Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 сентября 2005 г. Дело N А08-617/05-20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородского городского Совета депутатов на Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20,
ЗАО "Арсенал" обратилось с заявлением о признании недействующим приложения N 3 к Решению Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" в части установления границ подзоны II в г. Белгорода "по ул. Михайловское шоссе до ж.д. тупика к мясокомбинату".
Решением от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, суд установил следующее.
Решением Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" на территории г. Белгорода установлены ставки земельного налога и арендная плата по видам использования земель. При этом как размер земельного налога, так и арендной платы поставлены в зависимость от места расположения земельного участка в различных экономических зонах территории г. Белгорода.
Статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что средние ставки налога на землю дифференцируются по зонам различной градостроительной ценности территории при этом границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Как следует из п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 209-О от 11.05.2004, дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования утверждаются нормативными правовыми актами местного самоуправления.
Согласно п. 15 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" зонирование территории по градостроительной ценности производится, в частности, с учетом местоположения земельных участков, доступности к центру города (поселка), объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения и других факторов. Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности территории градостроительных зон. Указанные факторы должны учитываться при установлении соответствующей ставки земельного налога в определенной градостроительной зоне.
В материалы дела администрацией представлена экономическая оценка территорий, расположенных в зонах различной градостроительной ценности, находящихся в пределах городской черты.
Вместе с тем в указанном документе анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности отсутствует (без учета местоположения земельных участков, доступности к центру города, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения).
В обосновании необходимости изменения границ экономических зон и подзон положены общие данные о расширении и ремонте автодорог, объеме выделенных средств на благоустройство города, а также планируемые перспективы развития территорий.
При этом из представленной городским Советом депутатов экономической оценки территорий, не усматривается конкретных оснований для пересмотра существовавших границ экономических зон и подзон в сторону расширения площади I - III зон и уменьшения площади IV - V зон.
При изложенных обстоятельствах определение границ экономических зон произведено оспариваемым нормативным актом в нарушение положений ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Поскольку оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и нарушает права и законные интересы общества, то обоснованно признан судом недействующим.
Довод заявителя жалобы о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде несостоятелен, поскольку право обжалования актов органов местного самоуправления, в арбитражный суд предусмотрено ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 13 сентября 2005 г. Дело N А08-617/05-20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородского городского Совета депутатов на Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20,
ЗАО "Арсенал" обратилось с заявлением о признании недействующим приложения N 3 к Решению Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" в части установления границ подзоны II в г. Белгорода "по ул. Михайловское шоссе до ж.д. тупика к мясокомбинату".
Решением от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, суд установил следующее.
Решением Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" на территории г. Белгорода установлены ставки земельного налога и арендная плата по видам использования земель. При этом как размер земельного налога, так и арендной платы поставлены в зависимость от места расположения земельного участка в различных экономических зонах территории г. Белгорода.
Статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что средние ставки налога на землю дифференцируются по зонам различной градостроительной ценности территории при этом границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Как следует из п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 209-О от 11.05.2004, дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования утверждаются нормативными правовыми актами местного самоуправления.
Согласно п. 15 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" зонирование территории по градостроительной ценности производится, в частности, с учетом местоположения земельных участков, доступности к центру города (поселка), объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения и других факторов. Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности территории градостроительных зон. Указанные факторы должны учитываться при установлении соответствующей ставки земельного налога в определенной градостроительной зоне.
В материалы дела администрацией представлена экономическая оценка территорий, расположенных в зонах различной градостроительной ценности, находящихся в пределах городской черты.
Вместе с тем в указанном документе анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности отсутствует (без учета местоположения земельных участков, доступности к центру города, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения).
В обосновании необходимости изменения границ экономических зон и подзон положены общие данные о расширении и ремонте автодорог, объеме выделенных средств на благоустройство города, а также планируемые перспективы развития территорий.
При этом из представленной городским Советом депутатов экономической оценки территорий, не усматривается конкретных оснований для пересмотра существовавших границ экономических зон и подзон в сторону расширения площади I - III зон и уменьшения площади IV - V зон.
При изложенных обстоятельствах определение границ экономических зон произведено оспариваемым нормативным актом в нарушение положений ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Поскольку оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и нарушает права и законные интересы общества, то обоснованно признан судом недействующим.
Довод заявителя жалобы о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде несостоятелен, поскольку право обжалования актов органов местного самоуправления, в арбитражный суд предусмотрено ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2005 N А08-617/05-20
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 сентября 2005 г. Дело N А08-617/05-20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородского городского Совета депутатов на Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Арсенал" обратилось с заявлением о признании недействующим приложения N 3 к Решению Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" в части установления границ подзоны II в г. Белгорода "по ул. Михайловское шоссе до ж.д. тупика к мясокомбинату".
Решением от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, суд установил следующее.
Решением Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" на территории г. Белгорода установлены ставки земельного налога и арендная плата по видам использования земель. При этом как размер земельного налога, так и арендной платы поставлены в зависимость от места расположения земельного участка в различных экономических зонах территории г. Белгорода.
Статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что средние ставки налога на землю дифференцируются по зонам различной градостроительной ценности территории при этом границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Как следует из п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 209-О от 11.05.2004, дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования утверждаются нормативными правовыми актами местного самоуправления.
Согласно п. 15 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" зонирование территории по градостроительной ценности производится, в частности, с учетом местоположения земельных участков, доступности к центру города (поселка), объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения и других факторов. Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности территории градостроительных зон. Указанные факторы должны учитываться при установлении соответствующей ставки земельного налога в определенной градостроительной зоне.
В материалы дела администрацией представлена экономическая оценка территорий, расположенных в зонах различной градостроительной ценности, находящихся в пределах городской черты.
Вместе с тем в указанном документе анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности отсутствует (без учета местоположения земельных участков, доступности к центру города, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения).
В обосновании необходимости изменения границ экономических зон и подзон положены общие данные о расширении и ремонте автодорог, объеме выделенных средств на благоустройство города, а также планируемые перспективы развития территорий.
При этом из представленной городским Советом депутатов экономической оценки территорий, не усматривается конкретных оснований для пересмотра существовавших границ экономических зон и подзон в сторону расширения площади I - III зон и уменьшения площади IV - V зон.
При изложенных обстоятельствах определение границ экономических зон произведено оспариваемым нормативным актом в нарушение положений ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Поскольку оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и нарушает права и законные интересы общества, то обоснованно признан судом недействующим.
Довод заявителя жалобы о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде несостоятелен, поскольку право обжалования актов органов местного самоуправления, в арбитражный суд предусмотрено ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 сентября 2005 г. Дело N А08-617/05-20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородского городского Совета депутатов на Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Арсенал" обратилось с заявлением о признании недействующим приложения N 3 к Решению Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" в части установления границ подзоны II в г. Белгорода "по ул. Михайловское шоссе до ж.д. тупика к мясокомбинату".
Решением от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, суд установил следующее.
Решением Белгородского городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" на территории г. Белгорода установлены ставки земельного налога и арендная плата по видам использования земель. При этом как размер земельного налога, так и арендной платы поставлены в зависимость от места расположения земельного участка в различных экономических зонах территории г. Белгорода.
Статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что средние ставки налога на землю дифференцируются по зонам различной градостроительной ценности территории при этом границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Как следует из п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 209-О от 11.05.2004, дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования утверждаются нормативными правовыми актами местного самоуправления.
Согласно п. 15 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" зонирование территории по градостроительной ценности производится, в частности, с учетом местоположения земельных участков, доступности к центру города (поселка), объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения и других факторов. Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности территории градостроительных зон. Указанные факторы должны учитываться при установлении соответствующей ставки земельного налога в определенной градостроительной зоне.
В материалы дела администрацией представлена экономическая оценка территорий, расположенных в зонах различной градостроительной ценности, находящихся в пределах городской черты.
Вместе с тем в указанном документе анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности отсутствует (без учета местоположения земельных участков, доступности к центру города, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения).
В обосновании необходимости изменения границ экономических зон и подзон положены общие данные о расширении и ремонте автодорог, объеме выделенных средств на благоустройство города, а также планируемые перспективы развития территорий.
При этом из представленной городским Советом депутатов экономической оценки территорий, не усматривается конкретных оснований для пересмотра существовавших границ экономических зон и подзон в сторону расширения площади I - III зон и уменьшения площади IV - V зон.
При изложенных обстоятельствах определение границ экономических зон произведено оспариваемым нормативным актом в нарушение положений ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Поскольку оспариваемый нормативный акт не соответствует требованиям ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и нарушает права и законные интересы общества, то обоснованно признан судом недействующим.
Довод заявителя жалобы о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде несостоятелен, поскольку право обжалования актов органов местного самоуправления, в арбитражный суд предусмотрено ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.06.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-617/05-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)