Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 октября 2004 г. Дело N А33-16005/03-С3-Ф02-4240/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району Красноярского края (налоговая инспекция) о взыскании из бюджета процентов в сумме 27518 рублей за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением суда от 14 июня 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для начисления процентов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 27.09.2004 N 2166, N 72673), своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 20 октября 2004 года.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1529, 318н-20/1568, 318н-20/1527 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям: теплосети РТС-3 в сумме 1560131 рубля (1383552 рубля - краевой бюджет, 176579 рублей - местный бюджет), общежитию N 1 ТЭЦ-3 в сумме 260349 рублей (231250 рублей - краевой бюджет, 29099 рублей - местный бюджет), общежитию N 2 ТЭЦ-3 в сумме 275880 рублей (245044 рубля - краевой бюджет, 30836 рублей - местный бюджет), горэлектросети РЭС-1 в сумме 410811 рублей (364697 рублей - краевой бюджет, 46114 рублей - местный бюджет), горэлектросети в сумме 784366 рублей 74 копеек (696939 рублей - краевой бюджет, 87427 рублей 11 копеек - местный бюджет).
Указанное заявление было получено налоговой инспекцией 12.08.2003.
Платежными поручениями от 24.09.2003, 17.10.2003 обществу частично был возвращен налог на прибыль.
В связи с тем, что налог на прибыль был возвращен налоговым органом с нарушением месячного срока, а также не в полном объеме, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2016, 318н-20/2011, 318н-20/2012, 318н-20/2013, 318н-20/2014 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога.
ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 27518 рублей процентов за нарушение сроков возврата налога.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходил из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также по базе переходного периода возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела было установлено наличие у общества реструктуризированной задолженности перед региональным и местным бюджетами по состоянию на 05.08.2003, размер которой превышает размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога по соответствующим бюджетам. Данное обстоятельство не оспаривается ОАО "Красноярскэнерго".
Также суд признал, что исчисленный налог на прибыль по базе переходного периода представляет собой рассрочку уплаты налога на прибыль за период с 2002 по 2006 годы, которая согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицируется как задолженность. Общество не оспаривает наличие обязанности уплатить до 2006 года налог на прибыль в общей сумме 94765744 рубля, исчисленный по базе переходного периода.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована налоговая база переходного периода, с которой отдельно исчислен и подлежал уплате налог на прибыль.
На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налог на прибыль подлежал уплате налогоплательщиком частями в период с 2002 года по 2006 год в установленные сроки.
Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.
Следовательно, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности и обязанности по уплате налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, арбитражным судом не выяснялись обстоятельства, свидетельствующие о наличии у ОАО "Красноярскэнерго" излишне уплаченного налога на прибыль, в обжалуемом судебном акте отсутствует ссылка на доказательства, которые подтверждают или опровергают данные обстоятельства.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, правильности расчета процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет и по налоговой базе переходного периода.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
от 20 октября 2004 г. Дело N А33-16005/03-С3-Ф02-4240/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району Красноярского края (налоговая инспекция) о взыскании из бюджета процентов в сумме 27518 рублей за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением суда от 14 июня 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для начисления процентов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 27.09.2004 N 2166, N 72673), своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 20 октября 2004 года.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1529, 318н-20/1568, 318н-20/1527 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям: теплосети РТС-3 в сумме 1560131 рубля (1383552 рубля - краевой бюджет, 176579 рублей - местный бюджет), общежитию N 1 ТЭЦ-3 в сумме 260349 рублей (231250 рублей - краевой бюджет, 29099 рублей - местный бюджет), общежитию N 2 ТЭЦ-3 в сумме 275880 рублей (245044 рубля - краевой бюджет, 30836 рублей - местный бюджет), горэлектросети РЭС-1 в сумме 410811 рублей (364697 рублей - краевой бюджет, 46114 рублей - местный бюджет), горэлектросети в сумме 784366 рублей 74 копеек (696939 рублей - краевой бюджет, 87427 рублей 11 копеек - местный бюджет).
Указанное заявление было получено налоговой инспекцией 12.08.2003.
Платежными поручениями от 24.09.2003, 17.10.2003 обществу частично был возвращен налог на прибыль.
В связи с тем, что налог на прибыль был возвращен налоговым органом с нарушением месячного срока, а также не в полном объеме, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2016, 318н-20/2011, 318н-20/2012, 318н-20/2013, 318н-20/2014 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога.
ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 27518 рублей процентов за нарушение сроков возврата налога.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходил из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также по базе переходного периода возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела было установлено наличие у общества реструктуризированной задолженности перед региональным и местным бюджетами по состоянию на 05.08.2003, размер которой превышает размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога по соответствующим бюджетам. Данное обстоятельство не оспаривается ОАО "Красноярскэнерго".
Также суд признал, что исчисленный налог на прибыль по базе переходного периода представляет собой рассрочку уплаты налога на прибыль за период с 2002 по 2006 годы, которая согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицируется как задолженность. Общество не оспаривает наличие обязанности уплатить до 2006 года налог на прибыль в общей сумме 94765744 рубля, исчисленный по базе переходного периода.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована налоговая база переходного периода, с которой отдельно исчислен и подлежал уплате налог на прибыль.
На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налог на прибыль подлежал уплате налогоплательщиком частями в период с 2002 года по 2006 год в установленные сроки.
Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.
Следовательно, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности и обязанности по уплате налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, арбитражным судом не выяснялись обстоятельства, свидетельствующие о наличии у ОАО "Красноярскэнерго" излишне уплаченного налога на прибыль, в обжалуемом судебном акте отсутствует ссылка на доказательства, которые подтверждают или опровергают данные обстоятельства.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, правильности расчета процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет и по налоговой базе переходного периода.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2004 N А33-16005/03-С3-Ф02-4240/04-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 октября 2004 г. Дело N А33-16005/03-С3-Ф02-4240/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району Красноярского края (налоговая инспекция) о взыскании из бюджета процентов в сумме 27518 рублей за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением суда от 14 июня 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для начисления процентов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 27.09.2004 N 2166, N 72673), своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 20 октября 2004 года.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1529, 318н-20/1568, 318н-20/1527 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям: теплосети РТС-3 в сумме 1560131 рубля (1383552 рубля - краевой бюджет, 176579 рублей - местный бюджет), общежитию N 1 ТЭЦ-3 в сумме 260349 рублей (231250 рублей - краевой бюджет, 29099 рублей - местный бюджет), общежитию N 2 ТЭЦ-3 в сумме 275880 рублей (245044 рубля - краевой бюджет, 30836 рублей - местный бюджет), горэлектросети РЭС-1 в сумме 410811 рублей (364697 рублей - краевой бюджет, 46114 рублей - местный бюджет), горэлектросети в сумме 784366 рублей 74 копеек (696939 рублей - краевой бюджет, 87427 рублей 11 копеек - местный бюджет).
Указанное заявление было получено налоговой инспекцией 12.08.2003.
Платежными поручениями от 24.09.2003, 17.10.2003 обществу частично был возвращен налог на прибыль.
В связи с тем, что налог на прибыль был возвращен налоговым органом с нарушением месячного срока, а также не в полном объеме, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2016, 318н-20/2011, 318н-20/2012, 318н-20/2013, 318н-20/2014 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога.
ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 27518 рублей процентов за нарушение сроков возврата налога.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходил из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также по базе переходного периода возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела было установлено наличие у общества реструктуризированной задолженности перед региональным и местным бюджетами по состоянию на 05.08.2003, размер которой превышает размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога по соответствующим бюджетам. Данное обстоятельство не оспаривается ОАО "Красноярскэнерго".
Также суд признал, что исчисленный налог на прибыль по базе переходного периода представляет собой рассрочку уплаты налога на прибыль за период с 2002 по 2006 годы, которая согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицируется как задолженность. Общество не оспаривает наличие обязанности уплатить до 2006 года налог на прибыль в общей сумме 94765744 рубля, исчисленный по базе переходного периода.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована налоговая база переходного периода, с которой отдельно исчислен и подлежал уплате налог на прибыль.
На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налог на прибыль подлежал уплате налогоплательщиком частями в период с 2002 года по 2006 год в установленные сроки.
Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.
Следовательно, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности и обязанности по уплате налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, арбитражным судом не выяснялись обстоятельства, свидетельствующие о наличии у ОАО "Красноярскэнерго" излишне уплаченного налога на прибыль, в обжалуемом судебном акте отсутствует ссылка на доказательства, которые подтверждают или опровергают данные обстоятельства.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, правильности расчета процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет и по налоговой базе переходного периода.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 октября 2004 г. Дело N А33-16005/03-С3-Ф02-4240/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району Красноярского края (налоговая инспекция) о взыскании из бюджета процентов в сумме 27518 рублей за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю.
Решением суда от 14 июня 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для начисления процентов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 27.09.2004 N 2166, N 72673), своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 20 октября 2004 года.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1529, 318н-20/1568, 318н-20/1527 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям: теплосети РТС-3 в сумме 1560131 рубля (1383552 рубля - краевой бюджет, 176579 рублей - местный бюджет), общежитию N 1 ТЭЦ-3 в сумме 260349 рублей (231250 рублей - краевой бюджет, 29099 рублей - местный бюджет), общежитию N 2 ТЭЦ-3 в сумме 275880 рублей (245044 рубля - краевой бюджет, 30836 рублей - местный бюджет), горэлектросети РЭС-1 в сумме 410811 рублей (364697 рублей - краевой бюджет, 46114 рублей - местный бюджет), горэлектросети в сумме 784366 рублей 74 копеек (696939 рублей - краевой бюджет, 87427 рублей 11 копеек - местный бюджет).
Указанное заявление было получено налоговой инспекцией 12.08.2003.
Платежными поручениями от 24.09.2003, 17.10.2003 обществу частично был возвращен налог на прибыль.
В связи с тем, что налог на прибыль был возвращен налоговым органом с нарушением месячного срока, а также не в полном объеме, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2016, 318н-20/2011, 318н-20/2012, 318н-20/2013, 318н-20/2014 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога.
ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 27518 рублей процентов за нарушение сроков возврата налога.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходил из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также по базе переходного периода возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела было установлено наличие у общества реструктуризированной задолженности перед региональным и местным бюджетами по состоянию на 05.08.2003, размер которой превышает размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога по соответствующим бюджетам. Данное обстоятельство не оспаривается ОАО "Красноярскэнерго".
Также суд признал, что исчисленный налог на прибыль по базе переходного периода представляет собой рассрочку уплаты налога на прибыль за период с 2002 по 2006 годы, которая согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицируется как задолженность. Общество не оспаривает наличие обязанности уплатить до 2006 года налог на прибыль в общей сумме 94765744 рубля, исчисленный по базе переходного периода.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована налоговая база переходного периода, с которой отдельно исчислен и подлежал уплате налог на прибыль.
На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налог на прибыль подлежал уплате налогоплательщиком частями в период с 2002 года по 2006 год в установленные сроки.
Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.
Следовательно, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности и обязанности по уплате налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, арбитражным судом не выяснялись обстоятельства, свидетельствующие о наличии у ОАО "Красноярскэнерго" излишне уплаченного налога на прибыль, в обжалуемом судебном акте отсутствует ссылка на доказательства, которые подтверждают или опровергают данные обстоятельства.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, правильности расчета процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет и по налоговой базе переходного периода.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16005/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)