Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Белых А.Б. по доверенности N 1 от 21.09.2007 г.
от ответчика: Иост Ю.А. по доверенности N 1 от 24.09.2007 г. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 26 февраля 2008 года по делу N А03-11892/07-18 (судья Тэрри Р.В.)
по заявлению государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Волчихинское дорожное ремонтно-строительное управление"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю
о признании недействительным в части решения N РА-59-11 от 12.10.2007 г.,
установил:
Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края "Волчихинское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее по тексту ГУП "Волчихинское ДРСУ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю (далее по тексту Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.10.2007 года N РА-59-11 в части неуплаты налога на прибыль организации за 2004 год в сумме 204 000 руб., штрафа в размере 44 647 руб., пени в сумме 70 382 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.02.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- - не дачи судом оценки не отражения ГУП "Волчихинское ДРСУ" сформированного и списанного единовременно в августе 2004 г. резерва на затраты (на 20 счет) в сумме 850000 руб., неиспользованный резерв на 01.01.2005 г. в нарушение ст. ст. 324, 346.17 НК РФ не включен предприятием в доходы организации по итогам 2004 года, что повлекло занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
- - суд лишь сослался на использование денежных средств на текущие расходы первого квартала 2005 года, не проверив факт документального расходования денежных средств; вывод суда об учете расходов при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по итогам 2004 года не подтвержден доказательствами.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 13.05.08 г.) и его представитель в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что правильно созданный в соответствии с законодательством ремонтный фонд (резерв под предстоящие ремонты основных средств) не подлежал включению в доходную часть налоговой базы, он также не подлежит включению в состав внереализационных доходов на конец налогового периода в соответствии с гл. 25 НК РФ (если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает целесообразным не отказываться от накоплений для финансирования ремонта); Инспекция не представила убедительных доказательств того, что данный резерв был создан необоснованно, а также о том, что резерв, не мог быть использован в первом квартале 2005 года, а подлежал включению в состав доходов для целей налогообложения за налоговый период 2004 года; Налоговый кодекс не предусматривает запрета на создание резервного фонда налогоплательщиком при переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ; доводы налогового органа о том, что резерв был сформирован с нарушением ст. 324 НК РФ не могут служить основанием к утрате права налогоплательщика на исключение сумм резерва из налогообложения по налогу на прибыль и возложения на налогоплательщика обязанности, как перешедшего на упрощенную систему налогообложения, дополнительной не предусмотренной законом обязанности по уплате налога на прибыль.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.02.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 8 по Алтайскому краю проведена выездная налоговая проверка ГУП "Волчихинское ДРСУ", по результатам которой составлен акт N АП-62-11 от 11.09.2007 г., заместителем начальника Инспекции принято решение N РА-59-11 от 12.10.2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 66 720, в том числе за неуплату налога на прибыль за 2004 год в размере 40 800 рублей, организации предложено уплатить налоги в сумме 333 600 рублей, в том числе налога на прибыль за 2004 год в размере 204 000 руб., пени в сумме 123 497 руб., в том числе по налогу на прибыль за 2004 год в размере 70 382 руб.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужило не включение ГУП "Волчихинское ДРСУ" в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 год во внереализационные доходы суммы неиспользованного резерва, что привело к занижению налоговой базы для исчисления налога на прибыль на 850 000 рублей.
Полагая, что указанное решение Инспекции в части доначисления налога на прибыль за 2004 год, соответствующих сумм штрафа и пени является незаконным, ГУП "Волчихинское ДРСУ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления Инспекцией доказательств необоснованности создания резерва и невозможности его использования в первом квартале 2005 года, наличия единственной цели создания данного резерва с учетом намерений налогоплательщика перейти на упрощенную систему налогообложения для причинения ущерба бюджету, виновности юридического лица в совершении налогового правонарушения; отсутствия запрета в налоговом законодательстве на создание резерва при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со ст. 246 НК РФ, в проверяемый период ГУП "Волчихинское ДРСУ" являлось плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
При этом расходами, в соответствии со ст. 252 НК РФ, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу п. 24 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 НК РФ.
Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ, для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ, пунктом 2 которой предусмотрено, что налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
Учетной политикой ГУП "Волчихинское ДРСУ", утвержденной приказом N 9 от 26.01.2004 г., предусмотрено создание предприятием резервов на ремонт техники, тринадцатую зарплату и на выплату отпускных (л.д. 85, 86).
Счет 96 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 г. N 94 н).
Согласно данным счета 96 ГУП "Волчихинское ДРСУ" (л.д. 87, 89, 90), организацией создан резерв, на формирование которого в августе 2004 года направлена сумма в размере 850 000 рублей; бухгалтерского баланса на 1 января 2005 года (л.д. 90), отчета об изменениях капитала за 2004 год (л.д. 93), пояснениям главного бухгалтера (л.д. 88), указанная сумма резерва не была использована в соответствующем налоговом периоде - 2004 г. и списана на убытки первого квартала за счет созданного резерва.
Факт не использования резерва в сумме 850000 руб. по состоянию на 01.01.2005 г. налоговым органом не оспаривается.
При этом правовая природа резерва Инспекцией не устанавливалась, оспариваемым решением также не установлена невозможность создания предприятием резерва, произведенные ремонтные работы по представленным предприятием справкам (л.д. 67 - 71), смета на ремонт техники (л.д. 105) не исследовались.
Поскольку сумма резерва направлена предприятием на накопление средств для финансирования ремонта основных средств согласно смете (иное Инспекцией не доказано, в решении N РА-59-11 указано на формирование и списания резерва на затраты (на счет 20)) в течение более одного налогового периода, на конец 2004 г. ремонтные работы по смете не были завершены, остаток неиспользованного резерва являлся переходящим на 31.12.2004 г.
В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения при определении объекта учитывает в составе доходов внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, в виде сумм восстановительных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила, в том числе: не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, сформировав резерв в 2004 г. и отнеся резервный фонд в размере 850000 руб. на расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (обратного Инспекцией не доказано), предприятие в первом квартале 2005 г. включило указанные расходы во внереализационный доход в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
При этом в обоснование невозможности применения налогоплательщиком положений п. 1 ст. 346.15 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 7 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, Инспекцией никаких законодательных положений не приведено; а равно не доказано, как верно указал суд первой инстанции, что единственной целью создания резервного фонда с учетом намерения налогоплательщика перейти на упрощенную систему налогообложения явилась цель причинения ущербу публично-правовым интересам.
Доводам Инспекции в части нарушения налогоплательщикам порядка формирования резерва, при не установлении его правовой природы, не дачи оценки сезонности характера работ предприятия, выделения бюджетных средств для финансирования работ по ремонту, не доказанности отсутствия разумных экономический и деловых целей при формировании резерва, не опровержении самого факта производства ремонтных работ и необходимости таких работ, судом первой инстанции дана надлежащая оценка о том, что данное обстоятельство не может служить основанием к утрате права налогоплательщика на исключение сумм резерва из налогообложения по налогу на прибыль и возложения на него, как перешедшего на упрощенную систему налогообложения, дополнительной не предусмотренной законом обязанности по уплате налога на прибыль, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка Инспекции в апелляционной жалобе на не проверку судом отражения спорной суммы в декларации по упрощенной системе налогообложения, отклоняется апелляционным судом; право налогоплательщика на учет в составе внереализационных доходов суммы данного резерва в силу вышеназванных положений Налогового кодекса РФ Инспекцией не оспорено; в основу оспариваемого решения налоговым органом положено лишь обстоятельство не включения налогоплательщиком в состав дохода по налогу на прибыль суммы неиспользованного резервного фонда; сам налоговый органам не был лишен возможности, как на момент проведения проверки, так и в ходе судебного разбирательства проверить указанное обстоятельство путем истребования у налогоплательщика дополнительных документов, а равно на основании имеющихся документов в Инспекции (налоговая декларация по УСНО), с учетом которых опровергнуть либо подтвердить включение предприятием сумм данного резерва во внереализационный доход при применении упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, оценены доводы заявителя и Инспекции, доказательства, как в отдельности, так и в их взаимосвязи и совокупности, и сделан правильный вывод о несоответствии принятого Инспекцией решения нормам Налогового кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам ч. 1, ч. 5 ст. 110 АПК РФ возлагаются на ее подателя Межрайонную Инспекцию ФНС России N 8 по Алтайскому краю, отсрочены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 февраля 2008 года по делу N А03-11892/07-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2008 N 07АП-2442/08 ПО ДЕЛУ N А03-11892/07-18
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2008 г. N 07АП-2442/08
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Белых А.Б. по доверенности N 1 от 21.09.2007 г.
от ответчика: Иост Ю.А. по доверенности N 1 от 24.09.2007 г. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 26 февраля 2008 года по делу N А03-11892/07-18 (судья Тэрри Р.В.)
по заявлению государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Волчихинское дорожное ремонтно-строительное управление"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю
о признании недействительным в части решения N РА-59-11 от 12.10.2007 г.,
установил:
Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края "Волчихинское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее по тексту ГУП "Волчихинское ДРСУ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю (далее по тексту Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.10.2007 года N РА-59-11 в части неуплаты налога на прибыль организации за 2004 год в сумме 204 000 руб., штрафа в размере 44 647 руб., пени в сумме 70 382 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.02.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- - не дачи судом оценки не отражения ГУП "Волчихинское ДРСУ" сформированного и списанного единовременно в августе 2004 г. резерва на затраты (на 20 счет) в сумме 850000 руб., неиспользованный резерв на 01.01.2005 г. в нарушение ст. ст. 324, 346.17 НК РФ не включен предприятием в доходы организации по итогам 2004 года, что повлекло занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
- - суд лишь сослался на использование денежных средств на текущие расходы первого квартала 2005 года, не проверив факт документального расходования денежных средств; вывод суда об учете расходов при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по итогам 2004 года не подтвержден доказательствами.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 13.05.08 г.) и его представитель в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что правильно созданный в соответствии с законодательством ремонтный фонд (резерв под предстоящие ремонты основных средств) не подлежал включению в доходную часть налоговой базы, он также не подлежит включению в состав внереализационных доходов на конец налогового периода в соответствии с гл. 25 НК РФ (если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает целесообразным не отказываться от накоплений для финансирования ремонта); Инспекция не представила убедительных доказательств того, что данный резерв был создан необоснованно, а также о том, что резерв, не мог быть использован в первом квартале 2005 года, а подлежал включению в состав доходов для целей налогообложения за налоговый период 2004 года; Налоговый кодекс не предусматривает запрета на создание резервного фонда налогоплательщиком при переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ; доводы налогового органа о том, что резерв был сформирован с нарушением ст. 324 НК РФ не могут служить основанием к утрате права налогоплательщика на исключение сумм резерва из налогообложения по налогу на прибыль и возложения на налогоплательщика обязанности, как перешедшего на упрощенную систему налогообложения, дополнительной не предусмотренной законом обязанности по уплате налога на прибыль.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.02.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 8 по Алтайскому краю проведена выездная налоговая проверка ГУП "Волчихинское ДРСУ", по результатам которой составлен акт N АП-62-11 от 11.09.2007 г., заместителем начальника Инспекции принято решение N РА-59-11 от 12.10.2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 66 720, в том числе за неуплату налога на прибыль за 2004 год в размере 40 800 рублей, организации предложено уплатить налоги в сумме 333 600 рублей, в том числе налога на прибыль за 2004 год в размере 204 000 руб., пени в сумме 123 497 руб., в том числе по налогу на прибыль за 2004 год в размере 70 382 руб.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужило не включение ГУП "Волчихинское ДРСУ" в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 год во внереализационные доходы суммы неиспользованного резерва, что привело к занижению налоговой базы для исчисления налога на прибыль на 850 000 рублей.
Полагая, что указанное решение Инспекции в части доначисления налога на прибыль за 2004 год, соответствующих сумм штрафа и пени является незаконным, ГУП "Волчихинское ДРСУ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления Инспекцией доказательств необоснованности создания резерва и невозможности его использования в первом квартале 2005 года, наличия единственной цели создания данного резерва с учетом намерений налогоплательщика перейти на упрощенную систему налогообложения для причинения ущерба бюджету, виновности юридического лица в совершении налогового правонарушения; отсутствия запрета в налоговом законодательстве на создание резерва при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со ст. 246 НК РФ, в проверяемый период ГУП "Волчихинское ДРСУ" являлось плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
При этом расходами, в соответствии со ст. 252 НК РФ, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу п. 24 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 НК РФ.
Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ, для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ, пунктом 2 которой предусмотрено, что налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
Учетной политикой ГУП "Волчихинское ДРСУ", утвержденной приказом N 9 от 26.01.2004 г., предусмотрено создание предприятием резервов на ремонт техники, тринадцатую зарплату и на выплату отпускных (л.д. 85, 86).
Счет 96 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 г. N 94 н).
Согласно данным счета 96 ГУП "Волчихинское ДРСУ" (л.д. 87, 89, 90), организацией создан резерв, на формирование которого в августе 2004 года направлена сумма в размере 850 000 рублей; бухгалтерского баланса на 1 января 2005 года (л.д. 90), отчета об изменениях капитала за 2004 год (л.д. 93), пояснениям главного бухгалтера (л.д. 88), указанная сумма резерва не была использована в соответствующем налоговом периоде - 2004 г. и списана на убытки первого квартала за счет созданного резерва.
Факт не использования резерва в сумме 850000 руб. по состоянию на 01.01.2005 г. налоговым органом не оспаривается.
При этом правовая природа резерва Инспекцией не устанавливалась, оспариваемым решением также не установлена невозможность создания предприятием резерва, произведенные ремонтные работы по представленным предприятием справкам (л.д. 67 - 71), смета на ремонт техники (л.д. 105) не исследовались.
Поскольку сумма резерва направлена предприятием на накопление средств для финансирования ремонта основных средств согласно смете (иное Инспекцией не доказано, в решении N РА-59-11 указано на формирование и списания резерва на затраты (на счет 20)) в течение более одного налогового периода, на конец 2004 г. ремонтные работы по смете не были завершены, остаток неиспользованного резерва являлся переходящим на 31.12.2004 г.
В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения при определении объекта учитывает в составе доходов внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, в виде сумм восстановительных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила, в том числе: не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, сформировав резерв в 2004 г. и отнеся резервный фонд в размере 850000 руб. на расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (обратного Инспекцией не доказано), предприятие в первом квартале 2005 г. включило указанные расходы во внереализационный доход в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
При этом в обоснование невозможности применения налогоплательщиком положений п. 1 ст. 346.15 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 7 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, Инспекцией никаких законодательных положений не приведено; а равно не доказано, как верно указал суд первой инстанции, что единственной целью создания резервного фонда с учетом намерения налогоплательщика перейти на упрощенную систему налогообложения явилась цель причинения ущербу публично-правовым интересам.
Доводам Инспекции в части нарушения налогоплательщикам порядка формирования резерва, при не установлении его правовой природы, не дачи оценки сезонности характера работ предприятия, выделения бюджетных средств для финансирования работ по ремонту, не доказанности отсутствия разумных экономический и деловых целей при формировании резерва, не опровержении самого факта производства ремонтных работ и необходимости таких работ, судом первой инстанции дана надлежащая оценка о том, что данное обстоятельство не может служить основанием к утрате права налогоплательщика на исключение сумм резерва из налогообложения по налогу на прибыль и возложения на него, как перешедшего на упрощенную систему налогообложения, дополнительной не предусмотренной законом обязанности по уплате налога на прибыль, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка Инспекции в апелляционной жалобе на не проверку судом отражения спорной суммы в декларации по упрощенной системе налогообложения, отклоняется апелляционным судом; право налогоплательщика на учет в составе внереализационных доходов суммы данного резерва в силу вышеназванных положений Налогового кодекса РФ Инспекцией не оспорено; в основу оспариваемого решения налоговым органом положено лишь обстоятельство не включения налогоплательщиком в состав дохода по налогу на прибыль суммы неиспользованного резервного фонда; сам налоговый органам не был лишен возможности, как на момент проведения проверки, так и в ходе судебного разбирательства проверить указанное обстоятельство путем истребования у налогоплательщика дополнительных документов, а равно на основании имеющихся документов в Инспекции (налоговая декларация по УСНО), с учетом которых опровергнуть либо подтвердить включение предприятием сумм данного резерва во внереализационный доход при применении упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, оценены доводы заявителя и Инспекции, доказательства, как в отдельности, так и в их взаимосвязи и совокупности, и сделан правильный вывод о несоответствии принятого Инспекцией решения нормам Налогового кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам ч. 1, ч. 5 ст. 110 АПК РФ возлагаются на ее подателя Межрайонную Инспекцию ФНС России N 8 по Алтайскому краю, отсрочены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 февраля 2008 года по делу N А03-11892/07-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по Алтайскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)