Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/2095
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Решением суда от 30.03.2005 удовлетворено уточненное заявленное требование фонда о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа ввиду неправомерности доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 53492 руб., начисления пени в сумме 20209 руб. и, соответственно, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводом суда, инспекция подала кассационную жалобу (с учетом дополнения к ней), в которой предлагает решение суда отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявления фонду отказать.
Налоговый орган полагает, что фонд, являясь налоговым агентом, неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет сумму НДФЛ, а также не исполнил обязанность по представлению в инспекцию сведений о доходах физических лиц.
В обоснование доводов жалобы инспекция указывает, что фонд не включен в перечень организаций, освобожденных от уплаты НДФЛ в результате деятельности по оказанию благотворительной помощи, а также выплаченные им средства физическим лицам не являлись единовременной материальной помощью, так как носили систематический характер.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе и в дополнениях к ней, поддержаны представителями инспекции в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу фонд, а его представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы и просили отказать в ее удовлетворении, считая принятое по делу решение суда законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением инспекция привлекла фонд к ответственности за то, что последний неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет суммы НДФЛ за 2001 - 2004 годы и не представил сведения в налоговый орган в отношении 91 физического лица о полученных ими доходах по оказанной фондом благотворительной помощи.
Фонд зарегистрирован в качестве благотворительного органа, и данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Как правильно установлено судом, фонд в 2001 - 2004 годах оказывал благотворительную помощь физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ, не подлежат обложению, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В спорный период времени перечень российских благотворительных организаций Правительством не был утвержден и не разработан механизм вступления в него. В силу этого благотворительные организации в организационно-правовом отношении не могли входить в предусмотренный НК РФ перечень.
В период с 01.01.2001 по 25.12.2002 ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других законодательных актах не было указаний на перечень. Поэтому суд правомерно указал, что требование налогового органа об уплате НДФЛ принято необоснованно. То обстоятельство, что 25.12.2002 было принято Постановление Правительства РФ N 926, относящее Общероссийский общественный фонд поддержки военнослужащих "Национальный Военный Фонд" к благотворительным организациям, осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде благотворительной, суммы которой не подлежат налогообложению, не относит указанное Постановление к таковому перечню, поскольку в нем речь шла только об одной организации.
Таким образом, до принятия соответствующего перечня решающим критерием для освобождения от налогообложения единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи благотворительными организациями (фондами, объединениями), должно являться наличие государственной регистрации таких организаций как благотворительных, в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, суд обоснованно исходил из того, что с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры зарегистрирован 14.05.1993 Управлением юстиции Администрации Хабаровского края как благотворительный фонд, действующий в соответствии с целями и задачами, установленными учредительными документами, Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Законом Хабаровского края от 29.06.1999 N 140 "О государственной политике Хабаровского края в сфере благотворительной деятельности".
Фондом осуществляется благотворительная деятельность, а также предпринимательская деятельность в виде розничной торговли, прибыль от которой направляется на благотворительные цели.
Исходя из вышеизложенного вывод суда о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежат налогообложению, является правильным, так как фонд не нарушил обязанности по правильному исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ, установленной пунктом 3 статьи 24, подпунктами 1 и 6 статьи 226 НК РФ, в связи с чем отсутствуют основания для начисления пени, в соответствии со статьей 75 НК РФ, и привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством РФ по налогам и сборам.
Согласно пункту 2 названной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Из приведенных правовых норм усматривается, что сведения о доходах физических лиц обязаны представлять в налоговый орган те налоговые агенты, которые выплачивают физическим лицам доходы, а также исчисляют, удерживают из этих доходов налог на доходы физических лиц и перечисляют его в бюджет.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто налоговым органом, что суммы единовременной помощи, оказываемой физическим лицам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежали налогообложению в силу пункта 8 статьи 217 НК РФ, и поэтому вывод суда о неправомерности привлечения фонда к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ также является верным, поскольку основан на фактически установленных обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Утверждение заявителя жалобы о том, что материальная помощь носила не единовременный характер, а систематический и оказывалась по частям, не опровергает выводы суда, фактически отражает позицию налогового органа в настоящем споре и не подтверждается соответствующими доказательствами.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 108 НК РФ, инспекция обязана была представить доказательства, подтверждающие правомерность вынесения оспариваемого решения и обоснованность привлечения фонда к налоговой ответственности.
Ссылка суда первой инстанции при рассмотрении дела на положения Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, и, которым пункт 8 статьи 217 НК РФ был изложен в новой редакции, исключившей утверждение Правительством РФ перечней благотворительных организаций, не может являться основанием для отмены правильно принятого по существу спора судебного акта.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными, а сама жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/2095
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Решением суда от 30.03.2005 удовлетворено уточненное заявленное требование фонда о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа ввиду неправомерности доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 53492 руб., начисления пени в сумме 20209 руб. и, соответственно, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводом суда, инспекция подала кассационную жалобу (с учетом дополнения к ней), в которой предлагает решение суда отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявления фонду отказать.
Налоговый орган полагает, что фонд, являясь налоговым агентом, неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет сумму НДФЛ, а также не исполнил обязанность по представлению в инспекцию сведений о доходах физических лиц.
В обоснование доводов жалобы инспекция указывает, что фонд не включен в перечень организаций, освобожденных от уплаты НДФЛ в результате деятельности по оказанию благотворительной помощи, а также выплаченные им средства физическим лицам не являлись единовременной материальной помощью, так как носили систематический характер.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе и в дополнениях к ней, поддержаны представителями инспекции в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу фонд, а его представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы и просили отказать в ее удовлетворении, считая принятое по делу решение суда законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением инспекция привлекла фонд к ответственности за то, что последний неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет суммы НДФЛ за 2001 - 2004 годы и не представил сведения в налоговый орган в отношении 91 физического лица о полученных ими доходах по оказанной фондом благотворительной помощи.
Фонд зарегистрирован в качестве благотворительного органа, и данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Как правильно установлено судом, фонд в 2001 - 2004 годах оказывал благотворительную помощь физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ, не подлежат обложению, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В спорный период времени перечень российских благотворительных организаций Правительством не был утвержден и не разработан механизм вступления в него. В силу этого благотворительные организации в организационно-правовом отношении не могли входить в предусмотренный НК РФ перечень.
В период с 01.01.2001 по 25.12.2002 ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других законодательных актах не было указаний на перечень. Поэтому суд правомерно указал, что требование налогового органа об уплате НДФЛ принято необоснованно. То обстоятельство, что 25.12.2002 было принято Постановление Правительства РФ N 926, относящее Общероссийский общественный фонд поддержки военнослужащих "Национальный Военный Фонд" к благотворительным организациям, осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде благотворительной, суммы которой не подлежат налогообложению, не относит указанное Постановление к таковому перечню, поскольку в нем речь шла только об одной организации.
Таким образом, до принятия соответствующего перечня решающим критерием для освобождения от налогообложения единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи благотворительными организациями (фондами, объединениями), должно являться наличие государственной регистрации таких организаций как благотворительных, в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, суд обоснованно исходил из того, что с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры зарегистрирован 14.05.1993 Управлением юстиции Администрации Хабаровского края как благотворительный фонд, действующий в соответствии с целями и задачами, установленными учредительными документами, Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Законом Хабаровского края от 29.06.1999 N 140 "О государственной политике Хабаровского края в сфере благотворительной деятельности".
Фондом осуществляется благотворительная деятельность, а также предпринимательская деятельность в виде розничной торговли, прибыль от которой направляется на благотворительные цели.
Исходя из вышеизложенного вывод суда о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежат налогообложению, является правильным, так как фонд не нарушил обязанности по правильному исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ, установленной пунктом 3 статьи 24, подпунктами 1 и 6 статьи 226 НК РФ, в связи с чем отсутствуют основания для начисления пени, в соответствии со статьей 75 НК РФ, и привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством РФ по налогам и сборам.
Согласно пункту 2 названной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Из приведенных правовых норм усматривается, что сведения о доходах физических лиц обязаны представлять в налоговый орган те налоговые агенты, которые выплачивают физическим лицам доходы, а также исчисляют, удерживают из этих доходов налог на доходы физических лиц и перечисляют его в бюджет.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто налоговым органом, что суммы единовременной помощи, оказываемой физическим лицам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежали налогообложению в силу пункта 8 статьи 217 НК РФ, и поэтому вывод суда о неправомерности привлечения фонда к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ также является верным, поскольку основан на фактически установленных обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Утверждение заявителя жалобы о том, что материальная помощь носила не единовременный характер, а систематический и оказывалась по частям, не опровергает выводы суда, фактически отражает позицию налогового органа в настоящем споре и не подтверждается соответствующими доказательствами.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 108 НК РФ, инспекция обязана была представить доказательства, подтверждающие правомерность вынесения оспариваемого решения и обоснованность привлечения фонда к налоговой ответственности.
Ссылка суда первой инстанции при рассмотрении дела на положения Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, и, которым пункт 8 статьи 217 НК РФ был изложен в новой редакции, исключившей утверждение Правительством РФ перечней благотворительных организаций, не может являться основанием для отмены правильно принятого по существу спора судебного акта.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными, а сама жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2005 N Ф03-А73/05-2/2095
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/2095
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Решением суда от 30.03.2005 удовлетворено уточненное заявленное требование фонда о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа ввиду неправомерности доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 53492 руб., начисления пени в сумме 20209 руб. и, соответственно, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводом суда, инспекция подала кассационную жалобу (с учетом дополнения к ней), в которой предлагает решение суда отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявления фонду отказать.
Налоговый орган полагает, что фонд, являясь налоговым агентом, неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет сумму НДФЛ, а также не исполнил обязанность по представлению в инспекцию сведений о доходах физических лиц.
В обоснование доводов жалобы инспекция указывает, что фонд не включен в перечень организаций, освобожденных от уплаты НДФЛ в результате деятельности по оказанию благотворительной помощи, а также выплаченные им средства физическим лицам не являлись единовременной материальной помощью, так как носили систематический характер.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе и в дополнениях к ней, поддержаны представителями инспекции в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу фонд, а его представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы и просили отказать в ее удовлетворении, считая принятое по делу решение суда законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением инспекция привлекла фонд к ответственности за то, что последний неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет суммы НДФЛ за 2001 - 2004 годы и не представил сведения в налоговый орган в отношении 91 физического лица о полученных ими доходах по оказанной фондом благотворительной помощи.
Фонд зарегистрирован в качестве благотворительного органа, и данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Как правильно установлено судом, фонд в 2001 - 2004 годах оказывал благотворительную помощь физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ, не подлежат обложению, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В спорный период времени перечень российских благотворительных организаций Правительством не был утвержден и не разработан механизм вступления в него. В силу этого благотворительные организации в организационно-правовом отношении не могли входить в предусмотренный НК РФ перечень.
В период с 01.01.2001 по 25.12.2002 ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других законодательных актах не было указаний на перечень. Поэтому суд правомерно указал, что требование налогового органа об уплате НДФЛ принято необоснованно. То обстоятельство, что 25.12.2002 было принято Постановление Правительства РФ N 926, относящее Общероссийский общественный фонд поддержки военнослужащих "Национальный Военный Фонд" к благотворительным организациям, осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде благотворительной, суммы которой не подлежат налогообложению, не относит указанное Постановление к таковому перечню, поскольку в нем речь шла только об одной организации.
Таким образом, до принятия соответствующего перечня решающим критерием для освобождения от налогообложения единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи благотворительными организациями (фондами, объединениями), должно являться наличие государственной регистрации таких организаций как благотворительных, в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, суд обоснованно исходил из того, что с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры зарегистрирован 14.05.1993 Управлением юстиции Администрации Хабаровского края как благотворительный фонд, действующий в соответствии с целями и задачами, установленными учредительными документами, Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Законом Хабаровского края от 29.06.1999 N 140 "О государственной политике Хабаровского края в сфере благотворительной деятельности".
Фондом осуществляется благотворительная деятельность, а также предпринимательская деятельность в виде розничной торговли, прибыль от которой направляется на благотворительные цели.
Исходя из вышеизложенного вывод суда о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежат налогообложению, является правильным, так как фонд не нарушил обязанности по правильному исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ, установленной пунктом 3 статьи 24, подпунктами 1 и 6 статьи 226 НК РФ, в связи с чем отсутствуют основания для начисления пени, в соответствии со статьей 75 НК РФ, и привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством РФ по налогам и сборам.
Согласно пункту 2 названной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Из приведенных правовых норм усматривается, что сведения о доходах физических лиц обязаны представлять в налоговый орган те налоговые агенты, которые выплачивают физическим лицам доходы, а также исчисляют, удерживают из этих доходов налог на доходы физических лиц и перечисляют его в бюджет.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто налоговым органом, что суммы единовременной помощи, оказываемой физическим лицам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежали налогообложению в силу пункта 8 статьи 217 НК РФ, и поэтому вывод суда о неправомерности привлечения фонда к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ также является верным, поскольку основан на фактически установленных обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Утверждение заявителя жалобы о том, что материальная помощь носила не единовременный характер, а систематический и оказывалась по частям, не опровергает выводы суда, фактически отражает позицию налогового органа в настоящем споре и не подтверждается соответствующими доказательствами.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 108 НК РФ, инспекция обязана была представить доказательства, подтверждающие правомерность вынесения оспариваемого решения и обоснованность привлечения фонда к налоговой ответственности.
Ссылка суда первой инстанции при рассмотрении дела на положения Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, и, которым пункт 8 статьи 217 НК РФ был изложен в новой редакции, исключившей утверждение Правительством РФ перечней благотворительных организаций, не может являться основанием для отмены правильно принятого по существу спора судебного акта.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными, а сама жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А73/05-2/2095
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения) к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.11.2004 N 683.
Решением суда от 30.03.2005 удовлетворено уточненное заявленное требование фонда о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа ввиду неправомерности доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 53492 руб., начисления пени в сумме 20209 руб. и, соответственно, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводом суда, инспекция подала кассационную жалобу (с учетом дополнения к ней), в которой предлагает решение суда отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявления фонду отказать.
Налоговый орган полагает, что фонд, являясь налоговым агентом, неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет сумму НДФЛ, а также не исполнил обязанность по представлению в инспекцию сведений о доходах физических лиц.
В обоснование доводов жалобы инспекция указывает, что фонд не включен в перечень организаций, освобожденных от уплаты НДФЛ в результате деятельности по оказанию благотворительной помощи, а также выплаченные им средства физическим лицам не являлись единовременной материальной помощью, так как носили систематический характер.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе и в дополнениях к ней, поддержаны представителями инспекции в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу фонд, а его представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы и просили отказать в ее удовлетворении, считая принятое по делу решение суда законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением инспекция привлекла фонд к ответственности за то, что последний неправомерно не удержал с физических лиц и не уплатил в бюджет суммы НДФЛ за 2001 - 2004 годы и не представил сведения в налоговый орган в отношении 91 физического лица о полученных ими доходах по оказанной фондом благотворительной помощи.
Фонд зарегистрирован в качестве благотворительного органа, и данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Как правильно установлено судом, фонд в 2001 - 2004 годах оказывал благотворительную помощь физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ, не подлежат обложению, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В спорный период времени перечень российских благотворительных организаций Правительством не был утвержден и не разработан механизм вступления в него. В силу этого благотворительные организации в организационно-правовом отношении не могли входить в предусмотренный НК РФ перечень.
В период с 01.01.2001 по 25.12.2002 ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других законодательных актах не было указаний на перечень. Поэтому суд правомерно указал, что требование налогового органа об уплате НДФЛ принято необоснованно. То обстоятельство, что 25.12.2002 было принято Постановление Правительства РФ N 926, относящее Общероссийский общественный фонд поддержки военнослужащих "Национальный Военный Фонд" к благотворительным организациям, осуществляющим единовременную материальную помощь физическим лицам в виде благотворительной, суммы которой не подлежат налогообложению, не относит указанное Постановление к таковому перечню, поскольку в нем речь шла только об одной организации.
Таким образом, до принятия соответствующего перечня решающим критерием для освобождения от налогообложения единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи благотворительными организациями (фондами, объединениями), должно являться наличие государственной регистрации таких организаций как благотворительных, в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, суд обоснованно исходил из того, что с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры зарегистрирован 14.05.1993 Управлением юстиции Администрации Хабаровского края как благотворительный фонд, действующий в соответствии с целями и задачами, установленными учредительными документами, Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Законом Хабаровского края от 29.06.1999 N 140 "О государственной политике Хабаровского края в сфере благотворительной деятельности".
Фондом осуществляется благотворительная деятельность, а также предпринимательская деятельность в виде розничной торговли, прибыль от которой направляется на благотворительные цели.
Исходя из вышеизложенного вывод суда о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 217 НК РФ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежат налогообложению, является правильным, так как фонд не нарушил обязанности по правильному исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ, установленной пунктом 3 статьи 24, подпунктами 1 и 6 статьи 226 НК РФ, в связи с чем отсутствуют основания для начисления пени, в соответствии со статьей 75 НК РФ, и привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством РФ по налогам и сборам.
Согласно пункту 2 названной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Из приведенных правовых норм усматривается, что сведения о доходах физических лиц обязаны представлять в налоговый орган те налоговые агенты, которые выплачивают физическим лицам доходы, а также исчисляют, удерживают из этих доходов налог на доходы физических лиц и перечисляют его в бюджет.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто налоговым органом, что суммы единовременной помощи, оказываемой физическим лицам в виде благотворительной помощи со стороны фонда, не подлежали налогообложению в силу пункта 8 статьи 217 НК РФ, и поэтому вывод суда о неправомерности привлечения фонда к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ также является верным, поскольку основан на фактически установленных обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Утверждение заявителя жалобы о том, что материальная помощь носила не единовременный характер, а систематический и оказывалась по частям, не опровергает выводы суда, фактически отражает позицию налогового органа в настоящем споре и не подтверждается соответствующими доказательствами.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 108 НК РФ, инспекция обязана была представить доказательства, подтверждающие правомерность вынесения оспариваемого решения и обоснованность привлечения фонда к налоговой ответственности.
Ссылка суда первой инстанции при рассмотрении дела на положения Федерального закона от 30.12.2004 N 212-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, и, которым пункт 8 статьи 217 НК РФ был изложен в новой редакции, исключившей утверждение Правительством РФ перечней благотворительных организаций, не может являться основанием для отмены правильно принятого по существу спора судебного акта.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными, а сама жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2005 по делу N А73-14214/2004-12 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)