Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2012 N 17АП-4688/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-53886/2011

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. N 17АП-4688/2012-АК

Дело N А60-53886/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
- от заявителя ЗАО "Уралэлектромаш" (ИНН 6666001826, ОГРН 1026600937791) - Арсенов А.С., доверенность от 12.01.2012 N 6, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555, ОГРН 1046600633034) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
- от третьего лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области - не явился, извещен надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 марта 2012 года
по делу N А60-53886/2011,
принятое судьей Ивановой С.О.,
по заявлению ЗАО "Уралэлектромаш"
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области
о признании незаконным действия,

установил:

ЗАО "Уралэлектромаш", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области по выдаче справки N 2626 от 05.12.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании данных налогового органа без указания информации о невозможности взыскания в принудительном порядке задолженности в сумме 3 495 308,76 руб., а именно: пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 81 604,20 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 54 111,78 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 21 014,83 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 132 953,73 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 20 710,85 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 14 499,11 руб., пени по НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (Н/А), в сумме 1 492 170,80 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части пенсии (Н/А), в сумме 545 598,68 руб., задолженности по налоговым санкциям по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части пенсии (Н/А), в сумме 64,40 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части пенсии (Н/А), в сумме 48 892,91 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой части пенсии (Н/А), в сумме 373 707,79 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части пенсии (Н/А), в сумме 19 913,88 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части пенсии (Н/А), в сумме 4 698,42 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в сумме 49 038,31 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по прочим налогам и сборам в сумме 232,71 руб., пени по водному налогу в сумме 1,30 руб., задолженность по налоговым санкциям по водному налогу в сумме 10,13 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по водному налогу в сумме 2,80 руб., процентов за пользование бюджетными средствами по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемый на территориях городов, в сумме 23 591,14 руб., задолженность по налоговым санкциям по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2002 год) в сумме 0,80 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2002 год) в сумме 59 170,70 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по задолженности по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 868,32 руб., пени по недоимке, пени и штрафам по взносам в Гос. фонд (Н/А) в сумме 71 836,70 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по недоимке, пени и штрафам по взносам в Гос. фонд (Н/А) в сумме 2885,55 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по недоимке, пени, иным финансовым санкциям по взносам в Пенсионный фонд РФ (Н/А) в сумме 21 814,46 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по недоимке, пени и штрафам по взносам в Фонд (Н/А) в сумме 13 448,43 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по недоимке, пени и штрафам по взносам в Фед. (Н/А) в сумме 119,11 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по недоимке, пени и штрафам по взносам в тер. (Н/А) в сумме 6831,19 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по налогу с владельцев транспортных средств и налога на приобретение транспортных средств в сумме 1301,32 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц в сумме 3,14 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции и благоустройство в сумме 1054,92 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по налогу на рекламу, мобилизуемому на территориях городских округов, в сумме 34,40 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет (Н/А), в сумме 96 734,61 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации (Н/А), в сумме 4082,47 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Н/А), в сумме 594,42 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Н/А), в сумме 946,07 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по ЕСН, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Н/А), в сумме 24 699,82 руб., пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 14 705,72 руб., пени по налогу на имущество предприятий в сумме 1118,30 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по налогу на имущество предприятий в сумме 288 195,22 руб., проценты за пользование бюджетными средствами по налогу с продаж в сумме 563,17 руб., пени по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 ст. 394 НК РФ, в сумме 1582,15 руб., 31 руб. по НДС, 69 972,06 руб. по НДФЛ, пеням в сумме 2739,64 руб. по ОПС.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2012 заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области, выразившиеся в выдаче справки от 30.07.2011 N 683, содержащей данные о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, в общей сумме 3 495 308,76 руб.
Не согласившись с вынесенным решением в части, Межрайонная ИФНС России N 22 по Свердловской области обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит отказать в удовлетворении требований общества в части признания информации о невозможности взыскания в принудительном порядке в справке от 05.12.2011 N 2626 неуплаченной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 992 876,0 руб. Заявитель жалобы указывает, что не могут быть признаны незаконными действия налогового органа при отсутствии полномочий в части страховых взносов. Только Пенсионный фонд вправе при наличии оснований произвести списание недоимки и задолженности по страховым взносам.
ЗАО "Уралэлектромаш" в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, оснований для отмены решения суда нет.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку управление не вправе вынести решение о признании имеющейся задолженности по страховым взносам и пени безнадежными к взысканию.
Заинтересованное и третье лица, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание суда не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК.
Как следует из материалов дела, согласно справке о состоянии расчетов N 2626 от 05.12.2011 за ЗАО "Уралэлектромаш" числится задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 3 495 308,76 руб.
Полагая, что действия налогового органа по указанию (отражению) и начислению в справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам задолженности по налогам, пени и штрафам незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом утрачено право на взыскание указанной задолженности. Кроме того, суд первой инстанции указал, что совершая действия по начислению, отражению в исходящих документах задолженности по пени и штрафу, налоговый орган использует свои полномочия вопреки законным целям и охраняемым правам и интересам общества, как налогоплательщика и субъекта предпринимательской деятельности.
На разрешение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос правильности отражения в спорной справке просроченной ко взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 992 876,0 руб.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и(или) иной экономической деятельности.
Само по себе наличие в документах внутриведомственного учета (карточке расчетов с бюджетом) сведений о суммах задолженности не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях (тендеры, получение кредитов, лицензий). Кроме того, отражение в справке о состоянии расчетов обязательных платежей, срок взыскания которых пропущен, лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.
Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что данная спорная задолженность существовала в 2005 г., но у налогового органа истекли сроки принудительного взыскания задолженности по страховым взносам.
Довод инспекции о том, что обязанность взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с соблюдением установленного порядка и сроков возложена на органы Пенсионного фонда РФ, не снимает с инспекции возложенной на нее обязанности по представлению доказательств законности совершения своих действий, что инспекцией не исполнено.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Неполная информация о задолженности, числящейся за обществом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба налогового органа - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2012 по делу N А60-53886/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)