Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011
по делу N А12-18902/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (HOFFNUNG), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области о возврате из бюджета излишне уплаченного и взысканного налога, при участии третьих лиц: администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (HOFFNUNG) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - инспекция) произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 109 рублей и 30 рублей 41 копейки пеней в счет погашения задолженности по названному налогу и пени; обязании инспекции осуществить возврат из местного бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2000-2004 годы в сумме 31 936 рублей 49 копеек и 3496 рублей 05 копеек пеней, излишне взысканного земельного налога за 2000 - 2004 годы в сумме 94 959 рублей 16 копеек и 15 006 рублей 39 копеек пеней (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 заявление общества удовлетворено частично, суд обязал инспекцию произвести обществу зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 109 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 30 рублей 41 копеек в счет погашения задолженности по земельному налогу в сумме 109 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 30 рублей 41 копеек; осуществить возврат из местного бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 31 931 рублей 49 копеек, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2754 рублей 55 копеек; осуществить возврат из местного бюджета излишне взысканного земельного налога в сумме 94 959 рублей 16 копеек, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 15 006 рублей 39 копеек; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Камышинского района Волгоградской области (далее - администрация) от 29.07.1993 N 238-П заявителю отведен земельный участок общей площадью 64,4 га пастбищ для строительства производственных объектов, жилья и соцкультбыта.
Постановлением администрации от 13.01.1997 N 5-П из земель общества в введение администрации Галкинского сельсовета передан земельный участок общей площадью 46,4 га, в постоянном пользовании общества оставлен земельный участок площадью 18,0 га.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок, оставленный заявителю, отнесен к категории "земель сельскохозяйственного назначения".
Инспекция в адрес общества направила уведомление от 23.08.2006 N 14-28/11393, в которым сообщила о непредставлении налогоплательщиком налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал и полугодие 2006 года и известила налогоплательщика о необходимости уточнить налоговые обязательства в налоговом органе или представить требуемую отчетность по земельному участку с кадастровым номером 34:10:040002:0031, площадью 180 000 кв. м и кадастровой стоимостью 6858 рублей.
Получив данное уведомление, налогоплательщик пришел к выводу о том, что им с 1993 по 2005 годы излишне уплачен земельный налог за земельный участок площадью 180 000 кв. м, как за земли "населенных пунктов (поселки)", тогда как следовало учитывать категорию функционального использования "земельные участки сельскохозяйственного назначения "пастбища".
Налогоплательщик 13.12.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о проведении сверки излишне уплаченных сумм налога и о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога.
Письмом от 04.02.2008 N 06-07/3/01967 налоговый орган предложил обществу представить соответствующие уточненные налоговые декларации за установленные отчетные (налоговые) периоды в порядке статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество представило уточненные налоговые декларации за 1993-2004 годы.
Письмами от 14.03.2008 N 14-11/3/17454б, от 28.05.2008 N 14-11/3-68474б инспекция уведомила налогоплательщика о невозможности проведения представленных уточненных налоговых деклараций в связи с истечением срока исковой давности по представлению отчетности.
Посчитав неправомерными действия налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества частично, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статьями 78, 79 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, установлено, что сумма излишне уплаченного налога и излишне взысканного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренными настоящими статьями.
Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 8, 9 статьи 78 Кодекса).
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (статья 79 Кодекса).
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Судами установлено, что с момента выявления обществом факта излишней уплаты налога - 23.08.2006, и на момент обращения в арбитражный суд с иском о возврате излишне уплаченного налога - 20.11.2008, трехлетний срок исковой давности не истек.
При этом как отмечено судами, спорный земельный участок площадью 180 000 кв. м с кадастровым номером 34:10:040002:31 в оспариваемый период относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка от 10.03.2009 и кадастровым паспортом земельного участка от 27.07.2010.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и представленные обществом документы, суды установили, что сумма уплаченного налога за спорный период составила 32 400 рублей, пени - 2784 рублей 97 копеек. При этом с учетом ставок земельного налога, установленных законами Волгоградской области, обществом в 2000-2004 годах подлежал уплате земельный налог в размере 359 рублей 51 копеек, вместо уплаченного налогоплательщиком налога в сумме 145 150 рублей 52 копеек. Правильность расчета налоговым органом не оспаривается.
С учетом имеющейся текущей задолженности по земельному налогу и пени, которую заявитель не оспаривает, суды произвели зачет излишне уплаченного налога и пени в счет погашения задолженности и признали излишне уплаченным налог в сумме 31 931 рублей 49 копеек, пени - 2754 рублей 56 копеек, излишне взысканным налог в сумме 94 959 рублей 16 копеек, пени - 15 006 рублей 39 копеек.
Судебная коллегия считает, что выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, им не противоречат и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А12-18902/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.12.2011 ПО ДЕЛУ N А12-18902/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. по делу N А12-18902/2008
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011
по делу N А12-18902/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (HOFFNUNG), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области о возврате из бюджета излишне уплаченного и взысканного налога, при участии третьих лиц: администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (HOFFNUNG) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - инспекция) произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 109 рублей и 30 рублей 41 копейки пеней в счет погашения задолженности по названному налогу и пени; обязании инспекции осуществить возврат из местного бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2000-2004 годы в сумме 31 936 рублей 49 копеек и 3496 рублей 05 копеек пеней, излишне взысканного земельного налога за 2000 - 2004 годы в сумме 94 959 рублей 16 копеек и 15 006 рублей 39 копеек пеней (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 заявление общества удовлетворено частично, суд обязал инспекцию произвести обществу зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 109 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 30 рублей 41 копеек в счет погашения задолженности по земельному налогу в сумме 109 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 30 рублей 41 копеек; осуществить возврат из местного бюджета излишне уплаченного земельного налога в сумме 31 931 рублей 49 копеек, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2754 рублей 55 копеек; осуществить возврат из местного бюджета излишне взысканного земельного налога в сумме 94 959 рублей 16 копеек, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 15 006 рублей 39 копеек; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Камышинского района Волгоградской области (далее - администрация) от 29.07.1993 N 238-П заявителю отведен земельный участок общей площадью 64,4 га пастбищ для строительства производственных объектов, жилья и соцкультбыта.
Постановлением администрации от 13.01.1997 N 5-П из земель общества в введение администрации Галкинского сельсовета передан земельный участок общей площадью 46,4 га, в постоянном пользовании общества оставлен земельный участок площадью 18,0 га.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок, оставленный заявителю, отнесен к категории "земель сельскохозяйственного назначения".
Инспекция в адрес общества направила уведомление от 23.08.2006 N 14-28/11393, в которым сообщила о непредставлении налогоплательщиком налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал и полугодие 2006 года и известила налогоплательщика о необходимости уточнить налоговые обязательства в налоговом органе или представить требуемую отчетность по земельному участку с кадастровым номером 34:10:040002:0031, площадью 180 000 кв. м и кадастровой стоимостью 6858 рублей.
Получив данное уведомление, налогоплательщик пришел к выводу о том, что им с 1993 по 2005 годы излишне уплачен земельный налог за земельный участок площадью 180 000 кв. м, как за земли "населенных пунктов (поселки)", тогда как следовало учитывать категорию функционального использования "земельные участки сельскохозяйственного назначения "пастбища".
Налогоплательщик 13.12.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о проведении сверки излишне уплаченных сумм налога и о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога.
Письмом от 04.02.2008 N 06-07/3/01967 налоговый орган предложил обществу представить соответствующие уточненные налоговые декларации за установленные отчетные (налоговые) периоды в порядке статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество представило уточненные налоговые декларации за 1993-2004 годы.
Письмами от 14.03.2008 N 14-11/3/17454б, от 28.05.2008 N 14-11/3-68474б инспекция уведомила налогоплательщика о невозможности проведения представленных уточненных налоговых деклараций в связи с истечением срока исковой давности по представлению отчетности.
Посчитав неправомерными действия налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества частично, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статьями 78, 79 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, установлено, что сумма излишне уплаченного налога и излишне взысканного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренными настоящими статьями.
Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 8, 9 статьи 78 Кодекса).
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (статья 79 Кодекса).
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Судами установлено, что с момента выявления обществом факта излишней уплаты налога - 23.08.2006, и на момент обращения в арбитражный суд с иском о возврате излишне уплаченного налога - 20.11.2008, трехлетний срок исковой давности не истек.
При этом как отмечено судами, спорный земельный участок площадью 180 000 кв. м с кадастровым номером 34:10:040002:31 в оспариваемый период относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается кадастровой выпиской земельного участка от 10.03.2009 и кадастровым паспортом земельного участка от 27.07.2010.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и представленные обществом документы, суды установили, что сумма уплаченного налога за спорный период составила 32 400 рублей, пени - 2784 рублей 97 копеек. При этом с учетом ставок земельного налога, установленных законами Волгоградской области, обществом в 2000-2004 годах подлежал уплате земельный налог в размере 359 рублей 51 копеек, вместо уплаченного налогоплательщиком налога в сумме 145 150 рублей 52 копеек. Правильность расчета налоговым органом не оспаривается.
С учетом имеющейся текущей задолженности по земельному налогу и пени, которую заявитель не оспаривает, суды произвели зачет излишне уплаченного налога и пени в счет погашения задолженности и признали излишне уплаченным налог в сумме 31 931 рублей 49 копеек, пени - 2754 рублей 56 копеек, излишне взысканным налог в сумме 94 959 рублей 16 копеек, пени - 15 006 рублей 39 копеек.
Судебная коллегия считает, что выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, им не противоречат и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А12-18902/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)