебных актов предложил ОАО "ЯШЗ" обратиться в Инспекцию с заявлением на возврат излишне уплаченных пеней.
Общество в письме от 21.04.2009 N 05-1-12/136 указало, что обращалось в налоговый орган с заявлением от 24.04.2008 N 05-1-11/135 о возврате сумм, присужденных к возврату решением суда; предложило Инспекции осуществить возврат излишне уплаченных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, а также на основании статьи 78 Кодекса выплатить проценты в сумме 6 613 215 рублей 96 копеек.
Инспекция 28.04.2009 произвела возврат излишне уплаченных сумм пеней, при этом проценты Обществу не уплатила.
ОАО "ЯШЗ" 15.06.2009 обратилось в Инспекцию с заявлением N 05-1-12/169 о выплате 6 762 614 рублей 71 копейки процентов за нарушение срока возврата пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц.
В письме от 23.06.2009 3 05-17/13705 налоговый орган сообщил Обществу, что основания для удовлетворения требования о возврате процентов отсутствуют, так как Общество не подавало заявления о возврате излишне уплаченных пеней; возврат пеней в сумме 61 616 434 рублей 56 копеек произведен в рамках исполнения решения суда, а не в порядке статьи 78 Кодекса.
ОАО "ЯШЗ" не согласилось с бездействием Инспекции и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Кодекса, пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции удовлетворил заявленное Обществом требование и указал, что право на возврат 61 616 434 рублей 56 копеек излишне уплаченных пеней и факт необоснованного отказа Инспекции в их возврате установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда, заявление Общества от 24.04.2008 должно быть удовлетворено налоговым органом, о нарушении своего права на возврат ОАО "ЯШЗ" стало известно после получения письма Инспекции от 23.06.2009 об отказе в выплате процентов.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 21 и подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа установлен в статье 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 7, 8 статьи 78 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата (пункт 9 статьи 78 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007).
В пунктах 6 и 10 статьи 78 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2008 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А82-5133/2008-99 установлен факт излишней уплаты Обществом в период с 28.06.2005 по 30.07.2007 61 616 434 рублей 56 копеек пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц). На налоговый орган возложена обязанность по возврату ОАО "ЯШЗ" указанной суммы пеней.
По настоящему делу суды первой и апелляционной инстанции установили и материалами дела подтверждается, что с заявлением о возврате пеней Общество обратилось в Инспекцию 24.04.2008. Фактически возврат излишне уплаченных пеней произведен 28.04.2009, при этом Инспекция не начислила и не возвратила проценты, предусмотренные статьей 78 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что Инспекция нарушила предусмотренный статьей 78 Кодекса месячный срок для возврата излишне уплаченных сумм пеней, признали оспариваемое бездействие налогового органа не соответствующим закону и в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязали Инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "ЯШЗ" путем выплаты процентов за каждый день нарушения срока возврата.
Расчет процентов, представленный Обществом, произведен за период с 27.05.2008 по 27.04.2009 на несвоевременно возвращенные 59 534 434 рубля 56 копеек пеней по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) и не оспорен Инспекцией. Данный расчет проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан обоснованным. Сумма процентов составляет 6 502 691 рубль 95 копеек.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что с заявлением о возврате излишне уплаченных пеней в порядке, установленном в статье 78 Кодекса, Общество не обращалось, не принимается судом округа по следующим основаниям.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление ОАО "ЯШЗ" от 24.04.2008 N 05-1-11/135, направленное в налоговый орган, суды установили, что оно содержит описание фактических обстоятельств уплаты пеней платежными поручениями и правовое обоснование отсутствия обязанности по их уплате, что позволило налоговому органу рассмотреть заявление Общества по существу и установить факт излишней уплаты пеней.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании судебных актов по делу N А82-5133/2008-99 и пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правомерно признали установленным факт обращения Общества в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных пеней.
Ссылка Инспекции на отсутствие у налогового органа оснований полагать о наличии у ОАО "ЯШЗ" излишне уплаченных пеней до вынесения Арбитражным судом Ярославской области решения по делу N А82-5133/2008-99, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку пени по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) подлежали списанию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды".
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права. Доводы налогового органа признаны несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.12.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А82-10478/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)