Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 октября 2007 года Дело N А66-1822/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии предпринимателя Ушаковой Татьяны Львовны (паспорт серии 2804 N 364207, выдан ГУОВД Конаковского района Тверской области 30.12.03), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области Веряскина А.В. (доверенность от 13.08.07 N 03-2/10844), рассмотрев 16.10.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.06.07 по делу N А66-1822/2007 (судья Пугачев А.А.),
Индивидуальный предприниматель Ушакова Татьяна Львовна обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 09.01.07 N 09-14/1-102 (с учетом уточнения предмета спора). В качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - УФНС по Тверской области).
Решением суда от 19.06.07 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в 2005 году налогоплательщик должен был применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а предприниматель возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и уплаты ЕНВД Инспекцией принято решение от 09.01.07 N 09-14/1-102 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД за 2005 год, согласно которому доначислен ЕНВД по двум объектам общественного питания, начислены пени и применены штрафы по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по ЕНВД за 2005 год и по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Инспекция полагает, что заявитель неправомерно применял в 2005 году упрощенную систему налогообложения, поскольку осуществляемая им деятельность - оказание услуг общественного питания при использовании торгового зала площадью не более 150 квадратных метров подлежала налогообложению в виде ЕНВД.
Предприниматель обжаловал принятое решение в УФНС по Тверской области. Решением УФНС по Тверской области от 14.03.07 N 23-09/18 решение Инспекции изменено: уменьшен при расчете суммы ЕНВД за 2005 год физический показатель "площадь залов обслуживания посетителей" на величину площади помещений, используемых для складских и бытовых нужд; предложено Инспекции произвести корректировку коэффициента К2, базовой доходности с учетом прекращения предпринимательской деятельности (в связи с расторжением договора аренды) по объекту, расположенному по адресу: Конаково, улица Энергетиков, дом 24; произвести перерасчет штрафных санкций и пеней, исходя из сумм ЕНВД, начисленных с учетом данного решения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительным решение Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что изменения в законодательстве, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель Ушакова Т.Л. с 01.01.04 применяет упрощенную систему налогообложения на основании уведомления Инспекции по Конаковскому району Тверской области от 25.11.03 с объектов налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов.
По трем объектам общественного питания - кафе "Сказка" размером 85,4 кв.м, кафе "Гостиный Двор" - 455 кв.м и кафе "Хоттабыч" - 112,7 кв.м предприниматель вел учет по упрощенной системе налогообложения, с объектов налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и, соответственно, уплатил за 2005 год налоги, с учетом названных объектов. Оспариваемым решением Инспекцией доначислен ЕНВД за 2005 год по двум объектам: кафе "Хоттабыч" и кафе "Сказка".
Глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" введена в действие с 01.01.03.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) установлено, что законами субъектов Российской Федерации определяются:
- - порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- - виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ;
- - значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
На территории Тверской области ЕНВД введен с 01.01.03 Законом Тверской области от 06.11.02 N 80-ЗО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тверской области".
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в редакции ФЗ от 31.12.02 N 191-ФЗ) и пунктом 3 статьи 2 Закона Тверской области N 80-ЗО (в редакции Закона Тверской области от 03.04.03 N 18-ЗО) предусмотрено применение системы налогообложения в виде ЕНВД организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания, осуществляемые при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров. Действие статьи 3 Закона Тверской области продлено Законом Тверской области от 29.11.04 N 71-ЗО на период с 1 января по 31 декабря 2005 года.
Для целей применения ЕНВД статьей 346.27 НК РФ в проверяемый период использовалось понятие, что площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Поэтому предприниматель по трем объектам, превышающим 150 кв.м, не применяла систему налогообложения в виде ЕНВД, и налоговый орган, по ее заявлению, выдал уведомление на право применения упрощенной системы налогообложения.
Пунктом 8 статьи 346.26 НК РФ, внесенным дополнительно Федеральным законом от 21.07.05 N 101-ФЗ, предусмотрено, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
Статьей 5 данного федерального закона предусмотрено вступление его в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 25.07.05, в "Российской газете" - 26.07.05), за исключением статей 1 и 4. Статьи 1 и 4 этого федерального закона вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Поэтому суд обоснованно сделал вывод, что новая норма в отношении налогообложения в виде ЕНВД применяется только с 01.01.06.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта нет.
Инспекции при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.06.07 по делу N А66-1822/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2007 ПО ДЕЛУ N А66-1822/2007
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2007 года Дело N А66-1822/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии предпринимателя Ушаковой Татьяны Львовны (паспорт серии 2804 N 364207, выдан ГУОВД Конаковского района Тверской области 30.12.03), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области Веряскина А.В. (доверенность от 13.08.07 N 03-2/10844), рассмотрев 16.10.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.06.07 по делу N А66-1822/2007 (судья Пугачев А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ушакова Татьяна Львовна обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 09.01.07 N 09-14/1-102 (с учетом уточнения предмета спора). В качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - УФНС по Тверской области).
Решением суда от 19.06.07 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в 2005 году налогоплательщик должен был применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а предприниматель возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки деятельности предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и уплаты ЕНВД Инспекцией принято решение от 09.01.07 N 09-14/1-102 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД за 2005 год, согласно которому доначислен ЕНВД по двум объектам общественного питания, начислены пени и применены штрафы по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по ЕНВД за 2005 год и по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Инспекция полагает, что заявитель неправомерно применял в 2005 году упрощенную систему налогообложения, поскольку осуществляемая им деятельность - оказание услуг общественного питания при использовании торгового зала площадью не более 150 квадратных метров подлежала налогообложению в виде ЕНВД.
Предприниматель обжаловал принятое решение в УФНС по Тверской области. Решением УФНС по Тверской области от 14.03.07 N 23-09/18 решение Инспекции изменено: уменьшен при расчете суммы ЕНВД за 2005 год физический показатель "площадь залов обслуживания посетителей" на величину площади помещений, используемых для складских и бытовых нужд; предложено Инспекции произвести корректировку коэффициента К2, базовой доходности с учетом прекращения предпринимательской деятельности (в связи с расторжением договора аренды) по объекту, расположенному по адресу: Конаково, улица Энергетиков, дом 24; произвести перерасчет штрафных санкций и пеней, исходя из сумм ЕНВД, начисленных с учетом данного решения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительным решение Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что изменения в законодательстве, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель Ушакова Т.Л. с 01.01.04 применяет упрощенную систему налогообложения на основании уведомления Инспекции по Конаковскому району Тверской области от 25.11.03 с объектов налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов.
По трем объектам общественного питания - кафе "Сказка" размером 85,4 кв.м, кафе "Гостиный Двор" - 455 кв.м и кафе "Хоттабыч" - 112,7 кв.м предприниматель вел учет по упрощенной системе налогообложения, с объектов налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и, соответственно, уплатил за 2005 год налоги, с учетом названных объектов. Оспариваемым решением Инспекцией доначислен ЕНВД за 2005 год по двум объектам: кафе "Хоттабыч" и кафе "Сказка".
Глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" введена в действие с 01.01.03.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) установлено, что законами субъектов Российской Федерации определяются:
- - порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- - виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ;
- - значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
На территории Тверской области ЕНВД введен с 01.01.03 Законом Тверской области от 06.11.02 N 80-ЗО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тверской области".
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в редакции ФЗ от 31.12.02 N 191-ФЗ) и пунктом 3 статьи 2 Закона Тверской области N 80-ЗО (в редакции Закона Тверской области от 03.04.03 N 18-ЗО) предусмотрено применение системы налогообложения в виде ЕНВД организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания, осуществляемые при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров. Действие статьи 3 Закона Тверской области продлено Законом Тверской области от 29.11.04 N 71-ЗО на период с 1 января по 31 декабря 2005 года.
Для целей применения ЕНВД статьей 346.27 НК РФ в проверяемый период использовалось понятие, что площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Поэтому предприниматель по трем объектам, превышающим 150 кв.м, не применяла систему налогообложения в виде ЕНВД, и налоговый орган, по ее заявлению, выдал уведомление на право применения упрощенной системы налогообложения.
Пунктом 8 статьи 346.26 НК РФ, внесенным дополнительно Федеральным законом от 21.07.05 N 101-ФЗ, предусмотрено, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
Статьей 5 данного федерального закона предусмотрено вступление его в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 25.07.05, в "Российской газете" - 26.07.05), за исключением статей 1 и 4. Статьи 1 и 4 этого федерального закона вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Поэтому суд обоснованно сделал вывод, что новая норма в отношении налогообложения в виде ЕНВД применяется только с 01.01.06.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта нет.
Инспекции при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.06.07 по делу N А66-1822/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)