Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.04.2007 ПО ДЕЛУ N А40-1102/07-98-9

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 28 апреля 2007 г. Дело N А40-1102/07-98-9

Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2007 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи К., при ведении протокола судебного заседания судьей К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" к МИФНС России по КН N 1 о признании незаконным решения от 26.09.2006 N 52/1467, недействительными требований N 242 от 27.09.2006, N 459 от 27.09.2006, с участием от заявителя: М., дов. от 09.10.2006; К.Д., дов. от 28.02.2007; от ответчика: К.Н., дов. от 30.11.2006,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Полярное Сияние" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.09.2006 N 52/1467 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, недействительными требований N 242 от 27.09.2006 об уплате налоговой санкции, N 459 от 27.09.2006 об уплате налога.
В обоснование своих требований заявитель указал, что общество обоснованно применило нормативные потери, что не повлекло занижение налоговой базы при добыче полезных ископаемых и суммы налога на добычу полезных ископаемых, в связи с чем оспариваемые решение и требования не соответствуют закону и грубо нарушают права и законные интересы общества, необоснованно возлагают на заявителя обязанности по уплате налога, пени и налоговых санкций.
Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемом решении, указав, что в нарушение п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. п. 4, 5 Постановления Правительства N 921 от 29.12.2001 обществом неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 60 т обезвоженной нефти.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (основную и уточненную) за март 2006 г. (т. 1 л.д. 22 - 43).
По результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки было вынесено решение N 52/1467 от 26.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также обществу направлены требование об уплате налога N 459 по состоянию на 27.09.2006 на общую сумму задолженности 137570,90 руб., в том числе по налогам - 130315,80 руб., по пени - 7255,10 руб.; требование об уплате налоговой санкции N 242 от 27.09.2006 на сумму 25206,91 руб.
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 Кодекса и п. п. 4, 5 Постановления Правительства N 921 от 29.12.2001 обществом неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 60 т обезвоженной нефти.
Свою позицию инспекция мотивирует тем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительством РФ от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление).
Согласно п. 5 Постановления, нормативы потерь углеводного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором. Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство по налогам и сборам РФ в 10-дневный срок с момента их утверждения.
Однако до инспекции нормативы потерь углеводного сырья на 2006 год в соответствии с Постановлением не были доведены. В связи с чем, обществом в нарушение п. 5 Постановления, в соответствии с которым при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, неправомерно применена ставка 0% полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 60 т обезвоженной нефти.
Суд считает доводы инспекции необоснованными, поскольку в данном случае налоговый орган должен был использовать нормативы потерь, утвержденные для общества на предшествующий год - 2005 год, сведения о которых имелись в распоряжении инспекции.
Как установлено судом, общество в декабре 2005 г. направило на утверждение нормативы потерь на 2006 г. в Министерство промышленности и энергетики - федеральный орган исполнительной власти, являющийся правопреемником Министерства энергетики РФ. Однако до настоящего момента нормативы потерь в установленном законом порядке не утверждены.
В отношении общества нормативы потерь нефти были утверждены 06.06.2005 Зам. Министра промышленности и энергетики по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Ростехнадзором (т. 1 л.д. 98 - 104).
В 2006 году новые нормативы технологических потерь (ниже, чем норматив 2005 г.) по заказу общества были подготовлены ВНИИОЭНГ (копия отчета о НИР разработка нормативов технологических потерь нефти - т 1 л.д. 105 - 149) и направлены для утверждения в Минпромэнерго РФ (копии подтверждающих писем ОАО НК Роснефть - т 2 л.д. 1 - 3).
22.11.2006 протоколом рабочей группы по рассмотрению материалов нормативов потерь углеводородного сырья Минпромэнерго России подготовленные ВНИИОЭНГ для общества нормативы потерь были одобрены и рекомендованы к утверждению (т. 2 л.д. 4 - 12).
Однако до настоящего момента новые нормативы потерь не были утверждены Минпромэнерго России по объективным причинам, поскольку в соответствии с Письмом Министерства юстиции РФ от 26.12.2005 N 01/101.24-63 соответствующий ненормативный правовой акт, устанавливающий процедуру утверждения нормативов потерь - Приказ Минпромэнерго РФ N 175 от 20.12.2005 не был зарегистрирован в Минюсте РФ, как противоречащий законодательству.
Указанная позиция Минюста РФ обусловлена тем, что в Положении "О Министерстве промышленности и энергетики РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ 16.06.2004, Минпромэнерго не предоставлено право "утверждать документ об утверждении нормативов потерь углеводородного сырья...". До настоящего момента изменения в Положение о Минпромэнерго в этой связи Правительством не внесены.
Таким образом, несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по не зависящим от налогоплательщика причинам не может влиять на право заявителя воспользоваться налоговой льготой в виде применения при расчете сумм по налогу на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0%.
Позиция налогового органа также противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с данным нормативным правовым актом в ст. 342 Налогового кодекса РФ внесены изменения в том числе о том, что в случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Указанный Федеральный закон был официально опубликован в Российской газете N 165 от 29.07.2006. Закон вступил в силу с 1 января 2007 г., а п. 2 ст. 3 Закона устанавливает, что положения подпункта 1 пункта 1 ст. 342 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Таким образом, инспекция располагала сведениями о правах общества на момент вынесения оспариваемых ненормативных актов.
Кроме того, обществом при подготовке налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствии с положениями п. 1 ст. 342 Кодекса применены нормативы потерь нефти ниже нормативов потерь, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 921 от 29.12.2001, и протоколом Ростехнадзора N 1-05 рассмотрения Программы развития горных работ на 2006 год от 05.12.2005.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства суд считает, что заявленные требования общества о признании незаконным решения, а также выставленных на основании него требований об уплате налога и налоговых санкций подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение МИФНС России по КН N 1 от 26.09.2006 N 52/1467 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в отношении ООО "Компания Полярное Сияние".
Признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требования МИФНС России по КН N 1: N 459 от 27.09.2006 об уплате налога по состоянию на 27.09.2006; N 242 от 27.09.2006 об уплате налоговой санкции, направленные в адрес ООО "Компания Полярное Сияние".
Возвратить ООО "Компания Полярное Сияние" из соответствующего бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.







АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2007 г. Дело N А40-1102/07-98-9

Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2007 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи К., при ведении протокола судебного заседания судьей К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" к МИФНС России по КН N 1 о признании незаконным решения от 26.09.2006 N 52/1467, недействительными требований N 242 от 27.09.2006, N 459 от 27.09.2006, с участием от заявителя: М., дов. от 09.10.2006; К.Д., дов. от 28.02.2007; от ответчика: К.Н., дов. от 30.11.2006,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Полярное Сияние" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.09.2006 N 52/1467 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, недействительными требований N 242 от 27.09.2006 об уплате налоговой санкции, N 459 от 27.09.2006 об уплате налога.
В обоснование своих требований заявитель указал, что общество обоснованно применило нормативные потери, что не повлекло занижение налоговой базы при добыче полезных ископаемых и суммы налога на добычу полезных ископаемых, в связи с чем оспариваемые решение и требования не соответствуют закону и грубо нарушают права и законные интересы общества, необоснованно возлагают на заявителя обязанности по уплате налога, пени и налоговых санкций.
Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемом решении, указав, что в нарушение п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. п. 4, 5 Постановления Правительства N 921 от 29.12.2001 обществом неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 60 т обезвоженной нефти.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (основную и уточненную) за март 2006 г. (т. 1 л.д. 22 - 43).
По результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки было вынесено решение N 52/1467 от 26.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также обществу направлены требование об уплате налога N 459 по состоянию на 27.09.2006 на общую сумму задолженности 137570,90 руб., в том числе по налогам - 130315,80 руб., по пени - 7255,10 руб.; требование об уплате налоговой санкции N 242 от 27.09.2006 на сумму 25206,91 руб.
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 Кодекса и п. п. 4, 5 Постановления Правительства N 921 от 29.12.2001 обществом неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 60 т обезвоженной нефти.
Свою позицию инспекция мотивирует тем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительством РФ от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление).
Согласно п. 5 Постановления, нормативы потерь углеводного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором. Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство по налогам и сборам РФ в 10-дневный срок с момента их утверждения.
Однако до инспекции нормативы потерь углеводного сырья на 2006 год в соответствии с Постановлением не были доведены. В связи с чем, обществом в нарушение п. 5 Постановления, в соответствии с которым при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, неправомерно применена ставка 0% полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 60 т обезвоженной нефти.
Суд считает доводы инспекции необоснованными, поскольку в данном случае налоговый орган должен был использовать нормативы потерь, утвержденные для общества на предшествующий год - 2005 год, сведения о которых имелись в распоряжении инспекции.
Как установлено судом, общество в декабре 2005 г. направило на утверждение нормативы потерь на 2006 г. в Министерство промышленности и энергетики - федеральный орган исполнительной власти, являющийся правопреемником Министерства энергетики РФ. Однако до настоящего момента нормативы потерь в установленном законом порядке не утверждены.
В отношении общества нормативы потерь нефти были утверждены 06.06.2005 Зам. Министра промышленности и энергетики по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Ростехнадзором (т. 1 л.д. 98 - 104).
В 2006 году новые нормативы технологических потерь (ниже, чем норматив 2005 г.) по заказу общества были подготовлены ВНИИОЭНГ (копия отчета о НИР разработка нормативов технологических потерь нефти - т 1 л.д. 105 - 149) и направлены для утверждения в Минпромэнерго РФ (копии подтверждающих писем ОАО НК Роснефть - т 2 л.д. 1 - 3).
22.11.2006 протоколом рабочей группы по рассмотрению материалов нормативов потерь углеводородного сырья Минпромэнерго России подготовленные ВНИИОЭНГ для общества нормативы потерь были одобрены и рекомендованы к утверждению (т. 2 л.д. 4 - 12).
Однако до настоящего момента новые нормативы потерь не были утверждены Минпромэнерго России по объективным причинам, поскольку в соответствии с Письмом Министерства юстиции РФ от 26.12.2005 N 01/101.24-63 соответствующий ненормативный правовой акт, устанавливающий процедуру утверждения нормативов потерь - Приказ Минпромэнерго РФ N 175 от 20.12.2005 не был зарегистрирован в Минюсте РФ, как противоречащий законодательству.
Указанная позиция Минюста РФ обусловлена тем, что в Положении "О Министерстве промышленности и энергетики РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ 16.06.2004, Минпромэнерго не предоставлено право "утверждать документ об утверждении нормативов потерь углеводородного сырья...". До настоящего момента изменения в Положение о Минпромэнерго в этой связи Правительством не внесены.
Таким образом, несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по не зависящим от налогоплательщика причинам не может влиять на право заявителя воспользоваться налоговой льготой в виде применения при расчете сумм по налогу на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0%.
Позиция налогового органа также противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с данным нормативным правовым актом в ст. 342 Налогового кодекса РФ внесены изменения в том числе о том, что в случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Указанный Федеральный закон был официально опубликован в Российской газете N 165 от 29.07.2006. Закон вступил в силу с 1 января 2007 г., а п. 2 ст. 3 Закона устанавливает, что положения подпункта 1 пункта 1 ст. 342 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Таким образом, инспекция располагала сведениями о правах общества на момент вынесения оспариваемых ненормативных актов.
Кроме того, обществом при подготовке налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствии с положениями п. 1 ст. 342 Кодекса применены нормативы потерь нефти ниже нормативов потерь, утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 921 от 29.12.2001, и протоколом Ростехнадзора N 1-05 рассмотрения Программы развития горных работ на 2006 год от 05.12.2005.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства суд считает, что заявленные требования общества о признании незаконным решения, а также выставленных на основании него требований об уплате налога и налоговых санкций подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение МИФНС России по КН N 1 от 26.09.2006 N 52/1467 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в отношении ООО "Компания Полярное Сияние".
Признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требования МИФНС России по КН N 1: N 459 от 27.09.2006 об уплате налога по состоянию на 27.09.2006; N 242 от 27.09.2006 об уплате налоговой санкции, направленные в адрес ООО "Компания Полярное Сияние".
Возвратить ООО "Компания Полярное Сияние" из соответствующего бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)