Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Михасик Ю.В. (доверенность от 22.05.209 N 32), Матвеевой С.В. (доверенность от 12.01.2009 N 12), от открытого акционерного общества "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Николаевой Л.И. (доверенность от 30.12.2008 N 847), рассмотрев 26.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.10.2008 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 (судьи Богатырева В.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А13-3482/2008,
установил:
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 30.04.2008 N 1229 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения предмета спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.10.2008 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.02.2009 решение суда от 29.10.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить. В обоснование податель жалобы ссылается на правильность вывода о превышении Обществом в третьем квартале 2007 года квартального лимита объема забора воды, в связи с чем налогоплательщику обоснованно был доначислен налог, пени и начислены штрафные санкции, поскольку при отсутствии в лицензии установленного квартального лимита забора воды налог в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определяется расчетным путем, как одна четвертая утвержденного годового лимита.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2007 году Общество осуществляло водопользование на основании лицензии на водопользование от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗ, выданной Двинско-Печорским бассейновым водным управлением (далее - Двинско-Печорское БВУ), в связи с этим в силу пункта 1 статьи 333.8 НК РФ являлось плательщиком водного налога.
Общество 19.11.2007 представило в Инспекцию уточненную декларацию по водному налогу за третий квартал 2007 года (т. 2, л. 76 - 79). Налоговым органом проведена камеральная проверка ОАО "ОГК-6" представленной декларации, по результатам которой принято решение от 30.04.2008 N 1229 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату водного налога в виде 3 193 394 руб. штрафа. Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить 15 966 970 руб. доначисленного водного налога и 1 022 817 руб. 48 коп. пеней.
Не согласившись с принятым решением, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что, принимая судебные акты об удовлетворении заявленных требований Общества, суды правомерно исходили из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в лицензии на водопользование филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 на реке Суде установлен лимит водопотребления (выработка электро- и теплоэнергии по прямоточной схеме водоснабжения) на 2007 - 2011 годы в объеме 461 614,8 тыс. куб.м в год. В проверяемой декларации Общество отразило объем воды, фактически изъятой из водного объекта в третьем квартале 2007 года, - 128 709,509 тыс. куб.м, отразив квартальный лимит водопользования - 129 417,6 тыс. куб.м.
Инспекция со ссылкой на пункт 2 статьи 333.12 НК РФ рассчитала квартальный лимит водопотребления как одну четвертую утвержденного годового лимита в объеме 115 403,7 тыс. куб.м. (461614,8 : 4), в связи с чем сделала вывод о превышении обществом лимита водопотребления в третьем квартале 2007 года на 13 305,809 тыс. куб.м (128709,509 - 115403,7), что повлекло применение к данному объему пятикратной ставки водного налога.
Согласно пункту 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. В силу статьи 333.11 данного Кодекса налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ установлены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Пунктом 2 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 333.12 названного Кодекса. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетным способом, как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Правовое регулирование использования и охраны водных объектов осуществляется Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ). До 01.01.2007 действовал Водный кодекс РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ. Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Правоотношения, связанные с осуществлением Обществом водопользования, возникли на основании лицензии, выданной 01.12.2006, то есть до введения в действие нового правового регулирования. Срок действия лицензии установлен по 31.12.2011. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Водного кодекса РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
В силу статьи 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
Исходя из положений статьи 85 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ, забор воды представляет собой изъятие воды из водного объекта.
В соответствии со статьей 46 Водного кодекса РФ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Согласно статье 29 названного Кодекса водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность согласно лицензии на водопользование и договору на пользование водным объектом.
Согласно статье 90 Водного кодекса РФ лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лицензией от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗХ Обществу установлен лимит водопотребления на каждый год действия лицензии. Пунктом 4.2 приложения N 1 к данной лицензии (т. 2, л. 5 - 14), которое является ее неотъемлемой частью, предусмотрено, что объемы водопользования по кварталам в пределах установленного годового лимита могут корректироваться в зависимости от выработки и отпуска электроэнергии.
В связи с увеличением филиалом ОАО "Системный оператор-Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Вологодской области" выработки электроэнергии по отношению к плановой для филиала общества Череповецкой ГРЭС ОАО "ОГК-6" письмом от 28.09.2007 N 06-22/3803 (т. 2, л. 20) обратилось в адрес Двинско-Печорского бассейного водного управления (орган, выдавший лицензию) с просьбой о корректировке квартальных лимитов водопотребления на третий и четвертый кварталы 2007 года по водозабору N 2 в пределах установленного годового лимита, в том числе на третий квартал 2007 года - 129 417,591 тыс. куб.м, на четвертый квартал 2007 года - 101 389,809 тыс. куб.м.
Двинско-Печорское БВУ письмом от 28.09.2007 N 1174/2 в соответствии с пунктом 4.2 приложения N 1 к лицензии произвело корректировку лимита водопотребления по кварталам в пределах установленного годового лимита и установило филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 заявленные обществом объемы, с учетом водопотребления, на первый и второй кварталы 2007 года по 115 403,7 тыс. куб.м, на третий квартал 2007 года - 129 417,591 тыс. куб.м, на четвертый - 101 389,809 тыс. куб.м, что и отражено налогоплательщиком в проверенной декларации за третий квартал.
Суды обоснованно сделали вывод, что в рассматриваемом случае пункт 2 статьи 333.12 НК РФ об определении расчетным путем квартальных лимитов не мог применяться инспекцией, поскольку он может применяться только в случае отсутствия установленного квартального лимита. В данном случае лимит на третий квартал установлен.
Довод Инспекции о том, что корректировка и доведение до Общества квартальных лимитов водопользования письмом лицензирующего органа без внесения изменений в лицензию является неправомерной, поскольку в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 с момента введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов утратило полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и по установлению лимитов водопользования, обоснованно отклонен судами.
Суды признали, что к спорным отношениям применяется Водный кодекс РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ и, соответственно, действовали Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 (далее - Правила).
Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что в связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 Правил. При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование. В пункте 17 названных Правил указано, что установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
Определенным периодом времени в данном случае является календарный год в силу прямого указания об этом в лицензии. Поэтому суды пришли к выводу, что поскольку годовой лимит водопользования Обществу не менялся, то корректировка объемов забора воды в разбивке по кварталам без изменения годового лимита не требует внесения изменений в лицензию. Поэтому доводы налогового органа о необходимости внесения изменений в лицензию при отсутствии изменений годового лимита не соответствуют требованиям законодательства.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами. На основании пункта 3 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, данное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно-исследовательские учреждения и иные организации.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (далее - Положение), Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти в сфере водных ресурсов, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. До введения в действие Водного кодекса РФ Федеральным законом от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами (пункт 5.6.2 Положения), планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации по водным объектам, находящимся в федеральной собственности (пункт 5.6.6 Положения).
Из приведенных норм следует, что до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло полномочия по установлению лимитов водопотребления для субъектов Российской Федерации, а с принятием названного постановления их утратило. Полномочия по установлению лимитов водопотребления для водопользователей Федеральное агентство водных ресурсов не осуществляло, а делегировало их своим территориальным органам, в том числе Двинско-Печорскому БВУ, Положение о котором утверждено приказом Федерального агентства водных ресурсов от 02.09.2004 N 8.
На основании пунктов 3.6.2 и 3.6.6 названного Положения Двинско-Печорское БВУ осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности. С принятием нового Водного кодекса РФ Двинско-Печорское БВУ не утратило данных полномочий. Поэтому ссылки налогового органа на отсутствие у лицензирующего органа - Двинско-Печорского БВУ полномочий по корректировке лимита водопользования в разбивке по кварталам неправомерны.
Кроме того, суды обоснованно признали, что к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита, поскольку пункт 2 статьи 333.12 НК РФ в части определения расчетным путем квартальных лимитов может быть применен только в случае превышения водопользователем установленного в лицензии годового лимита забора воды.
Из справки о заборе водных ресурсов от 03.09.2008 (т. 2, л. 107) следует, что по итогам третьего квартала 2007 года Общество не превысило годовой лимит, определенный лицензией.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.04.2008 N 5251/08.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.10.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу N А13-3482/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2009 ПО ДЕЛУ N А13-3482/2008
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2009 г. по делу N А13-3482/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Михасик Ю.В. (доверенность от 22.05.209 N 32), Матвеевой С.В. (доверенность от 12.01.2009 N 12), от открытого акционерного общества "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Николаевой Л.И. (доверенность от 30.12.2008 N 847), рассмотрев 26.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.10.2008 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 (судьи Богатырева В.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А13-3482/2008,
установил:
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 30.04.2008 N 1229 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения предмета спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.10.2008 требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.02.2009 решение суда от 29.10.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить. В обоснование податель жалобы ссылается на правильность вывода о превышении Обществом в третьем квартале 2007 года квартального лимита объема забора воды, в связи с чем налогоплательщику обоснованно был доначислен налог, пени и начислены штрафные санкции, поскольку при отсутствии в лицензии установленного квартального лимита забора воды налог в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определяется расчетным путем, как одна четвертая утвержденного годового лимита.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2007 году Общество осуществляло водопользование на основании лицензии на водопользование от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗ, выданной Двинско-Печорским бассейновым водным управлением (далее - Двинско-Печорское БВУ), в связи с этим в силу пункта 1 статьи 333.8 НК РФ являлось плательщиком водного налога.
Общество 19.11.2007 представило в Инспекцию уточненную декларацию по водному налогу за третий квартал 2007 года (т. 2, л. 76 - 79). Налоговым органом проведена камеральная проверка ОАО "ОГК-6" представленной декларации, по результатам которой принято решение от 30.04.2008 N 1229 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату водного налога в виде 3 193 394 руб. штрафа. Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить 15 966 970 руб. доначисленного водного налога и 1 022 817 руб. 48 коп. пеней.
Не согласившись с принятым решением, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что, принимая судебные акты об удовлетворении заявленных требований Общества, суды правомерно исходили из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в лицензии на водопользование филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 на реке Суде установлен лимит водопотребления (выработка электро- и теплоэнергии по прямоточной схеме водоснабжения) на 2007 - 2011 годы в объеме 461 614,8 тыс. куб.м в год. В проверяемой декларации Общество отразило объем воды, фактически изъятой из водного объекта в третьем квартале 2007 года, - 128 709,509 тыс. куб.м, отразив квартальный лимит водопользования - 129 417,6 тыс. куб.м.
Инспекция со ссылкой на пункт 2 статьи 333.12 НК РФ рассчитала квартальный лимит водопотребления как одну четвертую утвержденного годового лимита в объеме 115 403,7 тыс. куб.м. (461614,8 : 4), в связи с чем сделала вывод о превышении обществом лимита водопотребления в третьем квартале 2007 года на 13 305,809 тыс. куб.м (128709,509 - 115403,7), что повлекло применение к данному объему пятикратной ставки водного налога.
Согласно пункту 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. В силу статьи 333.11 данного Кодекса налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ установлены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Пунктом 2 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 333.12 названного Кодекса. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетным способом, как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Правовое регулирование использования и охраны водных объектов осуществляется Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ). До 01.01.2007 действовал Водный кодекс РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ. Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ с 01.01.2007 введен в действие Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Правоотношения, связанные с осуществлением Обществом водопользования, возникли на основании лицензии, выданной 01.12.2006, то есть до введения в действие нового правового регулирования. Срок действия лицензии установлен по 31.12.2011. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Водного кодекса РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
В силу статьи 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
Исходя из положений статьи 85 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ, забор воды представляет собой изъятие воды из водного объекта.
В соответствии со статьей 46 Водного кодекса РФ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Согласно статье 29 названного Кодекса водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность согласно лицензии на водопользование и договору на пользование водным объектом.
Согласно статье 90 Водного кодекса РФ лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лицензией от 01.12.2006 серии ВОЛ N 00026 БРЭЗХ Обществу установлен лимит водопотребления на каждый год действия лицензии. Пунктом 4.2 приложения N 1 к данной лицензии (т. 2, л. 5 - 14), которое является ее неотъемлемой частью, предусмотрено, что объемы водопользования по кварталам в пределах установленного годового лимита могут корректироваться в зависимости от выработки и отпуска электроэнергии.
В связи с увеличением филиалом ОАО "Системный оператор-Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Вологодской области" выработки электроэнергии по отношению к плановой для филиала общества Череповецкой ГРЭС ОАО "ОГК-6" письмом от 28.09.2007 N 06-22/3803 (т. 2, л. 20) обратилось в адрес Двинско-Печорского бассейного водного управления (орган, выдавший лицензию) с просьбой о корректировке квартальных лимитов водопотребления на третий и четвертый кварталы 2007 года по водозабору N 2 в пределах установленного годового лимита, в том числе на третий квартал 2007 года - 129 417,591 тыс. куб.м, на четвертый квартал 2007 года - 101 389,809 тыс. куб.м.
Двинско-Печорское БВУ письмом от 28.09.2007 N 1174/2 в соответствии с пунктом 4.2 приложения N 1 к лицензии произвело корректировку лимита водопотребления по кварталам в пределах установленного годового лимита и установило филиалу общества Череповецкой ГРЭС по водозабору N 2 заявленные обществом объемы, с учетом водопотребления, на первый и второй кварталы 2007 года по 115 403,7 тыс. куб.м, на третий квартал 2007 года - 129 417,591 тыс. куб.м, на четвертый - 101 389,809 тыс. куб.м, что и отражено налогоплательщиком в проверенной декларации за третий квартал.
Суды обоснованно сделали вывод, что в рассматриваемом случае пункт 2 статьи 333.12 НК РФ об определении расчетным путем квартальных лимитов не мог применяться инспекцией, поскольку он может применяться только в случае отсутствия установленного квартального лимита. В данном случае лимит на третий квартал установлен.
Довод Инспекции о том, что корректировка и доведение до Общества квартальных лимитов водопользования письмом лицензирующего органа без внесения изменений в лицензию является неправомерной, поскольку в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 с момента введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов утратило полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и по установлению лимитов водопользования, обоснованно отклонен судами.
Суды признали, что к спорным отношениям применяется Водный кодекс РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ и, соответственно, действовали Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 (далее - Правила).
Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что в связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 Правил. При установлении уточненных лимитов водопользования соответствующие изменения вносятся в лицензии на водопользование. В пункте 17 названных Правил указано, что установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.
Определенным периодом времени в данном случае является календарный год в силу прямого указания об этом в лицензии. Поэтому суды пришли к выводу, что поскольку годовой лимит водопользования Обществу не менялся, то корректировка объемов забора воды в разбивке по кварталам без изменения годового лимита не требует внесения изменений в лицензию. Поэтому доводы налогового органа о необходимости внесения изменений в лицензию при отсутствии изменений годового лимита не соответствуют требованиям законодательства.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами. На основании пункта 3 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, данное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно-исследовательские учреждения и иные организации.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (далее - Положение), Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти в сфере водных ресурсов, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. До введения в действие Водного кодекса РФ Федеральным законом от 03.06.2006 N 74-ФЗ Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами (пункт 5.6.2 Положения), планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) субъектам Российской Федерации по водным объектам, находящимся в федеральной собственности (пункт 5.6.6 Положения).
Из приведенных норм следует, что до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 781 Федеральное агентство водных ресурсов осуществляло полномочия по установлению лимитов водопотребления для субъектов Российской Федерации, а с принятием названного постановления их утратило. Полномочия по установлению лимитов водопотребления для водопользователей Федеральное агентство водных ресурсов не осуществляло, а делегировало их своим территориальным органам, в том числе Двинско-Печорскому БВУ, Положение о котором утверждено приказом Федерального агентства водных ресурсов от 02.09.2004 N 8.
На основании пунктов 3.6.2 и 3.6.6 названного Положения Двинско-Печорское БВУ осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности. С принятием нового Водного кодекса РФ Двинско-Печорское БВУ не утратило данных полномочий. Поэтому ссылки налогового органа на отсутствие у лицензирующего органа - Двинско-Печорского БВУ полномочий по корректировке лимита водопользования в разбивке по кварталам неправомерны.
Кроме того, суды обоснованно признали, что к налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита, поскольку пункт 2 статьи 333.12 НК РФ в части определения расчетным путем квартальных лимитов может быть применен только в случае превышения водопользователем установленного в лицензии годового лимита забора воды.
Из справки о заборе водных ресурсов от 03.09.2008 (т. 2, л. 107) следует, что по итогам третьего квартала 2007 года Общество не превысило годовой лимит, определенный лицензией.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.04.2008 N 5251/08.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.10.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу N А13-3482/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)