Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2010 ПО ДЕЛУ N А05-1503/2010

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. по делу N А05-1503/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
при участии представителя общества Кузнецовой Н.А. по доверенности от 31.12.2009 N 7-148/юр, представителя налогового органа Гладких О.С. по доверенности от 14.07.2010 N 02-10/08338,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2010 года по делу N А05-1503/2010 (судья Ипаев С.Г.),
установил:

открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 29 717 600 руб. и пеней в размере 4 457 567 руб. и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2010 года заявленные требования общества удовлетворены: признано незаконным бездействие инспекции по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 29 717 600 руб. и пеней в размере 4 457 567 руб. Тем же решением суда на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из лицевого счета задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 29 717 600 руб. и пеней в размере 4 457 567 руб. Также с налогового органа в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Ответчик с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2010 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что порядок списания спорной задолженности законодательством не урегулирован. Также указывает, что решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 сентября 2001 года по делу N А05-7095/01-339/18 ответчиком исполнено, в карточке расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, отражены в качестве исполненной обязанности налогоплательщика денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные в бюджет, в сумме 29 717 600 руб. по налогу и 4 457 567 руб. по пеням.
Общество в отзыве отклонило доводы, приведенные в жалобе, просило оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы и требования, содержащиеся в жалобе, представитель общества - доводы и требования, изложенные в отзыве.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, обществом в инспекцию подано заявление от 10.11.2009 N 5/5498 о принятии решения о признании безнадежной ко взысканию и списанию недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 29 717 600 руб. и задолженности по пеням в размере 4 457 567 руб. В данном заявлении налогоплательщик, ссылаясь на пункт 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указал, что задолженность по налогу на прибыль и пеням в указанном размере погашена обществом в августе 1999 года через коммерческий банк "Резон Банк" (далее - КБ "Резон Банк"), однако перечисление этих денежных сумм в бюджетную систему Российской Федерации не произведено. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) КБ "Резон Банк" 30.12.2002 ликвидирован. В связи с этим за обществом числится задолженность по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и пеням в названном размере.
По результатам рассмотрения данного заявления инспекцией принято решение, зафиксированное в письме от 17.12.2009 N 11-17/1/17259@, об отказе в признании такой задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании. При этом налоговый орган указал на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" не установлен порядок списания такой задолженности, в связи с чем оснований для ее списания не имеется.
Не согласившись с этим, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным с учетом следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 названного Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи Кодекса, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
На основании подпункта 1 пункта 4 указанной статьи Кодекса обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
С учетом анализа данных правовых норм судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что признание обязанности налогоплательщика исполненной не ставится законодателем в зависимость от исполнения банком своих обязательств и обязанностей по договору банковского счета, в том числе в зависимость от даты списания банком денежных средств со счета налогоплательщика.
В рассматриваемой ситуации общество в обоснование заявления от 10.11.2009 N 5/5498 ссылалось на то, что задолженность по налогу на прибыль и пеням им погашена.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 сентября 2001 года по делу N А05-7095/01-339/18 обязанность общества по уплате налога признана исполненной, а бездействие должностного лица Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Новодвинску (предыдущее место постановки заявителя на налоговый учет), выразившееся в отказе произвести запись в лицевом счете общества о перечислении 29 717 600 руб. налога на прибыль в федеральный бюджет, неправомерным. Данный судебный акт оставлен без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 6 ноября 2001 года.
С учетом этого судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обязанность общества по погашению задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 29 717 600 руб. и пеням в размере 4 457 567 руб. является исполненной.
Между тем в справке налогового органа (форма 39-1) N 2318 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.08.2009 задолженность по налогу на прибыль и пеням в названном размере отражена как имеющаяся. Данный факт свидетельствует о том, что перечисление в федеральный бюджет спорной задолженности не произведено.
Из пункта 1 статьи 60 НК РФ следует, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 3.1 статьи 60 названного Кодекса определено, что при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.
Согласно пункту 3 статьи 59 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ) суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы. Эта норма действует с 01.01.2009 в отношении сумм налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до 01.01.2009 (пункт 8 статьи 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
В данном случае, как ранее отмечено, решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 сентября 2001 года по делу N А05-7095/01-339/18, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 6 ноября 2001 года, бездействие должностного лица Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Новодвинску (предыдущее место постановки заявителя на налоговый учет), выразившееся в отказе произвести запись в лицевом счете общества о перечислении 29 717 600 руб. налога на прибыль в федеральный бюджет, признано неправомерным.
Обществом к заявлению от 10.11.2009 N 5/5498 о принятии решения о признании безнадежной ко взысканию и списанию недоимки по налогу на прибыль и пеней приложена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой КБ "Резон Банк" 30.12.2002 ликвидирован по решению суда.
Согласно справке инспекции N 125 общество по состоянию на 14.08.2009 не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Между тем в соответствии со справкой налогового органа от 14.08.2009 N 2318 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма N 39-1) такая задолженность отражена.
Судом первой инстанции установлено и в протоколе судебного заседания от 22.04.2010 зафиксировано, что в строке 2 названной справки от 14.08.2009 N 2318 налог на прибыль в сумме 29 717 600 руб. и пени в размере 4 457 567 руб. отражены как уплаченные, а в строке 1 справки - недоимка по налогу на прибыль в сумме 11 200 900 руб. 71 коп. и задолженность по пеням в размере 4 313 140 руб. 13 коп. При этом недоимка по налогу в сумме 11 200 900 руб. 71 коп. отражена как разница между недоимкой по налогу на прибыль в размере 29 717 600 руб. и последующими переплатами по налогу на прибыль. Налог на прибыль в сумме 29 717 600 руб. числится в лицевом счете налогоплательщика как условно уплаченный.
Между тем из акта совместной сверки расчетов по налогу на прибыль N 284 по состоянию на 10.03.2010 следует, что по данным инспекции общество имеет недоимку по налогу в сумме 12 990 347 руб. 71 коп. и задолженность по пеням в размере 4 340 966 руб. 11 коп. При этом в графе "Расхождения" заявителем указана переплата по налогу в размере 16 727 252 руб. 29 коп. и отсутствие задолженности по уплате пеней.
Из письменных пояснений общества от 22.04.2010 N 7-1-2-юр следует, что сумма недоимки по налогу в размере 12 990 347 руб. 71 коп. и сумма переплаты в размере 16 727 2582 руб. 29 коп. составляют в совокупности сумму налога на прибыль в размере 29 717 600 руб., которую налоговая инспекция продолжает учитывать как недоимку по налогу.
С учетом таких обстоятельств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что бездействие ответчика по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 29 717 600 руб. и пеней в размере 4 457 567 руб., не соответствует пункту 3 статьи 59 НК РФ.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что ответчиком решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 сентября 2001 года по делу N А05-7095/01-339/18 исполнено, в карточке расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, отражены в качестве исполненной обязанности налогоплательщика денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные в бюджет, в сумме 29 717 600 руб. по налогу и 4 457 567 руб. по пеням. Между тем данный довод ответчика противоречит вышеназванным обстоятельствам дела, в связи с чем является несостоятельным.
Ссылка подателя жалобы на письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-02-07/1-13 является несостоятельной, поскольку названное письмо официально не опубликовано, в Минюсте РФ не зарегистрировано, в связи с чем носит разъяснительный, а не нормативный характер.
Обязанность по устранению нарушенного права и законных интересов заявителя правомерно возложена судом на инспекцию в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Судебные расходы по оплате госпошлины распределены в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам и материалам дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В жалобе приведены доводы, направленные на пересмотр выводов суда первой инстанции. Жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 апреля 2010 года по делу N А05-1503/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)