Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 января 2005 года Дело N А56-22020/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Давыдова В.О. (доверенность от 11.10.2004 N 17/19819), от общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" Крыловой О.Г. (доверенность от 04.06.2004 N 8-Н), рассмотрев 27.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 19.07.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2004 (судьи Семиглазов В.А., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22020/04,
Общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция по Выборгскому району) от 21.05.2004 N 2 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требований от 21.05.2004 N 296 и N 297.
В связи с тем, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга, она привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве третьего лица.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2004, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление суда как принятые с нарушением норм материального права и отказать ООО "Айсберг" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями статей 366 и 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на игорный бизнес подлежит уплате налогоплательщиком по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации налоговым органом в качестве налогоплательщика. Общество, имея обособленные подразделения, является плательщиком налога на игорный бизнес по месту расположения названных обособленных подразделений, а также обязано представлять налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и ставить на учет объекты налогообложения (игровые столы).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить судебные акты без изменения.
3-е лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга.
Общество 22.03.2004 и 22.04.2004 представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за февраль и март 2004 года. Расчет налога производился Обществом по ставке, установленной пунктом 2 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации, в Ленинградской области.
Указанные в декларациях суммы налога уплачены Обществом в полном объеме (всего 450000 руб.), в соответствии с платежными поручениями от 15.03.2004 N 82, 22.03.2004 N 90, 19.04.2004 N 131.
Кроме того, в соответствии со свидетельством о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 03.03.2004 N 181 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга зарегистрировала 9 игровых столов по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 113, корпус 1, литера А.
Инспекция по Выборгскому району провела камеральную проверку исчисления и уплаты ООО "Айсберг" налога на игорный бизнес за февраль и март 2004 года, по результатам которой приняла решение от 21.05.2004 N 2. Указанным решением Инспекция по Выборгскому району привлекла Общество к налоговой ответственности за неуплату налога на игорный бизнес за февраль и март 2004 года в виде 255000 руб. штрафа по статье 122 НК РФ; за непредставление в установленный законодательством срок налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за февраль и март 2004 года в виде 127500 руб. штрафа по статье 119 НК РФ; за нарушение требований, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 366 НК РФ, в виде 225000 руб. штрафа. Кроме того, Обществу предложено уплатить 600000 руб. налога на игорный бизнес за февраль 2004 года и 675000 руб. налога на игорный бизнес за март 2004 года, а также 26755 руб. пеней.
При этом налоговый орган указал на обязанность налогоплательщика, имея обособленное подразделение, состоящее на учете в Инспекции, уплачивать налог на игорный бизнес, представлять налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и ставить на учет объекты налогообложения (игровые столы) по месту расположения названного обособленного подразделения. Кроме того, по мнению Инспекции по Выборгскому району, расчет налога должен производиться по ставке, установленной в соответствии со статьей 369 НК РФ на территории Санкт-Петербурга, где находится обособленное подразделение.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с положениями статьи 366 НК РФ Общество зарегистрировало, а также исчислило и уплатило в бюджет налог на игорный бизнес по месту своей регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика, то есть на территории Всеволожского района Ленинградской области, в региональный бюджет, в связи с чем положения статей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе игровых автоматов в качестве обособленных подразделений по месту их фактического нахождения, в данном случае неприменимы.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
В статье 364 НК РФ дано определение следующих понятий:
- игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;
- игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;
- игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;
- касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ (в целях настоящей главы 29 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2004) налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в редакции Федерального закона от 27.12.2002 N 182-ФЗ).
Согласно положениям пунктов 3 - 5 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Из положений главы 29 НК РФ, а также Областного закона от 08.10.2001 N 57-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области" и Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 623-94 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге", действовавших в проверяемый период, следует, что игровые столы как объекты обложения налогом на игорный бизнес подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.
В данном случае в проверенный период положения статей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе обособленных подразделений по месту их фактического нахождения, неприменимы. Заявитель осуществил 25.02.2004 регистрацию 9-ти игровых столов по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика, то есть в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга. Этой же Инспекции представлялись декларации по налогу на игорный бизнес, и в региональный бюджет уплачивался налог на игорный бизнес.
При таких обстоятельствах положения статьи 366 НК РФ заявителем соблюдены, в связи с чем у налогового органа не было правовых оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления налога на игорный бизнес за февраль и март 2004 года.
Следовательно, судебные акты являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 19.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22020/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2005 N А56-22020/04
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2005 года Дело N А56-22020/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Давыдова В.О. (доверенность от 11.10.2004 N 17/19819), от общества с ограниченной ответственностью "Айсберг" Крыловой О.Г. (доверенность от 04.06.2004 N 8-Н), рассмотрев 27.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 19.07.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2004 (судьи Семиглазов В.А., Исаева И.А., Слобожанина В.Б.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22020/04,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Айсберг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция по Выборгскому району) от 21.05.2004 N 2 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требований от 21.05.2004 N 296 и N 297.
В связи с тем, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга, она привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве третьего лица.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2004, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление суда как принятые с нарушением норм материального права и отказать ООО "Айсберг" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями статей 366 и 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на игорный бизнес подлежит уплате налогоплательщиком по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации налоговым органом в качестве налогоплательщика. Общество, имея обособленные подразделения, является плательщиком налога на игорный бизнес по месту расположения названных обособленных подразделений, а также обязано представлять налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и ставить на учет объекты налогообложения (игровые столы).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить судебные акты без изменения.
3-е лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга.
Общество 22.03.2004 и 22.04.2004 представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за февраль и март 2004 года. Расчет налога производился Обществом по ставке, установленной пунктом 2 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации, в Ленинградской области.
Указанные в декларациях суммы налога уплачены Обществом в полном объеме (всего 450000 руб.), в соответствии с платежными поручениями от 15.03.2004 N 82, 22.03.2004 N 90, 19.04.2004 N 131.
Кроме того, в соответствии со свидетельством о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 03.03.2004 N 181 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга зарегистрировала 9 игровых столов по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 113, корпус 1, литера А.
Инспекция по Выборгскому району провела камеральную проверку исчисления и уплаты ООО "Айсберг" налога на игорный бизнес за февраль и март 2004 года, по результатам которой приняла решение от 21.05.2004 N 2. Указанным решением Инспекция по Выборгскому району привлекла Общество к налоговой ответственности за неуплату налога на игорный бизнес за февраль и март 2004 года в виде 255000 руб. штрафа по статье 122 НК РФ; за непредставление в установленный законодательством срок налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за февраль и март 2004 года в виде 127500 руб. штрафа по статье 119 НК РФ; за нарушение требований, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 366 НК РФ, в виде 225000 руб. штрафа. Кроме того, Обществу предложено уплатить 600000 руб. налога на игорный бизнес за февраль 2004 года и 675000 руб. налога на игорный бизнес за март 2004 года, а также 26755 руб. пеней.
При этом налоговый орган указал на обязанность налогоплательщика, имея обособленное подразделение, состоящее на учете в Инспекции, уплачивать налог на игорный бизнес, представлять налоговые декларации по налогу на игорный бизнес и ставить на учет объекты налогообложения (игровые столы) по месту расположения названного обособленного подразделения. Кроме того, по мнению Инспекции по Выборгскому району, расчет налога должен производиться по ставке, установленной в соответствии со статьей 369 НК РФ на территории Санкт-Петербурга, где находится обособленное подразделение.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с положениями статьи 366 НК РФ Общество зарегистрировало, а также исчислило и уплатило в бюджет налог на игорный бизнес по месту своей регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика, то есть на территории Всеволожского района Ленинградской области, в региональный бюджет, в связи с чем положения статей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе игровых автоматов в качестве обособленных подразделений по месту их фактического нахождения, в данном случае неприменимы.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
В статье 364 НК РФ дано определение следующих понятий:
- игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;
- игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;
- игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;
- касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ (в целях настоящей главы 29 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2004) налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в редакции Федерального закона от 27.12.2002 N 182-ФЗ).
Согласно положениям пунктов 3 - 5 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Из положений главы 29 НК РФ, а также Областного закона от 08.10.2001 N 57-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области" и Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 623-94 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге", действовавших в проверяемый период, следует, что игровые столы как объекты обложения налогом на игорный бизнес подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.
В данном случае в проверенный период положения статей 19 и 83 НК РФ, обязывающие каждого налогоплательщика осуществить регистрацию в налоговом органе обособленных подразделений по месту их фактического нахождения, неприменимы. Заявитель осуществил 25.02.2004 регистрацию 9-ти игровых столов по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика, то есть в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Санкт-Петербурга. Этой же Инспекции представлялись декларации по налогу на игорный бизнес, и в региональный бюджет уплачивался налог на игорный бизнес.
При таких обстоятельствах положения статьи 366 НК РФ заявителем соблюдены, в связи с чем у налогового органа не было правовых оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления налога на игорный бизнес за февраль и март 2004 года.
Следовательно, судебные акты являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-22020/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)