Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 15.10.2003 N Ф03-А37/03-2/2304

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 15 октября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2304


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Серебро Территории" на решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению закрытого акционерного общества "Серебро Территории" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество "Серебро Территории" (далее - ЗАО "Серебро Территории", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 16.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказано, что общество в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7. Данное нарушение со стороны общества привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и доначислил недоимку по названному налогу и соответствующие пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Серебро Территории" указывает, что решение суда от 16.06.2003 незаконно и необоснованно ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда требованиям статьи 342 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о недоказанности факта осуществления поиска и разведки месторождения "Лунное" за счет собственных средств общества не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Также судом сделан неправильный вывод о необходимости возмещения обществом затрат областного бюджета в виде ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении недропользователя.
ЗАО "Серебро Территории" в кассационной жалобе обращает внимание на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год, указанных в решении налогового органа (411391 руб.) и в его требовании (289917 руб.).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам в феврале 2003 года проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Серебро Территории" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение - неполная уплата названного налога в бюджет, что нашло отражение в акте проверки от 19.02.2003 N У21Д005.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений по нему налоговым органом 20.03.2003 принято решение N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в результате занижения налоговой базы в сумме 1562295 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного налога - 7811474 руб., вышеуказанные налоговые санкции и пени за несвоевременную уплату налога - 411391 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ЗАО "Серебро Территории" в 2002 году осуществляло поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на золотосеребряном месторождении "Лунное" на основании лицензии МАГ00976 БПЭ на право пользования недрами, выданной 18.03.1993 АО "Геолог" и впоследствии переоформленной на общество как правопреемника реорганизованного юридического лица.
Из акта выездной налоговой проверки усматривается, что ЗАО "Серебро Территории" при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7, вместо 1,0, что явилось нарушением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и в результате повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в размере 7811474 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что недропользователь не произвел полное возмещение расходов государства, затраченных на поиск и разработку месторождения "Лунное", используемого ЗАО "Серебро Территории", и не имел полученное в установленном порядке освобождение по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На этом основании арбитражный суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности действий общества по применению коэффициента 0,7 при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Данный вывод арбитражного суда следует признать верным, поскольку сделан он с учетом полного исследования и надлежащей оценки обстоятельств спорного правоотношения, доказательств, представленных сторонами, а также основан на правильном применении законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку используемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 определено, что в случае, если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Также в силу положений статьи 12 Закона РФ "О недрах" и пункта 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, содержание лицензии должно иметь обязательные условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок использования этих отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597). В настоящем споре - это Северо-Восточный комитет по геологии и использованию недр (Севвостокгеолком).
Таким образом, для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на пользование полезными ископаемыми ЗАО "Серебро Территории" обязано было в обоснование своей позиции доказать, что поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых "Лунное" осуществлялось за счет собственных средств налогоплательщика либо полностью были возмещены все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие у общества освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождения полезных ископаемых.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения спора по существу установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и не опровергнутыми обществом, что ЗАО "Серебро Территории" неправомерно применяло коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, поскольку не возместило все расходы, понесенные государством по поиску и разведке месторождения "Лунное", и не было в установленном порядке освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о фактически установленных обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится. Ссылка заявителя на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год в решении и требовании налогового органа, применительно к предмету и основаниям заявленного требования, признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 октября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2304


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Серебро Территории" на решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению закрытого акционерного общества "Серебро Территории" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Закрытое акционерное общество "Серебро Территории" (далее - ЗАО "Серебро Территории", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 6 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Магаданской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 16.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказано, что общество в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7. Данное нарушение со стороны общества привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и доначислил недоимку по названному налогу и соответствующие пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Серебро Территории" указывает, что решение суда от 16.06.2003 незаконно и необоснованно ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также несоответствия выводов суда требованиям статьи 342 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, выводы арбитражного суда о недоказанности факта осуществления поиска и разведки месторождения "Лунное" за счет собственных средств общества не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Также судом сделан неправильный вывод о необходимости возмещения обществом затрат областного бюджета в виде ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении недропользователя.
ЗАО "Серебро Территории" в кассационной жалобе обращает внимание на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год, указанных в решении налогового органа (411391 руб.) и в его требовании (289917 руб.).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу и его представители в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам в феврале 2003 года проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Серебро Территории" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение - неполная уплата названного налога в бюджет, что нашло отражение в акте проверки от 19.02.2003 N У21Д005.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений по нему налоговым органом 20.03.2003 принято решение N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в результате занижения налоговой базы в сумме 1562295 руб. Этим же решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму не полностью уплаченного налога - 7811474 руб., вышеуказанные налоговые санкции и пени за несвоевременную уплату налога - 411391 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ЗАО "Серебро Территории" в 2002 году осуществляло поиск, разведку и добычу полезных ископаемых на золотосеребряном месторождении "Лунное" на основании лицензии МАГ00976 БПЭ на право пользования недрами, выданной 18.03.1993 АО "Геолог" и впоследствии переоформленной на общество как правопреемника реорганизованного юридического лица.
Из акта выездной налоговой проверки усматривается, что ЗАО "Серебро Территории" при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году неправомерно применяло к налоговой ставке коэффициент 0,7, вместо 1,0, что явилось нарушением пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и в результате повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в размере 7811474 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что недропользователь не произвел полное возмещение расходов государства, затраченных на поиск и разработку месторождения "Лунное", используемого ЗАО "Серебро Территории", и не имел полученное в установленном порядке освобождение по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На этом основании арбитражный суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности действий общества по применению коэффициента 0,7 при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год.
Данный вывод арбитражного суда следует признать верным, поскольку сделан он с учетом полного исследования и надлежащей оценки обстоятельств спорного правоотношения, доказательств, представленных сторонами, а также основан на правильном применении законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку используемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 18 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 определено, что в случае, если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Также в силу положений статьи 12 Закона РФ "О недрах" и пункта 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1, содержание лицензии должно иметь обязательные условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Освобождение пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок использования этих отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597). В настоящем споре - это Северо-Восточный комитет по геологии и использованию недр (Севвостокгеолком).
Таким образом, для применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на пользование полезными ископаемыми ЗАО "Серебро Территории" обязано было в обоснование своей позиции доказать, что поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых "Лунное" осуществлялось за счет собственных средств налогоплательщика либо полностью были возмещены все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие у общества освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождения полезных ископаемых.
Арбитражным судом в ходе рассмотрения спора по существу установлено и подтверждено соответствующими доказательствами, находящимися в материалах дела и не опровергнутыми обществом, что ЗАО "Серебро Территории" неправомерно применяло коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, поскольку не возместило все расходы, понесенные государством по поиску и разведке месторождения "Лунное", и не было в установленном порядке освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 1 июля 2001 года.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о фактически установленных обстоятельствах дела и примененных нормах права, в кассационной жалобе не содержится. Ссылка заявителя на несоответствие сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 год в решении и требовании налогового органа, применительно к предмету и основаниям заявленного требования, признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.06.2003 по делу N А37-1046/03-4 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)