Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 февраля 2007 года Дело N Ф04-9188/2006(30312-А46-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение от 03.10.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10280/2006 по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании незаконным бездействия налогового органа,
Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 8896053 руб. в счет предстоящих платежей ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет, как не соответствующего статьям 32, 33, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и обязании налогового органа принять решение в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете на указанную сумму (с учетом уточненных требований).
Решением от 03.10.2006 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган и его представитель в судебном заседании просят отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Считают, что налоговый орган вправе самостоятельно зачесть излишне уплаченный налог в счет недоимки налогоплательщика по этому же налогу или по другим налогам в пределах одного бюджета. Полагают, что последним днем срока уведомления налогоплательщика о зачете является 14.07.2006. Указывают на то, что налоговый орган не мог самостоятельно произвести зачет на меньшую сумму, поскольку от налогоплательщика такого заявления не поступало. Просят принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" и его представители в судебном заседании считают доводы жалобы несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 20 минут 19.02.2007.
19.02.2007 в 9 часов 20 минут судебное заседание продолжено.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, 29.03.2006 ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2005 год, согласно которой налогоплательщиком в бюджет было излишне уплачено 8896053 руб.
03.04.2006 ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" представило в налоговый орган заявление от 03.04.2006 N 25/644 о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 8896053 руб. в счет текущих начислений по налогу на прибыль в территориальный бюджет (КБК 18210101012021000110) по сроку уплаты 28.03.2006.
В ответ на заявление о зачете налоговый орган письмом от 10.04.2006 N 07-49/2463 уведомил налогоплательщика о том, что переплата по налогу на имущество организаций в сумме 8896053 руб., образовавшаяся в связи с представлением ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" декларации за 2005 год, может быть направлена в счет текущих платежей по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, только после окончания камеральной налоговой проверки представленного расчета и подтверждения возникшей переплаты, и предложил до окончания камеральной проверки представленной декларации текущие начисления по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, уплатить самостоятельно.
ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго", полагая, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 8896053 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в территориальный бюджет, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось 13.07.2006 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Налоговый орган письмом от 14.07.2006 N 07-62/5057 сообщил налогоплательщику о том, что поскольку у ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" по состоянию на 30.06.2006 имелась задолженность по налогу на имущество организаций в сумме 2202711 руб. 80 коп., то по результатам камеральной проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2005 год не подтвержденная камеральной проверкой переплата по налогу на имущество организации в сумме 8896053 руб. уменьшилась и по состоянию на 01.07.2006 составила 6693341 руб. 20 коп. в связи с чем налогоплательщику было предложено направить новое заявление с уточненной суммой переплаты.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд пришел к выводу, что заявление ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" от 03.04.2006 N 25/644 о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 8896053 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет является обоснованным, бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о проведении зачета, - незаконным.
Принимая решение, суд исходил из положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Исходя из анализа указанных норм права следует, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок зачета излишне уплаченной суммы налога.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что у ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" имелась задолженность по налогу на имущество организаций в сумме 2202711 руб. 80 коп., которая образовалась в результате того, что налогоплательщиком не был уплачен налог на имущество организаций по налоговой декларации за II квартал 2005 года в сумме 29947990 руб.
Таким образом, излишне уплаченная сумма налога по состоянию на 30.06.2006 составила 6693341 руб. 20 коп., которая подлежала зачету по заявлению налогоплательщика, а не 8896053 руб., как указал суд.
Довод налогового органа о том, что ему не предоставлено право самостоятельного проведения зачета на меньшую сумму, чем указано в заявлении налогоплательщика, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, правильно указавшего, что нормы налогового законодательства не ограничивают налоговый орган при наличии предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для зачета излишне уплаченного налога провести зачет на меньшую сумму, чем указано в заявлении налогоплательщика. При этом, как правильно указал суд, закон не предусматривает обязанности налогоплательщика обращаться с новым заявлением ни в этом, ни в каких-либо иных случаях, а налоговому органу не предоставляет возможности не принимать решения по существу заявления.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма материального права, кассационная инстанция считает необходимым изменить резолютивную часть решения, определив к зачету излишне уплаченный налог в сумме 6693341 руб. 20 коп.
В связи с частичным удовлетворением кассационной жалобы расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение в сумме 100 рублей подлежат взысканию с ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" на основании пункта 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 03.10.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10280/2006 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Заявление открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" города Омска удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 6693341 руб. 20 коп. в счет предстоящих платежей открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет (КБК 18210101012021000110), как противоречащее статьям 32, 33, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области восстановить нарушенное право открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго", приняв решение о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 6693341 руб. 20 коп. в счет предстоящих платежей открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет (КБК 18210101012021000110).
Взыскать с открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" расходы по госпошлине в сумме 100 руб. в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2007 N Ф04-9188/2006(30312-А46-15) ПО ДЕЛУ N А46-10280/2006
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2007 года Дело N Ф04-9188/2006(30312-А46-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение от 03.10.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10280/2006 по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании незаконным бездействия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 8896053 руб. в счет предстоящих платежей ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет, как не соответствующего статьям 32, 33, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и обязании налогового органа принять решение в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете на указанную сумму (с учетом уточненных требований).
Решением от 03.10.2006 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган и его представитель в судебном заседании просят отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Считают, что налоговый орган вправе самостоятельно зачесть излишне уплаченный налог в счет недоимки налогоплательщика по этому же налогу или по другим налогам в пределах одного бюджета. Полагают, что последним днем срока уведомления налогоплательщика о зачете является 14.07.2006. Указывают на то, что налоговый орган не мог самостоятельно произвести зачет на меньшую сумму, поскольку от налогоплательщика такого заявления не поступало. Просят принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" и его представители в судебном заседании считают доводы жалобы несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 20 минут 19.02.2007.
19.02.2007 в 9 часов 20 минут судебное заседание продолжено.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, 29.03.2006 ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2005 год, согласно которой налогоплательщиком в бюджет было излишне уплачено 8896053 руб.
03.04.2006 ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" представило в налоговый орган заявление от 03.04.2006 N 25/644 о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 8896053 руб. в счет текущих начислений по налогу на прибыль в территориальный бюджет (КБК 18210101012021000110) по сроку уплаты 28.03.2006.
В ответ на заявление о зачете налоговый орган письмом от 10.04.2006 N 07-49/2463 уведомил налогоплательщика о том, что переплата по налогу на имущество организаций в сумме 8896053 руб., образовавшаяся в связи с представлением ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" декларации за 2005 год, может быть направлена в счет текущих платежей по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, только после окончания камеральной налоговой проверки представленного расчета и подтверждения возникшей переплаты, и предложил до окончания камеральной проверки представленной декларации текущие начисления по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, уплатить самостоятельно.
ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго", полагая, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 8896053 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в территориальный бюджет, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось 13.07.2006 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Налоговый орган письмом от 14.07.2006 N 07-62/5057 сообщил налогоплательщику о том, что поскольку у ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" по состоянию на 30.06.2006 имелась задолженность по налогу на имущество организаций в сумме 2202711 руб. 80 коп., то по результатам камеральной проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2005 год не подтвержденная камеральной проверкой переплата по налогу на имущество организации в сумме 8896053 руб. уменьшилась и по состоянию на 01.07.2006 составила 6693341 руб. 20 коп. в связи с чем налогоплательщику было предложено направить новое заявление с уточненной суммой переплаты.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд пришел к выводу, что заявление ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" от 03.04.2006 N 25/644 о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 8896053 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет является обоснованным, бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о проведении зачета, - незаконным.
Принимая решение, суд исходил из положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Исходя из анализа указанных норм права следует, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок зачета излишне уплаченной суммы налога.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что у ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" имелась задолженность по налогу на имущество организаций в сумме 2202711 руб. 80 коп., которая образовалась в результате того, что налогоплательщиком не был уплачен налог на имущество организаций по налоговой декларации за II квартал 2005 года в сумме 29947990 руб.
Таким образом, излишне уплаченная сумма налога по состоянию на 30.06.2006 составила 6693341 руб. 20 коп., которая подлежала зачету по заявлению налогоплательщика, а не 8896053 руб., как указал суд.
Довод налогового органа о том, что ему не предоставлено право самостоятельного проведения зачета на меньшую сумму, чем указано в заявлении налогоплательщика, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, правильно указавшего, что нормы налогового законодательства не ограничивают налоговый орган при наличии предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для зачета излишне уплаченного налога провести зачет на меньшую сумму, чем указано в заявлении налогоплательщика. При этом, как правильно указал суд, закон не предусматривает обязанности налогоплательщика обращаться с новым заявлением ни в этом, ни в каких-либо иных случаях, а налоговому органу не предоставляет возможности не принимать решения по существу заявления.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма материального права, кассационная инстанция считает необходимым изменить резолютивную часть решения, определив к зачету излишне уплаченный налог в сумме 6693341 руб. 20 коп.
В связи с частичным удовлетворением кассационной жалобы расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение в сумме 100 рублей подлежат взысканию с ОАО "АКЭиЭ "Омскэнерго" на основании пункта 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03.10.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10280/2006 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Заявление открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" города Омска удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 6693341 руб. 20 коп. в счет предстоящих платежей открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет (КБК 18210101012021000110), как противоречащее статьям 32, 33, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области восстановить нарушенное право открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго", приняв решение о зачете излишне уплаченного налога на имущество организаций (КБК 18210602010021000110) в сумме 6693341 руб. 20 коп. в счет предстоящих платежей открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" по налогу на прибыль организаций в территориальный бюджет (КБК 18210101012021000110).
Взыскать с открытого акционерного общества Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" расходы по госпошлине в сумме 100 руб. в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)