Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2009 N Ф04-5169/2009(13440-А46-37) ПО ДЕЛУ N А46-1321/2009

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. N Ф04-5169/2009(13440-А46-37)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Комковой Н.М.,
судей Поликарпова Е.В., Чапаевой Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
- от заявителя: представитель не явился. сторона извещена надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: Проваторова А.В. по доверенности от 12.01.2009 N 08-юр/45, удостоверение N 339653;
- кассационную жалобу открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) на постановление от 15.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-1321/2009 по заявлению открытого акционерного общества Омского производственного объединения "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительным решения,
установил:

открытое акционерное общество Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (далее - налогоплательщик, Общество, ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО)) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.12.2008 N 307, которым доначислены 8 555 861 руб. авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 и соответствующие суммы пени.
Заявленные требования мотивированы неправомерным применением налоговым органом при исчислении налоговой базы по земельному налогу за 2 квартал 2008 постановлений Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п и N 175-п, вместо утвержденного размера кадастровой стоимости по Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Решением от 13.03.2009 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 15.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции от 13.03.2009 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, считая, что постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36" в части установления кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска является нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога на территории города Омска, в связи с чем на него распространяются положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, и оно подлежит применению с 01.01.2009.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщиком 21.07.2008 в налоговый орган представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008, согласно которому сумма авансового платежа по земельному налогу за указанный период составила 2 522 594 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка расчета, по результатам которой составлен акт от 17.11.2008 N 311 и принято решение от 29.12.2008 N 309, которым доначислен к уплате авансовый платеж по земельному налогу в сумме 8 555 861 руб. и пени в сумме 495 631 руб.
Основанием к доначислению суммы авансового платежа по земельному налогу послужило неправильное определение налогоплательщиком кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, опубликованного 25.12.2007 в ежедневнике "Омский вестник" N 127, возможно лишь по истечении указанных в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации сроков вступления в силу данного нормативного правового акта органа исполнительной власти Омской области, то есть не ранее чем 25 января 2008 года и не ранее 1 числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть с 1 января 2009 года. Исходя из этого, суд посчитал неправомерными действия налогового органа по доначислению сумм авансовых платежей за 2 квартал 2008 и признал решение недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36" в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству Российской Федерации. То обстоятельство, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 является нормативным актом о налогах и сборах.
Суд кассационной инстанции поддерживает позицию арбитражного апелляционного суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно подпункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод Общества о том, что постановление N 174-п противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению налогоплательщика, является нормативным правовым актом о налогах и сборах.
Согласно статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановления N 174-п и 175-п касаются вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что утвержденная постановлениями кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановления N 174-п и N 175-п являются нормативными актами о налогах и сборах.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Налоговый орган указал, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и постановлениями N 174-п и 175-п были утверждены результаты кадастровой оценки земель по видам разрешенного пользования, поэтому Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлениями N 174-п и N 175-п в редакции от 19.12.2007, а не на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области".
В статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель установил особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения.
На основании изложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, что доводы налогоплательщика относительно квалификации нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость земель, как акта законодательства о налогах, основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку ОАО ОмПО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) авансовые платежи по земельному налогу за указанный период были исчислены с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области правомерно был доначислен Обществу земельный налог в сумме 8 555 861 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 495 631 руб.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

постановление от 15.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1321/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.КОМКОВА

Судьи
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Г.В.ЧАПАЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)