Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 октября 2006 года Дело N А05-18936/05-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В., рассмотрев 17.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 02.06.2006 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Волков Н.А., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18936/05-26,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний Архангельской области" (далее - Учреждение) 50 руб. штрафа на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); 65 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 6073 руб. 79 коп. пеней по этому налогу и 13 руб. налоговых санкций на основании статьи 123 НК РФ за неудержание НДФЛ; 49507 руб. 60 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), 4267 руб. 77 коп. пеней и 9901 руб. 52 коп. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Решением суда от 02.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2006, с Учреждения взыскано 65 руб. НДФЛ, 6073 руб. 79 коп. пеней по этому налогу и 13 руб. штрафа за неудержание и неперечисление НДФЛ. В удовлетворении остальной части заявления Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании с Учреждения 49507 руб. 60 коп. ЕСН, 4267 руб. 77 коп. пеней и 9901 руб. 52 коп. штрафа и удовлетворить ее требования.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Учреждением законодательства о ЕСН за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 и НДФЛ за период с 01.10.2002 по 28.02.2005, о чем составила акт от 13.05.2005 N 12-05/64дсп.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 03.06.2005 N 12-05/3159дсп о доначислении Учреждению налогов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В требованиях от 10.06.2005 N 2174-2176 Инспекция предложила Учреждению уплатить 65 руб. НДФЛ, 6073 руб. 79 коп. пеней по этому налогу, 49507 руб. 60 коп. ЕСН, 4267 руб. 77 коп. пеней по нему и 9964 руб. 52 коп. налоговых санкций, начисленных решением от 03.06.2005 N 12-05/3159дсп.
Поскольку Учреждение не уплатило налоги, пени и налоговые санкции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования заявителя, отказав во взыскании сумм ЕСН, пеней и штрафов.
По оспариваемому в кассационной жалобе эпизоду налоговый орган пришел к выводу о занижении на 49507 руб. 60 коп. ЕСН в части сумм налога, зачисляемых в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Занижение произошло вследствие невключения в базу по ЕСН за 2003 год выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Инспекция исходила из того, что главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены льготы по уплате ЕСН с выплат, производимых в пользу осужденных. При этом налоговый орган указал, что Учреждение неправомерно при исчислении ЕСН за 2003 год руководствовалось Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации), поскольку указанный документ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 НК РФ как не подлежащие обложению ЕСН. Статьей 239 НК РФ также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.
В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на медицинскую помощь закреплено в статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.93 N 5487-1. В пункте 6 статьи 12 УИК указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Вместе с тем право осужденных на медицинскую помощь реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 УИК лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.2001 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации. Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляются: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.
Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
На основании норм действующего законодательства, устанавливающих особенности порядка предоставления медицинской помощи и ее финансирования, в том числе положений перечисленных нормативных актов, Учреждение пришло к выводу о том, что оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются ЕСН в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по ЕСН в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.
В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Принимая во внимание особый характер названных выплат, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Методических рекомендациях разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 2.1.4). На период осуществления Учреждением соответствующих выплат (2003 год) действовали Методические рекомендации, содержавшие правила исчисления и уплаты ЕСН, выполнение которых являлось в этом году обязанностью для налоговых органов, и последние в свою очередь требовали их соблюдения от налогоплательщиков.
Учреждение, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, не исчисляло в 2003 году ЕСН (в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования) с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность действий налогоплательщика, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для признания незаконным вывода судов о том, что Учреждением обоснованно не исчислен за 2003 год ЕСН, подлежащий уплате в фонды обязательного медицинского страхования с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
При таких обстоятельствах и с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судами по данному делу решения и постановления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18936/05-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2006 ПО ДЕЛУ N А05-18936/05-26
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2006 года Дело N А05-18936/05-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В., рассмотрев 17.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 02.06.2006 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Волков Н.А., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18936/05-26,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний Архангельской области" (далее - Учреждение) 50 руб. штрафа на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); 65 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 6073 руб. 79 коп. пеней по этому налогу и 13 руб. налоговых санкций на основании статьи 123 НК РФ за неудержание НДФЛ; 49507 руб. 60 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), 4267 руб. 77 коп. пеней и 9901 руб. 52 коп. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Решением суда от 02.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2006, с Учреждения взыскано 65 руб. НДФЛ, 6073 руб. 79 коп. пеней по этому налогу и 13 руб. штрафа за неудержание и неперечисление НДФЛ. В удовлетворении остальной части заявления Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании с Учреждения 49507 руб. 60 коп. ЕСН, 4267 руб. 77 коп. пеней и 9901 руб. 52 коп. штрафа и удовлетворить ее требования.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Учреждением законодательства о ЕСН за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 и НДФЛ за период с 01.10.2002 по 28.02.2005, о чем составила акт от 13.05.2005 N 12-05/64дсп.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 03.06.2005 N 12-05/3159дсп о доначислении Учреждению налогов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В требованиях от 10.06.2005 N 2174-2176 Инспекция предложила Учреждению уплатить 65 руб. НДФЛ, 6073 руб. 79 коп. пеней по этому налогу, 49507 руб. 60 коп. ЕСН, 4267 руб. 77 коп. пеней по нему и 9964 руб. 52 коп. налоговых санкций, начисленных решением от 03.06.2005 N 12-05/3159дсп.
Поскольку Учреждение не уплатило налоги, пени и налоговые санкции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования заявителя, отказав во взыскании сумм ЕСН, пеней и штрафов.
По оспариваемому в кассационной жалобе эпизоду налоговый орган пришел к выводу о занижении на 49507 руб. 60 коп. ЕСН в части сумм налога, зачисляемых в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Занижение произошло вследствие невключения в базу по ЕСН за 2003 год выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Инспекция исходила из того, что главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены льготы по уплате ЕСН с выплат, производимых в пользу осужденных. При этом налоговый орган указал, что Учреждение неправомерно при исчислении ЕСН за 2003 год руководствовалось Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации), поскольку указанный документ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не поименованы в статье 238 НК РФ как не подлежащие обложению ЕСН. Статьей 239 НК РФ также не предусмотрены льготы в отношении вышеуказанных выплат.
В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на медицинскую помощь закреплено в статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.93 N 5487-1. В пункте 6 статьи 12 УИК указано, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Вместе с тем право осужденных на медицинскую помощь реализуется и обеспечивается в особом порядке. Для обеспечения медицинской помощи осужденным в уголовно-исполнительной системе организованы лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 УИК лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.07.2001 N 224 (далее - Правила), и законодательством Российской Федерации. Согласно параграфу 19 Правил в исправительных учреждениях осуществляются: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.
Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следующие лица: задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, - имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
На основании норм действующего законодательства, устанавливающих особенности порядка предоставления медицинской помощи и ее финансирования, в том числе положений перечисленных нормативных актов, Учреждение пришло к выводу о том, что оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет Фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, потому выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются ЕСН в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. В то же время эти выплаты и вознаграждения учитываются при расчете налоговой базы по ЕСН в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.
В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют специальные положения относительно налогообложения выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования. Принимая во внимание особый характер названных выплат, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Методических рекомендациях разъяснило, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не являются объектом налогообложения в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 2.1.4). На период осуществления Учреждением соответствующих выплат (2003 год) действовали Методические рекомендации, содержавшие правила исчисления и уплаты ЕСН, выполнение которых являлось в этом году обязанностью для налоговых органов, и последние в свою очередь требовали их соблюдения от налогоплательщиков.
Учреждение, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, не исчисляло в 2003 году ЕСН (в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования) с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность действий налогоплательщика, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для признания незаконным вывода судов о том, что Учреждением обоснованно не исчислен за 2003 год ЕСН, подлежащий уплате в фонды обязательного медицинского страхования с выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания.
При таких обстоятельствах и с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судами по данному делу решения и постановления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18936/05-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)