Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N А60-25650/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N А60-25650/2012


Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Камышловский металлообрабатывающий завод"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Шалягина С.В., представитель, доверенность N 2 от 31.05.2012, паспорт;
- от заинтересованного лица - Каданцева О.М., представитель, доверенность N 15 от 17.01.2012, паспорт; Бушмакина М.И., представитель, доверенность N 29 от 09.07.2012, паспорт.
Отводов суду не заявлено. В предварительном судебном заседании 10.07.2012 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, и, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Закрытое акционерное общество "Камышловский металлообрабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.03.2012. в части, а именно просит уменьшить штраф, начисленный в решении ИФНС N 19 от 27.03.2012 г. N 10, утвержденном Решением УФНС России по Свердловской области, на 62502 руб., а также уменьшить пени на сумму 10034 руб.
Кроме того, заявитель ссылается на наличие смягчающих вину обстоятельств и просит снизить размер налоговой санкции на основании ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями согласна в части технической ошибки, допущенной в расчете штрафа и пени в сумме 10 001,72 руб. и 1 506,89 руб. соответственно, излишне исчисленных с сумм налога 50 008,60, удержанного в период с 01.12.2011 по 14.12.2011 (за рамками проверки). В остальной части требования считает неправомерными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Межрайонной инспекцией ФНС России N 19 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества "Камышловский металлообрабатывающий завод" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с 01.01.2010 по 30.11.2011. По результатам проведенной проверки составлен акт от 29.02.2012 N 6, на основании которого заместителем начальника инспекции вынесено решение от 27.03.2012 N 10 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушений.
Решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области от 27.03.2011 N 10 налогоплательщику, в частности, доначислен НДФЛ в размере 1471004 руб., пени по НДФЛ в размере 168 095 руб., а также штраф на основании статьи 123 НК РФ в размере 346701 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 18 мая 2012 года N 402/12 решение налоговой инспекции утверждено, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, в обжалуемой части, ЗАО "Камышловский металлообрабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При этом заявитель ссылается на неправильное исчисление налоговым органом налоговых санкций по ст. 123 НК РФ в сумме 346701 руб. По мнению налогоплательщика, за проверяемый период сумма неуплаты НДФЛ составила 1471004 руб., следовательно, сумма штрафа должна составить 294200,80 руб. (1471004 руб. x 20%).
Кроме того заявитель указывает, что штраф, начислен инспекцией, исходя из всей суммы удержанного НДФЛ, без учета уплаченного в бюджет налога за период с 02.09.2010 г. по 30.11.2011 г. в сумме 262500 руб. Также в сумму для расчета штрафа и пени включены суммы налога (50008,60 руб.) удержанного в период с 01.12.2011 г. по 14.12.2011 г., что неправомерно, так как проверяемый период ограничен 30.11.2011 г.
С учетом изложенного, по мнению организации, сумма штрафа излишне начисленного ИФНС N 19 составляет 62502 руб. ((262500 + 50008,60) * 20%)., а также сумма пени 10034 руб. за период с 01 по 14 декабря 2011 г., неправомерно включенного в расчет.
Возражая на доводы заявителя, заинтересованное лицо указывает, что штраф рассчитан в соответствии с требованиями статьи 123 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ, вступившем в силу с 02.09.2010 г.) неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление в установленный срок НК РФ сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, что за проверяемый период (с 01.01.2010 по 30.11.2011) общество имеет задолженность по НДФЛ перед бюджетом с фактически выплаченного дохода работников предприятия в сумме 1 471 004 рубля.
Таким образом, за проверяемый период общество, являясь налоговым агентом, в нарушении подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ, подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ, статьи 226 НК РФ, своевременно не перечислило в бюджет исчисленный и удержанный из денежных средств, выплаченных физическим лицам, налог на доходы физических лиц, подлежащий перечислению в бюджет, в сумме 1 471 004 рубля.
С целью проверки возможности уплачивать удержанный с работников предприятия НДФЛ в установленный законодательством срок (за период с 01.01.2010 по 30.11.2011) инспекцией проведен анализ поступления и расходования денежных средств. Анализ платежеспособности Общества показал, что общество (налоговый агент) в проверяемом периоде в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ не выполняло свои обязанности по перечислению НДФЛ в бюджет, имея реальную возможность произвести погашение задолженности по налогу, так как имеющиеся денежные средства в кассе и на расчетном счете были направлены в основном на расчеты с поставщиками и подрядчиками, на расчеты с подотчетными лицами, на выплату заработной платы, с которой сумма НДФЛ в бюджет не уплачена. В проверяемом периоде общество имело четыре открытых расчетных счетов, по которым осуществлялось движение денежных средств. Также инспекцией установлено, что в данный период общество направляло в банк платежные поручения на уплату НДФЛ, но не в полном объеме.
Нормы налогового законодательства предусматривают, что налоговый агент при решении вопроса о направлении денежных средств на выплату заработной платы должен учитывать начисленный фонд оплаты труда, который содержит в себе НДФЛ, а не фонд оплаты труда, причитающийся выплате своим работникам.
Кроме того, на расчетном счете общества в проверяемом периоде на 1-е число месяца оставались денежные средства в виде остатка, которые налоговый агент мог направить на погашение задолженности.
На основании изложенного, в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ общество, как налоговый агент, систематически не выполнял свои обязанности по перечислению в установленный срок сумму исчисленного и удержанного НДФЛ у налогоплательщиков - физических лиц (работников предприятия), за что предусмотрена налоговая ответственность статьей 123 НК РФ.
За проверяемый период с 01.01.2010 по 30.11.2011 установлены факты несвоевременного перечисления НДФЛ в бюджет в общей сумме 1683 495,15 руб. (1733503,75 (установлено в ходе проверки) - 50 008,60 (задолженность за рамками проверки).
В материалы дела заинтересованным лицом представлен уточненный расчет, в связи с исправлением технической ошибки, допущенной в расчете штрафа и пени (излишне исчисленных пени и штрафа с сумм налога 50 008,60, удержанного в период с 01.12.2011 по 14.12.2011 (за рамками проверки) (Приложение N 2).
Согласно расчету доначисленные суммы штрафа и пени подлежат уменьшению на 10 001,72 руб. и на 1 506,89 руб., соответственно.
Довод налогоплательщика о том, что штраф рассчитан от всей суммы удержанного НДФЛ, без учета уплаченного в бюджет налога в сумме 262 500 руб. не обоснован, так как штраф рассчитан налоговой инспекцией с учетом указанной суммы по конкретным срокам уплаты, наступившим после 02.09.2010 (расчет задолженности - Приложение N 2, приложение 7).
Несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ влечет за собой применение санкции по статье 123 НК РФ.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства представитель заявителя сослался на тяжелое финансовое положение предприятия, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, предприятие является добросовестным налогоплательщиком и ранее к налоговой ответственности не привлекалось.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.
Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело.
Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление от 01.02.2002 года N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление от 06.03.2001 года N 8337/00).
В качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, могут быть признаны также следующие обстоятельства:
- - совершение налогового правонарушения впервые;
- - характер деятельности предприятия, финансовое положение.
Однако данные обстоятельства не были учтены налоговой инспекции при принятии решения. Управление ФНС по Свердловской области также данный вопрос также не рассматривало.
На основании положений ст. ст. 112, 114 НК РФ суд, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, считает возможным, снизить размер штрафных санкций, правомерно доначисленных налоговой инспекцией и подлежащих уплате Обществом до 86 000 рублей.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные Закрытым акционерным обществом "Камышловский металлообрабатывающий завод" требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.03.2012 в части привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ в части штрафа, превышающего 86000 руб., а также в части начисления пени по НДФЛ, превышающих 166588 руб. 11 коп.
В остальной части заявленных требований отказать.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Камышловский металлообрабатывающий завод".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области в пользу Закрытого акционерного общества "Камышловский металлообрабатывающий завод" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)