Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2006 ПО ДЕЛУ N А39-798/2005-68/11

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 13 сентября 2006 года Дело N А39-798/2005-68/11

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Саранска (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска, далее - Инспекция, налоговый орган) от 22.11.2004 N 10-558.
Решением суда первой инстанции от 07.07.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.09.2005 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с выводами суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель считает, что суд допустил неправильное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, нарушил нормы процессуального права, приняв решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют материалам дела. По мнению Общества, оспариваемое решение налогового органа не соответствует требованиям статей 101, 122, 203 Налогового кодекса Российской Федерации. На его взгляд, Обществу необоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку факт вывоза нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации подтвержден таможенными органами, нарушение правил оформления таможенных документов не является нарушением законодательства о налогах и сборах и основанием для отказа в освобождении от уплаты акциза.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, указав на законность принятых судебных актов, просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
ООО, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ООО осуществляет операции по перепродаже нефти и является собственником нефтепродуктов, произведенных из сырья и материалов на основании договоров с перерабатывающими заводами и отгруженных на экспорт. Реализация нефтепродуктов на экспорт в рассматриваемом случае осуществлялась по договору комиссии, заключенному Обществом с ООО "Юкос Экспорт Трейд".
ООО 26.04.2004 представило в Инспекцию декларацию по акцизам на нефтепродукты за февраль 2004 года, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации банковскую гарантию АКБ "Московский Деловой Мир" от 23.04.2004 на сумму 548697288 рублей 52 копейки.
В порядке статьи 198 названного Кодекса Общество 20.08.2004 представило пакет документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов.
Общество представило 25.08.2004 уточненную декларацию по акцизам за февраль 2004 года, согласно которой акциз, подлежащий уплате в бюджет, составил 53284522 рубля, а сумма превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза в части акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 4680051 рубль. Сумма акциза по нефтепродуктам, помещенным под таможенный режим экспорта, составила 547972817 рублей, в том числе по бензину автомобильному с октановым числом до "80 включительно" акциз составил 31066683 рубля, по бензину автомобильному с иными октановыми числами - 51812309 рублей, по дизельному топливу - 459752014 рублей, по маслу для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 5341811 рублей.
В ходе камеральной проверки декларации и документов Инспекция установила, что представленный пакет документов для обоснования применения налоговых вычетов и освобождения от уплаты акциза по товарам, реализованным на экспорт, не соответствует требованиям статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не представлены контракты (копии контрактов) с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров и договоры комиссии. Кроме того, Общество представило копии грузовых таможенных деклараций и товаросопроводительных документов с нечеткими, нечитаемыми штампами таможенных органов и личных печатей их работников. В отдельных грузовых таможенных декларациях и железнодорожных накладных отсутствуют необходимые отметки таможен.
По результатам проверки руководитель Инспекции вынес решение от 22.11.2004 N 10-558 об отказе в привлечении налогоплательщика в налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором Обществу предложено уплатить 547972817 рублей акциза, а также 50320984 рубля пеней.
ООО не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Отказав в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Мордовия руководствовался подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 и пунктами 7, 8 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что представленные Обществом документы с декларацией за февраль 2004 года не позволяют достоверно подтвердить обоснованность освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов при экспортных операциях.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по акцизам является, в частности, получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. При этом получением нефтепродуктов признается и приобретение их в собственность.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 Кодекса, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 184 Кодекса освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта. Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 Кодекса или банковской гарантии.
В пункте 7 статьи 198 Кодекса определено, что при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии;
2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа.
Отметки, свидетельствующие о подтверждении фактического вывоза товаров, проставляются таможенными органами на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах или их копиях в порядке, предусмотренном Инструкцией о подтверждении таможенными органами вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806.
Из приведенных норм следует, что обязательным условием для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов при экспортных операциях является представление налогоплательщиком налоговому органу документов, предусмотренных в пункте 7 статьи 198 Кодекса. При этом названные документы должны быть достоверными, составлять единый комплект и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях.
В пункте 8 статьи 198 Кодекса установлено, что при непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 7 настоящей статьи документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено Арбитражным судом Республики Мордовия, Общество в подтверждение обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов при экспортных операциях не представило контракты (копии контрактов) с иностранным покупателем на поставку подакцизных товаров и договоры комиссии. Кроме того, ООО представило копии грузовых таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов с нечеткими, нечитаемыми штампами таможенных органов и личных печатей их работников. В отдельных грузовых таможенных декларациях и железнодорожных накладных отсутствуют необходимые отметки таможен.
Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что имеющиеся документы не подтверждают надлежащим образом факт вывоза подакцизных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и не позволяют признать соблюденными все требования законодательства для обоснованности освобождения от уплаты акцизов по нефтепродуктам и налоговых вычетов по экспортным операциям.
Переоценка установленных по делу обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Доказательств невозможности предъявления в Инспекцию необходимых и надлежащим образом оформленных документов в суды первой и второй инстанций ООО не представило.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Инспекции от 22.11.2004 N 10-558.
Довод заявителя жалобы о несоответствии оспариваемого решения налогового органа требованиям статей 101, 122, 203 Кодекса судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 101 Кодекса по результатам проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Статья 101 Кодекса содержит общие требования, предъявляемые к решениям налоговых органов, в том числе принятым в соответствии со статьей 203 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, при отсутствии события налогового правонарушения.
В рассматриваемом случае налоговый орган отказал Обществу в предоставлении налоговых вычетов по товарам, реализованным на экспорт, и в освобождении от уплаты акциза по нефтепродуктам при вывозе в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации за февраль 2004 года, доначислив акциз к уплате. Рассмотрев материалы камеральной проверки, налоговый орган пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих привлечение лица к налоговой ответственности, и в порядке статьи 101 Кодекса обоснованно вынес решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Довод заявителя о неправомерном непривлечении Арбитражным судом Республики Мордовия к участию в деле в качестве третьих лиц таможенных органов также отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку из обжалуемых судебных актов не следует, что они приняты в отношении прав и обязанностей указанных лиц.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на ООО.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2005 Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-798/2005-68/11 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)