Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2012 N 09АП-12822/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А40-97061/09-78-446

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. N 09АП-12822/2012-ГК

Дело N А40-97061/09-78-446

Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 13.06.2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Титовой И.А.
Судей: Овчинниковой С.Н., Стешана Б.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Е.М.
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России (ИФНС России N 2 по г. Москве)
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2012 г.
по делу N А40-97061/09-78-446б, вынесенное судьей Сторублевым В.В.
в рамках дела о банкротстве ЗАО "Факторинговая компания "Еврокоммерц" (ОГРН 1067746422985, 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, 65 стр. 1)
исковое заявление конкурсного управляющего ЗАО "Факторинговая компания "Еврокоммерц" к ФНС России (ИФНС России N 2 по г. Москве)
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки
В судебном заседании участвуют:
от ФНС России (ИФНС России N 2 по г. Москве): Синицын Г.Б. по доверенности от 06.02.2012 г. N 22-13/551, Ивлева Т.Н. по доверенности от 06.02.2012 г. N 22-13/557, Кувшинов Д.Ю. по доверенности от 02.02.2012 г. N 22-13/528, Громова С.С. по доверенности от 16.09.2011 г. N 22-13/295, Стрелецкий Д.Ю. по доверенности от 09.02.2012 г. N 22-13/696, Белова М.С. по доверенности от 09.02.2012 г. N 22-13/710, Поляков Д.В. по доверенности от 02.02.2012 г. N 22-13/526, Нефедов О.И. по доверенности от 01.02.2012 г. N 22-13/444
от конкурсного управляющего ЗАО "Факторинговая компания "Еврокоммерц": Суевалов М.С. по доверенности от 17.12.2010 г. N 478/1-Е, Нечитайло И.П. по доверенности от 25.01.2012 г. N 490/1-Е, Емельяненко Е.А. по доверенности от 10.03.2012 г.
установил:

Определением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2009 года в отношении ЗАО "Факторинговая компания "Еврокоммерц" (ОГРН 1067746422985, ИНН 7709667460) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Тарабрин М.Б.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2010 года ЗАО "Факторинговая компания "Еврокоммерц" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Тарабрин М.Б.
Конкурсный управляющий ЗАО "Факторинговая компания "Еврокоммерц" обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительными действий ИФНС России N 2 по г. Москве по проведению зачета переплаты по налогам в размере 226 103 305 руб. 93 коп. в счет недоимок по иным налогам. В связи с тем, что инспекцией был частично произведен возврат сумм излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 15 152 224,23 руб., заявитель просил вернуть суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 210 951 081,17 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2011 года, требования конкурсного управляющего удовлетворены в полном объеме.
Постановлением ФАС Московского округа от 25.11.2011 г. Определение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2011 года отменены. Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2012 г. заявление конкурсного управляющего ЗАО "ФК "Еврокоммерц" удовлетворено частично.
Признаны недействительными действия ИФНС России N 2 по г. Москве по проведению зачета переплаты налога на прибыль в размере 167 966 242 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 100 031 140 руб., в федеральный бюджет 67 935 102 руб. Обязали ИФНС России N 2 по г. Москве вернуть на расчетный счет ЗАО "ФК "Еврокоммерц" сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 152 814 014,77 руб., в том числе из бюджета субъекта РФ (г. Москва) 84 878 912,77 руб., из федерального бюджета 67 935 102 руб. В остальной части требований - отказано.
ФНС России (ИФНС России N 2 по г. Москве), не согласившись с определение суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отказать в удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Конкурсный управляющий должника, в судебное заседание явился, просил оставить без изменения определение суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит основания для отмены определения суда от 30.03.2012 г.
Рассмотрев требования, оценив представленные документы, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требовании исходя из следующего.
В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве), аналогичное указание содержится и в ст. 32 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Пунктом 1 ст. 61.1. Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с ГК РФ, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе "О банкротстве".
Сделка может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с нормой п. 1 ст. 61.3 Закона "О банкротстве" сделка, совершенная должником, может быть признана арбитражным судом недействительной, в том числе в случае, если сделка привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки. К сделкам, которые могут быть признаны недействительными, относится, в том числе, сделка, которая привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством РФ о банкротстве.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 63 Закона "О банкротстве" не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона "О банкротстве" очередность удовлетворения требований кредиторов.
Из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 1770 от 13.01.2010 по состоянию расчетов с бюджетом на 13.01.2010 заявитель имел излишне уплаченные суммы налогов на общую сумму в размере 229 203 025,57 руб., в т.ч. по налогам и сборам - 228 934 744,87 руб., пени - 268 280,70 руб.
Наиболее существенными суммами излишне уплаченных налогов по состоянию на 13.01.2010 являлись излишне уплаченные суммы налога на прибыль в размере 227 505 409,58 руб., в том числе в бюджет субъекта РФ (г. Москва) - 160 027 034,24 руб., в федеральный бюджет в размере 67 478 375,34 руб.
Инспекция провела выездную налоговую проверку должника за период деятельности с 2006 по 2008 годы, по результатам которой составлен Акт выездной налоговой проверки N 207/117 от 09.12.2009 и вынесено Решение N 1 от 21.01.2010 о привлечении должника к налоговой ответственности.
Согласно Решению уполномоченного органа должнику начислены к уплате в бюджет суммы налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, штрафы и пени по указанным налогам, пени по единому социальному налогу всего на сумму 226 296 816 руб., в том числе: по налогу на прибыль за 2007 - 2008 гг. всего на сумму 183 087 320 руб., в т.ч.: суммы налога в размере 177 634 140 руб. (в бюджет субъекта РФ - 129 524 894 руб., в федеральный бюджет - 48 109 246 руб.); суммы налоговых санкций в виде штрафа (20%) в размере 4 645 165 руб. (в бюджет субъекта РФ -3 387 099 руб., в федеральный бюджет - 1 258 066 руб.); суммы пени в размере 808 015 руб. (в бюджет субъекта РФ - 715 807 руб., в федеральный бюджет - 92 208 руб.).
- По налогу на добавленную стоимость за 2007 - 2008 гг. всего на сумму 42 043 556 руб., в т.ч.: суммы неуплаченного налога в размере 31 620 575 руб.;
- суммы налоговых санкций в виде штрафа (20%) в размере 6 324 115 руб.;
- суммы пени в размере 4 098 866 руб.
По налогу на доходы физических лиц за 2008 г. всего на сумму 684 772 руб., в т.ч.:
- суммы неуплаченного налога в размере 474 704 руб.; суммы налоговых санкций в виде штрафа (20%) в размере 95 941 руб.;
- суммы пени в размере 114 127 руб.; По единому социальному налогу за 2007 - 2008 гг. всего на сумму 9 903 руб., в т.ч. суммы пени в размере 9 903 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что уполномоченный орган произвел зачет излишне уплаченных сумм налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (г. Москва) и федеральный бюджет в счет недоимки, начисленной по результатам налоговой проверки, поэтому к должника образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 23 551 994 руб., при этом по другим налогам, по которым были доначислены суммы налогов, штрафов, пени, недоимка отсутствует. Так, согласно Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 172464 по состоянию расчетов на 02.02.2011 у Заявителя образовались следующие суммы недоимки (переплаты) по налогам (Код ОКАТО 45286570000):
по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, - недоимка в размере 2,00 руб., недоимка по пеням в размере 0,05 руб. Всего недоимка в размере 2,05 руб. (лист 1 Справки); по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (г. Москва) недоимка по налогу в размере 18 585 918,47 руб., недоимка по пеням в размере 4 966 073,48 руб. Всего недоимка в размере 23 551 991,95 руб. (лист 5 Справки); по налогу на добавленную стоимость - недоимка и переплата отсутствует (лист 7 Справки); по налогу на доходы физических лиц - недоимка и переплата отсутствует (лист 7 Справки); по единому социальному налогу - недоимка и переплата отсутствует (лист 7 Справки).
В обоснование факта переплаты налога на прибыль на 13.01.2010 должник ссылается на данные выписок по расчетам с бюджетом субъекта РФ (г. Москва) и федеральным бюджетом за период с 01.01.2008 по 02.02.2011, полученных через систему представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи "Контур-Экстерн".
Должник представил расчеты, основанные на выписках операций по расчетам с федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ (г. Москва), в которых указаны суммы налоговых обязательств заявителя и суммы уплаченного налога на прибыль за 2007 - 2009 годы с разбивкой по налоговым периодам, налоговые декларации по налогу на прибыль (Лист 01,02 Приложение N 5) и платежные поручения на уплату налога на прибыль за 2007 - 2009 годы.
После предоставления инспекцией письменных пояснений с расчетами налоговых обязательств должника, уплаченных им сумм налога на прибыль за период с 2006 - 2009 годы и подтверждающих документов, в том числе налоговых деклараций и выписки УФК, заявитель представил расчеты налоговых обязательств и сумм уплаченного налога на прибыль за эти же налоговые периоды. (2006 - 2009 годы), которые совпадают в отношении сумм налога на прибыль, начисленных на основании данных налоговых деклараций, и сумм налога на прибыль, уплаченных в бюджет субъекта РФ за 2006 - 2009 годы.
Согласно данным налоговых деклараций должником было начислено за 2006 - 2009 годы всего налога на прибыль в размере 182 304 833 руб., в том числе в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 129 249 606 руб., в федеральный бюджет 53 055 227 руб. Налоговые обязательства по налогу на прибыль с разбивкой по налоговым периодам составили:
в 2006 году всего 5 217 176 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 3 775 131 руб., в федеральный бюджет - 1 442 045 руб.; в 2007 году всего 166 121 094 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 117 705 974 руб., в федеральный бюджет - 48 415 120 руб.; в 2008 году всего 10 966 563 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 7 768 501 руб., в федеральный бюджет - 3 198 062 руб.
Заявителем была уплачена за 2006 - 2009 годы всего сумма налога на прибыль в размере 790 271 075 руб., в том числе в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 519 280 746 руб., в федеральный бюджет 270 990 329 руб. Из указанных сумм налога на прибыль по налоговым периодам были уплачены следующие суммы:
в 2006 году всего 4 899 582 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 3 457 537 руб., в федеральный бюджет - 1 442 045 руб.; в 2007 году всего 143 927 851 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 95 425 731 руб., в федеральный бюджет - 48 502 120 руб.; в 2008 году всего 641 443 642 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 420 397 478 руб., в федеральный бюджет - 221 046 164 руб.
Сальдо расчетов по налогу на прибыль, как разница между начисленными суммами налога на прибыль по данным налоговых деклараций и уплаченными суммами налога составила всего сумму в размере 607 966 242 руб., в том числе в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 390 031 140 руб., в федеральный бюджет 217 935 102 руб. Сальдо расчетов по налоговым периодам составило следующие суммы налога на прибыль:
- в 2006 году всего недоимка в размере 317 594 руб., в том числе недоимка в бюджет субъекта РФ (г. Москва) в сумме 317 594 руб.;
- в 2007 году всего недоимка составила 22 193 243 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ недоимка в размере 22 280 243 руб., переплата в федеральный бюджет в размере 87 000 руб.; в 2008 году всего переплата в сумме 630 477 079,00 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ 412 628 977 руб., в федеральный бюджет - 217 848 102 руб.
В 2009 году заявителю была возвращена на расчетный счет суммы налога на прибыль всего в размере 440 000 000 руб., из них из бюджета субъекта РФ (г. Москва) 290 000 000 руб., из федерального бюджета 150 000 000 руб. Итоговое сальдо (переплата) с учетом сумм возврата налога на прибыль составила всего 167 966 242 руб., из них переплата в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 100 031 140 руб., в федеральный бюджет 67 935 102 руб.
Заявитель кроме указанных сумм налога на прибыль, начисленных по налоговым декларациям, уплаченных согласно платежным поручениям и выпискам УФК, включил в расчет сумм переплаты другие операции, отраженные в выписках операций по расчетам в бюджетом субъекта РФ (г. Москва) и федеральный бюджет. К таким операциям, как пояснил заявитель, относятся записи в лицевом счете по корректировке сальдо расчетов с бюджетами, произведенные инспекцией, которые содержат записи "переплата на дату" и "по результатам камеральной проверки". Сумма таких корректировок согласно сводным расчетам заявителя составила всего - 59 538 850 руб. (уменьшено сальдо), из них по бюджету субъекта РФ - 59 995 899 руб. (уменьшено сальдо), по федеральному бюджету 457 049 руб. (увеличено сальдо расчетов с бюджетом).
В результате указанных корректировок сальдо расчетов по налогу на прибыль (переплата) составила всего 227 505 092 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ - 160 027 039 руб. (уменьшено сальдо), в федеральный бюджет 67 478 053 руб. Указанные суммы совпадают с данными акта сверки расчетов по налогам от 13.01.2010 и выписками по расчетам в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ.
Уполномоченный орган оспаривает достоверность представленных заявителем расчетов, а также представленные заявителем доказательства, ссылаясь на то, что заявителем были представлены налоговые декларации с листами 01, 02, тогда как расчет подтверждающие суммы начисленного налога на прибыль в субъект РФ (г. Москва) содержится в Приложение N 5 к листу 02 налоговых деклараций.
Инспекция также указывает на то обстоятельство, что в подтверждение уплаченных сумм налога на прибыль были представлены не все платежные поручения, подтверждающие уплату налога на прибыль в заявленных суммах.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что должником представлено Приложение N 5 к листу 02 налоговых деклараций по налогу на прибыль.
Кроме этого, сумма уплаченного налога на прибыль в размере 790 271 074, 70 руб. за период 2006 - 2008 гг., а также сумма начисленных налоговых обязательств по данным: налоговых деклараций в размере 182 304 833 руб., по данным заявителя совпадает с суммами уплаченного налога на прибыль по данным инспекции. Указанные суммы налоговых обязательств и суммы уплаченного налога на прибыль подтверждается не только налоговыми декларациями и платежными документами, представленными заявителем, но и копиями налоговых деклараций и выписок, представленных инспекцией (лист 69 - 71 том: 3).
Уполномоченный орган ссылается на то, что акт сверки и выписки операций по расчетам с бюджетами не могут являться единственным и достаточным доказательством наличия переплаты, поскольку акт сверки от 13.01.2010 является предварительным актом, не содержит подписи должностного лица и печати налогового органа, совместная сверка расчетов не проводилась. Выписка операций по расчетам с бюджетом не может приниматься в качестве доказательства так как не отражает состояние расчетов на текущую дату и срока возникновения обязательств; предоставляется налогоплательщику в целях обозрения и оперативного исправления ошибок; не содержит подписи должностных лиц налогового органа, а электронная подпись используется исключительно для целей защиты информации.
Уполномоченный орган ссылается, что в части начислений, приведенных заявителем по расчетам по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (г. Москва) и федеральный бюджет по состоянию на 13.01.2010 заявителем не были представлены документы, подтверждающие суммы начислений налога на прибыль по другим операциям, отраженным в выписках по расчетам с бюджетами по налогу на прибыль.
Довод уполномоченного органа о том, что акт сверки и выписки по расчетам с бюджетом не являются надлежащими документами проверен судом и признан необоснованным.
Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам является документом, установленным пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, и регламентирован Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@. Проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам осуществляется в соответствии с Временными рекомендациями по организации работы налоговых органов при проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (Письмо ФНС России от 26.12.2007 N ЧД-6-25/1005).
Согласно Временным рекомендациям по организации работы налоговых органов при проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам акт сверки формирует должностное лицо структурного подразделения Инспекции ФНС России, ответственного за сверку расчетов на основании информационных ресурсов Инспекции ФНС России.
Временные рекомендации содержат указание на подписание акта сверки должностным лицом налогового органа, производящего сверку расчетов, и налогоплательщиком. Проставление печати налогового органа на акте сверки не предусмотрено.
Из материалов дела видно, что акт сверки от 13.01.2010 подписан должностным лицом налогового органа Ковзелевой Марией Александровной и представителем должника "без разногласий".
Согласно п. 1.2.13. Временных рекомендаций при подписании налогоплательщиком раздела I акта сверки расчетов без разногласий сверка расчетов завершается, что свидетельствует об отсутствии разногласий в расчетах с бюджетом между налогоплательщиком и налоговым органом и подписания акта сверки сверка считается проведенной и законченной.
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованными доводы инспекции о том, что выписка операций по расчетам с бюджетом не может приниматься в качестве доказательства, так как не отражает состояние расчетов на текущую дату и срока возникновения обязательств; предоставляется налогоплательщику в целях обозрения и оперативного исправления ошибок; не содержит подписи должностных лиц налогового органа, а электронная подпись используется исключительно для целей защиты информации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ на налоговый орган возложена государственная функция по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о состоянии расчетов с бюджетом. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден Административный регламент ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - Административный регламент).
Общие принципы предоставления информационных услуг в условиях информационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет установлены Временным порядком обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет, утвержденным ФНС России 27.01.2006.
Согласно Письму Минфина РФ от 02.10.2008 N 03-01-11/4-108 состав информации, формы и форматы документов, предоставляемых налогоплательщикам, определяются Федеральной налоговой службой.
В целях реализации положений разделов 11 и 17 Административного регламента ФНС РФ Приказом от 19.01.2011 N ММВ-7-6/22@, утвержден формат выписки операций по расчету с бюджетом в электронном виде, который содержит дату записи операций в карточку "Расчетов с бюджетом" налоговыми органами; срок уплаты налога; дату, номер и вид документа отчетности, на основании которого вносятся записи в карточку "Расчетов с бюджетом" и дате представления этого документа в налоговый орган; отчетный период документа отчетности; - вид платежа; суммы по операциям, формирующие положительное или отрицательное сальдо по налогу; итоговый баланс расчетов с бюджетом, операции (переплата или недоимка (задолженность) по налогу.
Согласно Приказу ФНС РФ от 19.01.2011 N ММВ-7-6/22@ информация предоставляется по телекоммуникационным каналам связи на основании запроса с использованием электронной подписи.
В соответствии со ст. 3, пп. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись, изготовленная с использованием сертификате ключа подписи, равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Однако, суммы корректировок, отраженные в выписках по расчетам с бюджетами в размере 59 538 850 руб., из них по бюджету субъекта РФ - 59 995 899 руб. (уменьшено сальдо), по федеральному бюджету 457 049 руб. (увеличено сальдо расчетов с бюджетом) документально не подтверждены.
Записи в лицевом счете по другим операциям не содержат ссылки на документы, на основании которых инспекция произвела указанные записи, заявитель не смог пояснить содержание указанных записей, сославшись на то, что они были произведены инспекцией.
Кроме этого суммы других операций, формирующих сальдо расчетов с бюджетом, не подтверждены иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о достаточном документальном подтверждении суммы начисленных налоговых обязательств по данным налоговых деклараций за 2006 - 2009 годы всего налога на прибыль в размере 182 304 833 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 129 249 606 руб., в федеральный бюджет 53 055 227 руб.
Также суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем документально подтверждены уплата налога на прибыль за 2006 - 2009 годы всего 790 271 075 руб., в том числе, в бюджет субъекта РФ (г. Москва) 519 280 746 руб., в федеральный бюджет 270 990 329 руб., что подтверждается доказательствами представленными уполномоченным органом, в т.ч. копиями налоговых деклараций и выписками УФК.
Суд первой инстанции правомерно посчитал установленной и подтвержденной материалами дела, не оспоренный инспекцией размер переплаты налога на прибыль в размере 167 966 242 руб. с учетом суммы возврата. При этом переплата в бюджет субъекта РФ (г. Москва) составляет 100 031 140 руб. в федеральный бюджет 67 935 102 руб.
Исследовав представленные сторонами расчеты, суд первой инстанции правомерно установил, что расчеты, представленные ответчиком и заявителем, расходятся не только на суммы других операций, отраженных в выписках операций по расчетам с бюджетом, но и на суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль, начисленных на основании Решения N 1 от 21.01.2010 года. Уполномоченный орган в представленном расчете увеличил суммы налоговых обязательств на суммы налога на прибыль, начисленные по результатам налоговой проверки.
Инспекция определила налоговые обязательства Заявителя путем сложения начисленных налоговых обязательств по данным налоговых деклараций (182 304 833 руб.) и по результатам налоговой проверки (177 634 140 руб.), уменьшенных на суммы уплаченного налога на прибыль (790 271 075 руб.) и сумм налога, возвращенного Заявителю из бюджета (440 000 000 руб.) за 2006 - 2009 год.
В расчете инспекции налоговые обязательства заявителя по налогу на прибыль составили:
- за 2007 год в размере 166 121 094 руб. увеличиваются на сумму доначисленного налога на прибыль в размере 23 225 824 руб., в результате налоговые обязательства по налогу на прибыль составляют 189 346 918 руб.;
- за 2008 год в размере 10 966 563 руб. руб. увеличиваются на сумму доначисленного налога на прибыль в размере 154 408 316 руб., в результате налоговые обязательства по налогу на прибыль составляют 165 374 879 руб.
Инспекция, ссылаясь на акт выездной проверки от 09.12.2009 N 207/117 и положения п. 1 ст. 54 НК РФ, обосновывает свою позицию о том, что доначисленные суммы налога относятся к налоговой базе 2007, 2008 годов и, следовательно, на 14.12.2009 у Заявителя не имелась переплата налога на прибыль.
Позиция об отсутствии переплаты по налогу на прибыль обосновывается актом выездной налоговой проверки N 207/117 от 09.12.2009, которым была "установлена недостоверность данных, отраженных налогоплательщиком в налоговых декларациях, предшествующих дате введения наблюдения. Акта выездной налоговой проверки N 207/117 от 09.12.2009 также содержит требования о корректировке сумм налога за 2007, 2008 годы в период допущения ошибки в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ.
В соответствии со ст. 100, ст. 137 - 138, п. 3 ст. 70 НК РФ ненормативным актом налогового органа, который может быть обжалован и на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность уплатить налоги, является решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки после рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика, в связи с чем Акт выездной налоговой проверки не является документом, влекущим юридические последствия,
В связи с чем, ненормативным актом Инспекции, после вступления в силу которого возникают юридические последствия для Заявителя, является Решение N 1 от 21.01.2010.
Суммы налога на прибыль, доначисленные в соответствии с Решением N 1 от 21.01.2010 в результате выездной налоговой проверки согласно выпискам по расчетам с бюджетами по налогу на прибыль отражены в лицевом счете Заявителя 26.02.2010., т.е. после введения в отношении заявителя процедуры наблюдения (14.12.2009) и осуществлены без учета положений закона о банкротстве.
Инспекция обосновала правомерность произведенных ею корректировок налоговых обязательств заявителя на суммы налога на прибыль, доначисленные по результатам налоговой проверки, положениями п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, считая, что указанные положения Пленума ВАС РФ являются подтверждением правомерности определения реальных налоговых обязательств налогоплательщика, произведенных посредством корректировок инспекцией, перед бюджетом РФ.
Однако, п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 направлены на правильное применение судами положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решение вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов и не являются правовым обоснованием корректировки налоговых обязательств. Выводы инспекции о возможности корректировки налоговых обязательств не соответствуют нормам НК РФ, в котором отсутствует понятие "уточнение или корректировка налоговым органом реальных налоговых обязательств".
Термин перерасчет (уточнение) налоговых обязательств указан в п. 1 ст. 54, ст. 81 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщик обязан при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога и сдать уточненную налоговую декларацию.
Налоговые обязательства налогоплательщика, возникшие в результате доначисления налогов налоговым органом по результатам налоговой проверки, являются отдельным видом налоговых обязательств, в отношении которых НК РФ установлен специальный порядок уплаты доначисленных сумм налога на прибыль. При этом НК РФ содержит только два способа погашения доначисленных налоговых обязательств - перечисление денежных средств либо зачет. Аналогичные способы содержатся и в отношении излишне уплаченных сумм налогов: они могут быть либо возвращены налогоплательщику, либо зачтены в имеющуюся недоимку. НК РФ не содержит иных способов возмещения излишне уплаченных сумм налогов.
Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
Порядок проведения зачета сумм излишне уплаченных налогов установлен ст. 78 НК РФ, согласно п. 1 которой зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
На основании п. 5 ст. 78 НК РФ налоговые органы имеют право самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении, о зачете сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Поэтому, за налогоплательщиком остается непогашенная задолженность до тех пор или до того момента пока налогоплательщиком не перечислены денежные средства в счет погашения возникшей недоимки либо не произведен зачет имеющейся переплаты, в связи с чем, если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки.
При этом нарушение налоговым органом порядка проведения зачета не влияет на сам факт зачета, который подтверждается изменением размера переплаты, имеющейся у налогоплательщика.
Аналогичная позиция была высказана в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.09.2011 по делу N А40-166890/09-33-1378.
- Факт изменения размера переплаты подтвержден актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 1770 от 13.01.2010, согласно которому по состоянию расчетов с бюджетом на 13.01.2010 заявитель имел излишне уплаченные суммы налогов по налогу на прибыль в размере 227 505 409,58 руб., в том числе в бюджет субъекта РФ (г. Москва) - 160 027 034,24 руб., в федеральный бюджет в размере 67 478 375,34 руб. и Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 172464 по состоянию расчетов на 02.02.2011 в соответствии с которой у Заявителя образовались следующие суммы недоимки: по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, - недоимка в размере 2,00 руб., недоимка по пеням в размере 0,05 руб. Всего недоимка в размере 2,05 руб. (лист 1 Справки); по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (г. Москва) недоимка по налогу в размере 18 585 918,47 руб., недоимка по пеням в размере 4 966 073,48 руб. Всего недоимка в размере 23 551 991,95 руб. (лист 5 Справки);
- Судом первой инстанции правомерно установлено, что доначисленные суммы налогов по Решению N 1 от 21.01.2010 относятся к 2007, 2008 гг. и не являются текущими платежами по налогам, а подлежат включению в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке очередности, установленной Законом "О банкротстве". Уполномоченный орган необоснованно, без учета требований законодательства о банкротстве и положений Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" осуществила корректировку налоговых обязательств заявителя.
Пунктом. 18 Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "Положения статей 78, 79 НК РФ, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. В данном случае основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке. Вместе с тем судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.".
В доказательство отсутствия документов по проведенным зачетам Инспекция представила в материалы дела Письмо Управления Федерального казначейства по г. Москве N 19-14/108468 от 09.11.2011, в котором сообщается, что в период с 01.05.2010 по 31.05.2010 в УФК по г. Москве не поступали уведомления от УФНС России по г. Москве о зачете денежных средств в отношении ЗАО ФК "Еврокоммерц".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что представленные инспекцией сведения противоречат иным доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В материалах дела имеются выписки по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ и федеральный бюджет, в которых содержится вся информация о принятых Инспекцией решениях о проведении зачетов, а также о факте проведения зачета имеющейся переплаты по налогу на прибыль. Все указанные записи в выписках по расчетам с бюджетом содержат ссылки на реквизиты документов, на основании которых эти записи произведены.
В выписках по расчетам с бюджетом в отношении проведенных зачетов переплаты налога на прибыль содержатся два вида записей:
- несальдообразующие записи, которые производились Инспекцией на основании принятых решений (заключений) о проведении зачета путем направления имеющейся переплаты по налогу в счет недоимки по другим налогам;
- сальдообразующие записи, которые подтверждают факт проведения Инспекцией зачета в рамках одного налога (по разным видам платежа) либо факт проведения зачета федеральным казначейством налога в счет недоимки по другому налогу на основании заключений налогового органа.
Несальдообразующие записи в выписке по расчетам с бюджетом производятся в том случае, если налоговый орган производит зачет налога в другие налоги. Эти записи содержат ссылку на номер и дату заключения Инспекции (в графе 6 "Вид документа" выписки по расчетам с бюджетом указано "Закл"), оформленного по результатам принятого решения о проведении зачета.
Заключение о проведении зачета оформляется по форме N 21 в соответствии с Письмом МНС РФ от 21.11.2000 N ФС-6-09/884.
В совместном Письме Минфина РФ и МНС РФ от 17.11.2000 N 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880 "О возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора, а также пеней" разъясняется применение положений ст. 78 и 79 НК РФ по порядку зачета или возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора, а также пени.
Согласно указанным разъяснениям Заключения по форме N 21 подлежат в обязательном порядке направлению налоговыми органами в органы федерального казначейства, в том числе, в случае проведения зачета с одного кода доходов бюджетов Российской Федерации на другой код.
В соответствии с Письмом МНС РФ и Минфина РФ от 27.07.2000 N ФС-6-09/570, 03-01-12/07-338 "Об отдельных вопросах взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства в процессе распределения органами федерального казначейства доходов от уплаты регулирующих налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" заключения налогового органа на осуществление зачетов, возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пени, штрафов в четырех экземплярах, подписанные руководителем налогового органа и заверенные оттиском печати на 1 экземпляре передаются в органы федерального казначейства с иными документами и сведениями.
Органы федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения из банка выписок из лицевых счетов, платежных документов к ним и распределения доходов по бюджетам разных уровней, направляют налоговым органам документы, а также информацию на бумажных носителях по согласованию с соответствующими налоговыми органами.
После того, как зачет налога в счет недоимки по другому налогу произведен, налоговый орган на основании документов федерального казначейства делает запись в выписке по расчетам с бюджетом налогоплательщика, уменьшающую сальдо расчетов с бюджетом по налогу (сальдообразующие записи).
В случае проведения зачета переплаты по налогу в другие виды платежей по этому же налогу записи о проведенном зачете (с уменьшением сальдо расчетов) производятся на основании решения налогового органа.
В представленных заявителем выписках операций по расчетам с бюджетом содержатся следующие записи с указанием документов инспекции и УФК, свидетельствующих о проведении зачета переплаты по налогу в счет доначисленной недоимки.
Из суммы переплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 160 027 034,24 руб. инспекция путем проведения зачета направила переплату по налогу на прибыль на погашение недоимки.
04.05.2010 сумму в размере 129 524 894 руб. (лист 19 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 5713 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому платежу (зачет). Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 30 547 599,24 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 4 098 866 (лист 20 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19377 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 22 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013877 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что данная сумма в размере 4 098 866 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 26 448 733,24 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 1 218 346,20 руб. (лист 20 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19378 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 22 Выписки операций по расчету с бюджетом содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 1 218 346,20 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 25 230 387,04 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 595 646,50 руб. (Лист 19 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19373 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 702UN00001387 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 595 646,50 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 24 634 740,54 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 50 руб. (Лист 20 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19387 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 702UN000013869 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 50 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 24 634 690,54 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 474 704 руб. (Лист 22 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19362 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013874 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 474 704 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 24 159 986,54 руб.). 04.05.2010 сумму в размере 6 897,20 руб. (Лист 22 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19386 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013872 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 6 897,20 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 24 153 089,34 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 95 941 руб. (Лист 20 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19376 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 702UN000013870 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 95 941 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 24 057 148,34 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 114 127 руб. (Лист 19 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19375 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013871 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 114 127 руб. руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 23 943 021,34 руб.).
06.05.2010 сумму в размере 3 387 099 руб. (лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 13875 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому платежу (зачет). Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 20 555 922,34 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 6 324 115 руб. (Лист 22 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19366 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013883 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 07.05.2010 сумма в размере 6 324 115 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 14 231 807,34 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 12 7845 244,69 руб. (Лист 19 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19374 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 23 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013841 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 07.05.2010 сумма в размере 12 784 244,69 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 1 447 562,65 руб.).
Всего произведено зачетов из переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, на сумму 158 624 930,59 руб.
Из суммы переплаты налога на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, размере 67 478 375,34 руб. инспекция путем проведения зачета направила переплату по налогу на прибыль на погашение недоимки.
04.05.2010 сумму в размере 48 109 246 руб. (лист 11 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 5712 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому платежу (зачет). Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 19 374 122,34 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 1 258 066 руб. (Лист 11 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19357 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 11 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013878 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 1 258 066 руб. зачтена в недоимку по другому виду платежа. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 18 116 056,34 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 10 607,75 руб. (Лист 11 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19352 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 12 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013876 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 06.05.2010 сумма в размере 10 607,75 руб. зачтена в недоимку по другому виду платежа. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 18 105 448,59 руб.).
04.05.2010 сумму в размере 18 105 448,59 руб. (Лист 11 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 19370 от 04.05.2010 содержит сведения о том, что сумма направлена на погашение недоимки по другому налогу. Лист 12 Выписки операций по расчету с бюджетом, ссылка на документ N 7702UN000013840 от 05.05.2010 содержит сведения о том, что 07.05.2010 сумма в размере 18 105 448,59 руб. зачтена в недоимку по другому налогу. Сальдо расчетов по налогу на прибыль после зачета составило 0 руб.).
Всего произведено зачетов из переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 67 478 375,34 руб.
Однако, налоговый орган ссылаясь на то, что отсутствовал факт проведения зачетов, не опроверг указанные выше записи по проведению зачетов, проведение которых подтверждается также фактическим списанием имеющейся переплаты налога на прибыль. Так, на 13.01.2010 года у заявителя имелась переплата по налогу на прибыль в размере 227 505 409,58 руб. По результатам налоговой проверки на основании Решения N 1 от 21.01.2010 Инспекцией были доначислены налоги, штрафы, пени по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, по единому социальному налогу всего на сумму 226 296 816 руб. После проведения зачетов у должника образовалась недоимка по налогу на прибыль всего в сумме 23 551 994 руб., а сальдо по другим налогам стало нулевым.
Кроме записей, указанных в выписках по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль, и фактического списания имеющейся переплаты доказательством проведения инспекцией зачета переплаты в счет недоимки по налогу на прибыль, НДС, штрафов и пеней, начисленных по результатам налоговой проверки, является письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2010 N 9-2-08/0163@, которое является решением УФНС России по г. Москве по жалобе Заявителя на бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль.
УФНС России по г. Москве в Письме от 09.04.2010 N 9-2-08/0163@ указала, что у Инспекции отсутствуют основания для исполнения заявления на возврат излишне уплаченного налога на прибыль, обосновав это тем, что согласно располагаемой инспекцией информацией у Заявителя "имеется задолженность по налогам, пеням, штрафам в размере 226 296 816 руб., возникшая по результатам проведенной выездной налоговой проверки, что подтверждается карточкой "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика". Отказывая заявителю в возврате переплаты, УФНС России сослалась на положения п. 6 ст. 78 НК РФ, согласно которым возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам, пеням, штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет недоимки (задолженности). Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2010 N 9-2-08/0163@ подтверждает доказательства заявителя о проведенном зачете.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт проведения Инспекцией зачетов сумм излишне уплаченных сумм налога на прибыль после введения в отношении должника процедуры наблюдения (14.12.2009), что противоречит нормам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Указанный обстоятельства свидетельствуют о том, что уполномоченный орган получил преимущественное удовлетворение своих требований вне рамок дела о банкротстве Должника.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона "О банкротстве" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно статье 5 Закона "О банкротстве" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в том числе разъяснены вопросы о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих, такие требования подлежат включению в реестр требований должника.
В соответствии с п. 18 Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 положения статей 78, 79 НК РФ, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. В рассматриваемом случае основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Законом "О несостоятельности (банкротстве)" действия по проведению зачета относятся к иным оспоримым сделкам Должника: "В связи с этим в случае признания в ходе рассмотрения дела о банкротстве недействительными оспоримых действий должника по уплате денег, передаче вещей или иному исполнению обязательства, а также иной оспоримой сделки должника, направленной на прекращение обязательства (зачета, отступного и других), обязательство должника перед соответствующим кредитором считается восстановленным с момента совершения недействительной сделки, а право требования кредитора к должнику по этому обязательству считается существовавшим независимо от совершения этой сделки".
Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая сторона обязана вернуть другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Пунктом 1 ст. 61.6 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены специальные последствия признания сделки недействительной. Так, согласно указанной норме все, что изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с настоящей главой, подлежит возврату в конкурсную массу.
На основании изложенного, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Определение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2012 г. по делу N А40-97061/09-78-446б оставить без изменения, апелляционную жалобу ФНС России (ИФНС России N 43 по г. Москве) - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ТИТОВА
Судьи
Б.В.СТЕШАН
С.Н.ОВЧИННИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)