Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 октября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2304
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Серебро Территории" на решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению закрытого акционерного общества "Серебро Территории" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество "Серебро Территории" (далее - ЗАО "Серебро Территории", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 16.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказано, что общество в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7. Данное нарушение со стороны общества привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и доначислил недоимку по названному налогу и соответствующие пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Серебро Территории" указывает, что решение суда от 16.06.2003 незаконно и необоснованно ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда требованиям статьи 342 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о недоказанности факта осуществления поиска и разведки месторождения "Лунное" за счет собственных средств общества не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Также судом сделан неправильный вывод о необходимости возмещения обществом затрат областного бюджета в виде ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении недропользователя.
ЗАО "Серебро Территории" в кассационной жалобе обращает внимание на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год, указанных в решении налогового органа (411391 руб.) и в его требовании (289917 руб.).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам в феврале 2003 года проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Серебро Территории" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение - неполная уплата названного налога в бюджет, что нашло отражение в акте проверки от 19.02.2003 N У21Д005.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений по нему налоговым органом 20.03.2003 принято решение N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в результате занижения налоговой базы в сумме 1562295 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного налога - 7811474 руб., вышеуказанные налоговые санкции и пени за несвоевременную уплату налога - 411391 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ЗАО "Серебро Территории" в 2002 году осуществляло поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на золотосеребряном месторождении "Лунное" на основании лицензии МАГ00976 БПЭ на право пользования недрами, выданной 18.03.1993 АО "Геолог" и впоследствии переоформленной на общество как правопреемника реорганизованного юридического лица.
Из акта выездной налоговой проверки усматривается, что ЗАО "Серебро Территории" при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7, вместо 1,0, что явилось нарушением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и в результате повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в размере 7811474 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что недропользователь не произвел полное возмещение расходов государства, затраченных на поиск и разработку месторождения "Лунное", используемого ЗАО "Серебро Территории", и не имел полученное в установленном порядке освобождение по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На этом основании арбитражный суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности действий общества по применению коэффициента 0,7 при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Данный вывод арбитражного суда следует признать верным, поскольку сделан он с учетом полного исследования и надлежащей оценки обстоятельств спорного правоотношения, доказательств, представленных сторонами, а также основан на правильном применении законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку используемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 определено, что в случае, если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Также в силу положений статьи 12 Закона РФ "О недрах" и пункта 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, содержание лицензии должно иметь обязательные условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок использования этих отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597). В настоящем споре - это Северо-Восточный комитет по геологии и использованию недр (Севвостокгеолком).
Таким образом, для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на пользование полезными ископаемыми ЗАО "Серебро Территории" обязано было в обоснование своей позиции доказать, что поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых "Лунное" осуществлялось за счет собственных средств налогоплательщика либо полностью были возмещены все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие у общества освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождения полезных ископаемых.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения спора по существу установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и не опровергнутыми обществом, что ЗАО "Серебро Территории" неправомерно применяло коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, поскольку не возместило все расходы, понесенные государством по поиску и разведке месторождения "Лунное", и не было в установленном порядке освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о фактически установленных обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится. Ссылка заявителя на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год в решении и требовании налогового органа, применительно к предмету и основаниям заявленного требования, признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 15 октября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2304
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Серебро Территории" на решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению закрытого акционерного общества "Серебро Территории" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество "Серебро Территории" (далее - ЗАО "Серебро Территории", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 16.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказано, что общество в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7. Данное нарушение со стороны общества привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и доначислил недоимку по названному налогу и соответствующие пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Серебро Территории" указывает, что решение суда от 16.06.2003 незаконно и необоснованно ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда требованиям статьи 342 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о недоказанности факта осуществления поиска и разведки месторождения "Лунное" за счет собственных средств общества не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Также судом сделан неправильный вывод о необходимости возмещения обществом затрат областного бюджета в виде ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении недропользователя.
ЗАО "Серебро Территории" в кассационной жалобе обращает внимание на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год, указанных в решении налогового органа (411391 руб.) и в его требовании (289917 руб.).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам в феврале 2003 года проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Серебро Территории" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение - неполная уплата названного налога в бюджет, что нашло отражение в акте проверки от 19.02.2003 N У21Д005.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений по нему налоговым органом 20.03.2003 принято решение N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в результате занижения налоговой базы в сумме 1562295 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного налога - 7811474 руб., вышеуказанные налоговые санкции и пени за несвоевременную уплату налога - 411391 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ЗАО "Серебро Территории" в 2002 году осуществляло поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на золотосеребряном месторождении "Лунное" на основании лицензии МАГ00976 БПЭ на право пользования недрами, выданной 18.03.1993 АО "Геолог" и впоследствии переоформленной на общество как правопреемника реорганизованного юридического лица.
Из акта выездной налоговой проверки усматривается, что ЗАО "Серебро Территории" при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7, вместо 1,0, что явилось нарушением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и в результате повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в размере 7811474 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что недропользователь не произвел полное возмещение расходов государства, затраченных на поиск и разработку месторождения "Лунное", используемого ЗАО "Серебро Территории", и не имел полученное в установленном порядке освобождение по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На этом основании арбитражный суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности действий общества по применению коэффициента 0,7 при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Данный вывод арбитражного суда следует признать верным, поскольку сделан он с учетом полного исследования и надлежащей оценки обстоятельств спорного правоотношения, доказательств, представленных сторонами, а также основан на правильном применении законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку используемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 определено, что в случае, если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Также в силу положений статьи 12 Закона РФ "О недрах" и пункта 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, содержание лицензии должно иметь обязательные условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок использования этих отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597). В настоящем споре - это Северо-Восточный комитет по геологии и использованию недр (Севвостокгеолком).
Таким образом, для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на пользование полезными ископаемыми ЗАО "Серебро Территории" обязано было в обоснование своей позиции доказать, что поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых "Лунное" осуществлялось за счет собственных средств налогоплательщика либо полностью были возмещены все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие у общества освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождения полезных ископаемых.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения спора по существу установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и не опровергнутыми обществом, что ЗАО "Серебро Территории" неправомерно применяло коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, поскольку не возместило все расходы, понесенные государством по поиску и разведке месторождения "Лунное", и не было в установленном порядке освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о фактически установленных обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится. Ссылка заявителя на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год в решении и требовании налогового органа, применительно к предмету и основаниям заявленного требования, признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 15.10.2003 N Ф03-А37/03-2/2304
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 октября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2304
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Серебро Территории" на решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению закрытого акционерного общества "Серебро Территории" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество "Серебро Территории" (далее - ЗАО "Серебро Территории", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 16.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказано, что общество в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7. Данное нарушение со стороны общества привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и доначислил недоимку по названному налогу и соответствующие пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Серебро Территории" указывает, что решение суда от 16.06.2003 незаконно и необоснованно ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда требованиям статьи 342 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о недоказанности факта осуществления поиска и разведки месторождения "Лунное" за счет собственных средств общества не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Также судом сделан неправильный вывод о необходимости возмещения обществом затрат областного бюджета в виде ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении недропользователя.
ЗАО "Серебро Территории" в кассационной жалобе обращает внимание на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год, указанных в решении налогового органа (411391 руб.) и в его требовании (289917 руб.).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам в феврале 2003 года проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Серебро Территории" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение - неполная уплата названного налога в бюджет, что нашло отражение в акте проверки от 19.02.2003 N У21Д005.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений по нему налоговым органом 20.03.2003 принято решение N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в результате занижения налоговой базы в сумме 1562295 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного налога - 7811474 руб., вышеуказанные налоговые санкции и пени за несвоевременную уплату налога - 411391 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ЗАО "Серебро Территории" в 2002 году осуществляло поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на золотосеребряном месторождении "Лунное" на основании лицензии МАГ00976 БПЭ на право пользования недрами, выданной 18.03.1993 АО "Геолог" и впоследствии переоформленной на общество как правопреемника реорганизованного юридического лица.
Из акта выездной налоговой проверки усматривается, что ЗАО "Серебро Территории" при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7, вместо 1,0, что явилось нарушением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и в результате повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в размере 7811474 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что недропользователь не произвел полное возмещение расходов государства, затраченных на поиск и разработку месторождения "Лунное", используемого ЗАО "Серебро Территории", и не имел полученное в установленном порядке освобождение по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На этом основании арбитражный суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности действий общества по применению коэффициента 0,7 при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Данный вывод арбитражного суда следует признать верным, поскольку сделан он с учетом полного исследования и надлежащей оценки обстоятельств спорного правоотношения, доказательств, представленных сторонами, а также основан на правильном применении законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку используемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 определено, что в случае, если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Также в силу положений статьи 12 Закона РФ "О недрах" и пункта 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, содержание лицензии должно иметь обязательные условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок использования этих отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597). В настоящем споре - это Северо-Восточный комитет по геологии и использованию недр (Севвостокгеолком).
Таким образом, для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на пользование полезными ископаемыми ЗАО "Серебро Территории" обязано было в обоснование своей позиции доказать, что поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых "Лунное" осуществлялось за счет собственных средств налогоплательщика либо полностью были возмещены все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие у общества освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождения полезных ископаемых.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения спора по существу установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и не опровергнутыми обществом, что ЗАО "Серебро Территории" неправомерно применяло коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, поскольку не возместило все расходы, понесенные государством по поиску и разведке месторождения "Лунное", и не было в установленном порядке освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о фактически установленных обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится. Ссылка заявителя на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год в решении и требовании налогового органа, применительно к предмету и основаниям заявленного требования, признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 октября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2304
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Серебро Территории" на решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению закрытого акционерного общества "Серебро Территории" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество "Серебро Территории" (далее - ЗАО "Серебро Территории", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 16.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказано, что общество в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7. Данное нарушение со стороны общества привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и доначислил недоимку по названному налогу и соответствующие пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Серебро Территории" указывает, что решение суда от 16.06.2003 незаконно и необоснованно ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда требованиям статьи 342 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о недоказанности факта осуществления поиска и разведки месторождения "Лунное" за счет собственных средств общества не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Также судом сделан неправильный вывод о необходимости возмещения обществом затрат областного бюджета в виде ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении недропользователя.
ЗАО "Серебро Территории" в кассационной жалобе обращает внимание на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год, указанных в решении налогового органа (411391 руб.) и в его требовании (289917 руб.).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам в феврале 2003 года проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Серебро Территории" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение - неполная уплата названного налога в бюджет, что нашло отражение в акте проверки от 19.02.2003 N У21Д005.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений по нему налоговым органом 20.03.2003 принято решение N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в результате занижения налоговой базы в сумме 1562295 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного налога - 7811474 руб., вышеуказанные налоговые санкции и пени за несвоевременную уплату налога - 411391 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ЗАО "Серебро Территории" в 2002 году осуществляло поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на золотосеребряном месторождении "Лунное" на основании лицензии МАГ00976 БПЭ на право пользования недрами, выданной 18.03.1993 АО "Геолог" и впоследствии переоформленной на общество как правопреемника реорганизованного юридического лица.
Из акта выездной налоговой проверки усматривается, что ЗАО "Серебро Территории" при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7, вместо 1,0, что явилось нарушением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и в результате повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в размере 7811474 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что недропользователь не произвел полное возмещение расходов государства, затраченных на поиск и разработку месторождения "Лунное", используемого ЗАО "Серебро Территории", и не имел полученное в установленном порядке освобождение по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На этом основании арбитражный суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности действий общества по применению коэффициента 0,7 при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Данный вывод арбитражного суда следует признать верным, поскольку сделан он с учетом полного исследования и надлежащей оценки обстоятельств спорного правоотношения, доказательств, представленных сторонами, а также основан на правильном применении законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку используемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 определено, что в случае, если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Также в силу положений статьи 12 Закона РФ "О недрах" и пункта 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, содержание лицензии должно иметь обязательные условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок использования этих отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597). В настоящем споре - это Северо-Восточный комитет по геологии и использованию недр (Севвостокгеолком).
Таким образом, для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на пользование полезными ископаемыми ЗАО "Серебро Территории" обязано было в обоснование своей позиции доказать, что поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых "Лунное" осуществлялось за счет собственных средств налогоплательщика либо полностью были возмещены все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие у общества освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождения полезных ископаемых.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения спора по существу установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и не опровергнутыми обществом, что ЗАО "Серебро Территории" неправомерно применяло коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, поскольку не возместило все расходы, понесенные государством по поиску и разведке месторождения "Лунное", и не было в установленном порядке освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о фактически установленных обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится. Ссылка заявителя на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год в решении и требовании налогового органа, применительно к предмету и основаниям заявленного требования, признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)