Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.07.2008 N Ф09-4958/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-18274/07

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. N Ф09-4958/08-С3


Дело N А07-18274/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Глазыриной Т.Ю., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 35 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2008 по делу N А07-18274/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Индивидуальный предприниматель Лукашевич Дмитрий Григорьевич (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непроведении начисления и неуплате в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентов в сумме 1581 руб. за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с марта 2005 г. по декабрь 2005 г.
Решением суда от 28.01.2008 (судья Кулаев Р.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непроведении начисления и неуплате в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации процентов в сумме 1581 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 (судьи Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений, установленных ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагает, что данные решение и постановление вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, предпринимателем в адрес инспекции направлено заявление от 27.12.2006 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес с марта 2005 г. по декабрь 2005 г.
Возврат излишне уплаченного налога в сумме 71 250 руб. произведен инспекцией 13.04.2007, что послужило основанием для обращения предпринимателя в инспекцию с заявлением о начислении процентов в соответствии с п. 9 ст. 78 Кодекса в сумме 1581 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога за указанный период.
Заявление налогоплательщика оставлено инспекцией без рассмотрения, что послужило основанием для обращения предпринимателя с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требование предпринимателя о признании незаконным бездействия налогового органа, исходя из того, что инспекцией допущен пропуск срока возврата предпринимателю излишне уплаченного налога на игорный бизнес, в связи с чем у инспекции в силу ст. 78 Кодекса имеется обязанность по уплате процентов в сумме 1581 руб.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В силу п. 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Исходя из п. 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено данным Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.




Судами установлено и материалами дела подтверждается, что заявление о возврате излишне уплаченного налога за период с марта 2005 г. по декабрь 2005 г. подано предпринимателем 27.12.2006, возврат налога произведен инспекцией 13.04.2007, то есть с пропуском срока, установленного п. 9 ст. 79 Кодекса.
Доводы инспекции о том, что налоговый орган может произвести возврат излишне уплаченного налога только после проведения камеральной проверки уточненных налоговый деклараций, в соответствии с которыми у налогоплательщика образовалась переплата по налогу, а также о необходимости принятия решения о возврате переплаты по налогу на игорный бизнес после проведения указанной проверки, судом кассационной инстанции отклоняются, в связи с тем, что материалы дела не содержат и инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что налогоплательщиком представлены декларации, которые по спорным периодам требуют проведения камеральной налоговой проверки.
Кроме того, для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) налога на основании письменного заявления налогоплательщика, поданного в связи с обнаружением им или налоговым органом (в случае, когда совместная сверка расчетов по налогу не проводилась) ошибок, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, и вызвавших излишнюю уплату налога, предоставление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не является обязательным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2008 по делу N А07-18274/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 35 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 35 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Председательствующий
ЖАВОРОНКОВ Д.В.

Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)