Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2010 ПО ДЕЛУ N А26-6370/2010

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2010 г. по делу N А26-6370/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18271/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2010 по делу N А26-6370/2010 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Сведвуд Карелия"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия
о признании незаконными решений
при участии:
от истца (заявителя): Максимов Е.П. по доверенности от 20.05.2010 N Д2-456; Максимов В.Е. по доверенности от 20.05.2010 N Д2-455
от ответчика (должника): Вышемирская О.А. по доверенности от 27.08.2010; Добросердова А.В. по доверенности от 25.11.2010

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сведвуд Карелия" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 8/169 от 29.04.2010.
Решением от 31.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что поскольку по истечении пяти лет с даты начала фактической окупаемости (по состоянию на 09.08.2009) фактический период окупаемости не наступил, что подтверждается расчетом движения денежных средств и калькуляцией статей доходов и расходов, то, соответственно, дополнительно на 2 года после завершения фактического периода окупаемости ООО "Сведвуд Карелия" не вправе применять льготу по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 384-ЗРК. Несоблюдение условия, с наличием которого законодательство связывает возможность дополнительного использования льготы в части основных средств (2 года), свидетельствует об утрате обществом права на ее применение.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества не согласился с апелляционной жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия проведена камеральная налоговая проверка представленного ООО "Сведвуд Карелия" уточненного расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2009 года, по результатам которой составлен акт проверки N 7/109 от 18 марта 2010 года и с учетом письменных возражений общества на акт проверки принято решение N 8/169 от 29.04.2010 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 120 620 руб. по сроку уплаты 05.11.2009, пени за просрочку его уплаты в сумме 289,87 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления обществу налога в указанной сумме и соответствующих пеней послужили выводы налогового органа о том, что общество в нарушение пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 384-ЗРК) при исчислении авансового платежа по налогу на имущество занизило налоговую базу по налогу на имущество за 9 месяцев 2009 года, облагаемую по ставке 0,3 процента, на сумму 160 827 195 руб. в результате неправомерного применения ставки налога на имущество организаций в размере 0 процентов в отношении средней стоимости имущества за отчетный период, рассчитанной с учетом остаточной стоимости основных средств по состоянию на 01.10.2009.
Согласно статье 3 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (в редакции Закона РК от 25.11.2003 N 717-ЗРК), действовавшей на момент заключения Инвестиционного соглашения, ставки налога на имущество организаций размере 0 процентов были установлены для организаций-инвесторов по имуществу, создаваемому или приобретаемому для реализации инвестиционного проекта, предусмотренного им, на период фактической окупаемости инвестиций (не превышающий расчетного периода окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом, но не свыше 5 лет) в соответствии с законодательством Республики Карелия; организаций-инвесторов по имуществу, созданному или приобретенному для реализации инвестиционного проекта и предусмотренного им (в части основных средств), на период, равный фактическому периоду окупаемости (не превышающему расчетный период окупаемости, предусмотренный инвестиционным проектом, но не свыше 2 лет) после его завершения, в соответствии с законодательством Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития Республики Карелия от 12 мая 2009 г. N 74-А "Об утверждении Порядка определения и контроля срока окупаемости инвестиционного проекта и прибыли от реализации инвестиционного проекта" датой окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, определяемой на основании представляемых инвестором документов по расчету окупаемости инвестиций, является последний день месяца, в котором исчисленная нарастающим итогом сумма денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта стала равной или превысила исчисленную нарастающим итогом сумму всех затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
Поскольку по истечении пяти лет с даты начала фактической окупаемости (по состоянию на 09.08.2009) фактический период окупаемости не наступил, что подтверждается расчетом движения денежных средств и калькуляцией статей доходов и расходов, то, соответственно, дополнительно на 2 года после завершения фактического периода окупаемости ООО "Сведвуд Карелия" не вправе применять льготу по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 384-ЗРК.
Несоблюдение условия, с наличием которого законодательство связывает возможность дополнительного использования льготы в части основных средств (2 года), свидетельствует об утрате обществом права на ее применение.
Не согласившись с законностью решения N 8/169 от 29 апреля 2010 года, общество оспорило его в Управлении ФНС России по Республике Карелия. Решение Инспекции от 29.04.2010 оставлено без изменения решением Управления ФНС России по Республике Карелия от 24.06.2010, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 3 Закона Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия осуществляется посредством обеспечения защиты прав инвесторов (по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия), стабильности условий инвестирования, повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия, а также предоставления режима инвестиционного благоприятствования инвесторам, реализующим инвестиционные проекты.
Обеспечение защиты прав инвесторов, стабильности условий инвестирования, повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия включают в себя сохранение в силе условий инвестирования и исполнения договоров до полного их исполнения в случаях принятия законов и иных нормативных правовых актов Республики Карелия, положения которых ограничивают права инвесторов, ухудшают предоставляемые им по ранее заключенным договорам указанные условия инвестирования.
В силу статьи 4 Закона Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" в целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия инвесторам вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляется режим инвестиционного благоприятствования при реализации ими на территории Республики Карелия инвестиционных проектов, который предусматривает в том числе предоставление инвесторам налоговых льгот по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в бюджет Республики Карелия, в соответствии с налоговым законодательством и только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, при условии обязательного ведения отдельного бухгалтерского учета операций (доходов и расходов), осуществляемых по реализации конкретных инвестиционных проектов. Предоставление налоговых льгот устанавливается для инвестора на основании заключенного инвестиционного соглашения с Правительством Республики Карелия (либо с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия).
Судами из материалов дела установлено, что Общество (далее - Инвестор) на основании инвестиционного соглашения о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования от 09.08.2004 N 9 (далее - Соглашение от 09.08.2004 N 9), заключенного с Министерством экономического развития Республики Карелия, как уполномоченным органом Правительства Республики Карелия, осуществляет инвестиционную деятельность в реализации проекта "Лесозаготовки. Лесопильный завод. Производство компонентов мебели" с расчетным сроком окупаемости инвестиций 121 месяц.
При расчете авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2009 года воспользовалось льготой по налогу на имущество на основании абзаца "а" пункта 1.3 Соглашения и пункта 1 статьи 3 Закона Республики Карелия N 384-ЗРК.
Предметом Соглашения от 09.08.2004 N 9 являются условия режима инвестиционного благоприятствования, предоставляемого Обществу в реализации инвестиционного проекта "Лесозаготовки. Лесопильный завод. Производство компонентов мебели". Пунктом 1.3 Соглашения (абзац "а") предусмотрено, что с момента заключения настоящего соглашения Инвестор реализует вышеуказанный инвестиционный проект в условиях предоставления льгот по налогам, предусмотренным налоговым законодательством Республики Карелия: по налогу на имущество установлена ставка 0% по имуществу, создаваемому или приобретаемому для реализации инвестиционного проекта. Льгота предоставляется на период фактической окупаемости инвестиционного проекта, (не превышающий расчетный период окупаемости инвестиционного проекта, определяемый бизнес-планом, но не более 5 лет) и дополнительно на период, равный фактическому периоду окупаемости (но не свыше 2 лет) после его завершения, исключительно в части основных средств. Пунктом 1.6 Соглашения также предусмотрено, что льготы по налогам, предоставляемые Инвестору в рамках режима инвестиционного благоприятствования, действуют при условии своевременной и полной уплаты Инвестором текущих налоговых платежей в бюджеты всех уровней и при условии отсутствия у Инвестора увеличения недоимки по налоговым платежам.
Указанные положения Инвестиционного соглашения соответствовали пункту 1 статьи 3 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (в редакции Закона РК от 25.11.2003 N 717-ЗРК), действовавшей на момент заключения Инвестиционного соглашения.
Согласно пункту 4.1 Инвестиционного соглашения настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до момента завершения дополнительного периода предоставления льгот по налогам после завершения фактического периода окупаемости инвестиций.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 июня 2000 года N 168-П "Об утверждении Порядка определения и контроля расчетного и фактического периодов окупаемости инвестиций при реализации инвестиционных проектов", в целях реализации Закона Республики Карелия от 14 апреля 1998 года N 289-ЗРК "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия", был утвержден Порядок определения и контроля расчетного и фактического периодов окупаемости инвестиций при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Карелия (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку, действовавшему на дату заключения Инвестиционного соглашения N 9, расчетный период окупаемости инвестиций - период времени, рассчитанный в инвестиционном проекте со дня планируемого начала его реализации (момент осуществления первых инвестиционных затрат, планируемых инвестиционным проектом) до последнего дня месяца, в котором разность между накопленной суммой чистой прибыли и амортизационных отчислений и объемом произведенных инвестиционных затрат приобретет положительное значение (достижение точки безубыточности).
Расчетный период окупаемости инвестиций определяется с учетом положений, установленных настоящим Порядком для определения фактического периода окупаемости инвестиций.
В Соглашении N 9 от 09.08.2004 расчетный период окупаемости составил 121 месяц.
Фактический период окупаемости - период времени с фактического начала реализации инвестиционного проекта (даты фактических первых инвестиционных затрат, предусмотренных инвестиционным проектом) до последнего дня месяца, в котором разность между рассчитанной на основании фактических показателей хозяйственной деятельности по инвестиционному проекту суммой прибыли и амортизационных отчислений и объемом фактически произведенных инвестиционных затрат приобретет положительное значение.
Датой начала фактического периода окупаемости является момент осуществления первой оплаты расходов, связанных с осуществлением инвестиционного проекта.
В случае прекращения инвестиционной деятельности по реализации инвестиционного проекта на период более одного года, время отсутствия инвестиционной деятельности по проекту не включается в период окупаемости инвестиций для целей предоставления льгот по налогам.
Дата начала фактического периода окупаемости утверждается Министерством экономики Республики Карелия на основании представляемых инвестором документов, подтверждающих связанные с реализацией инвестиционного проекта затраты, и фиксируется в Инвестиционном соглашении.
Датой окончания фактического периода окупаемости является последний день месяца, в котором исчисленная нарастающим итогом сумма денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта стала равной исчисленной нарастающим итогом сумме всех затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Определение даты фактического окончания периода окупаемости (даты окончания дополнительного периода предоставления льгот по налогам после завершения фактического периода окупаемости инвестиций) проводится путем составления расчета движения денежных средств с использованием методологии, определяемой в разделе II настоящего Порядка.
Дата окончания фактического периода окупаемости подтверждается Министерством экономики Республики Карелия на основании представляемых инвестором документов по расчету движения денежных средств.
О наступлении даты окончания фактического периода окупаемости (даты окончания дополнительного периода предоставления льгот по налогам после завершения фактического периода окупаемости инвестиций) Министерство экономики Республики Карелия письменно уведомляет инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту учета инвестора.
В случае если дата окончания фактического периода окупаемости наступает ранее, чем дата окончания расчетного периода окупаемости, инвестор, осуществляющий инвестиционный проект, должен представить расчет даты окончания фактического периода окупаемости не позднее, чем через месяц после наступления такой даты. Настоящее требование не распространяется на представление заключения независимого аудитора о соответствии расчетов настоящему Порядку. Заключение независимого аудитора может быть представлено до 15 марта года, следующего за годом наступления даты окончания фактического периода окупаемости.
На основании представленных инвестором расчетов Министерство экономики Республики Карелия подтверждает (не подтверждает) дату окончания фактического периода окупаемости инвестиций (дату окончания дополнительного периода предоставления льгот по налогам после завершения фактического периода окупаемости инвестиций), которая может быть откорректирована после представления заключения аудитора.
О наступлении даты окончания фактического периода окупаемости инвестиций (даты окончания дополнительного периода предоставления льгот по налогам после завершения фактического периода окупаемости инвестиций) Министерство экономики Республики Карелия письменно уведомляет инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту учета инвестора.
Инвестор, осуществляющий инвестиционный проект, утрачивает право на льготы по налогам, предоставляемые на основании законов Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" в соответствии с Инвестиционным соглашением, а также в случае, оговоренном в пункте 22 настоящего Порядка.
Датой окончания действия льготы по налогам считается первое число месяца, следующего за датой окончания расчетного периода окупаемости или, если дата окончания фактического периода окупаемости наступает раньше, - с первого числа месяца, следующего за такой датой (датой окончания дополнительного периода предоставления льгот по налогам после завершения фактического периода окупаемости инвестиций).
Из анализа действующих на дату заключения инвестиционного соглашения положений пункта 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", Постановления Правительства Республики Карелия от 26 июня 2000 года N 168-П "Об утверждении Порядка определения и контроля расчетного и фактического периодов окупаемости инвестиций при реализации инвестиционных проектов", а также из содержания инвестиционного соглашения N 9 не следует, что условием предоставления льготы по налогу на имущество в части основных средств (на срок не свыше 2 лет) является наступление окупаемости инвестиционного проекта по истечении пяти лет с даты начала фактической окупаемости проекта.
Довод налогового органа, что инвестор утрачивает возможность дополнительного использования льготы в части основных средств по налогу на имущество, предоставленной на основании Закона N 384-ЗРК и Закона Республики Карелия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия", если фактический период окупаемости не наступил в пределах расчетного периода окупаемости по истечении пяти лет с даты начала фактического периода окупаемости, отклоняется апелляционным судом.
Ограничение действия льготы сроком пять лет было установлено только с 1 января 2005 года в связи с внесением изменений в Закон Республики Карелия от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" Законом от 05.11.2004 N 14-ЗРК.
Статья 3 Закона N 384-ЗРК изложена в следующей редакции:
Установить ставки налога на имущество организаций в следующих размерах:
1) 0 процентов - для организаций-инвесторов по имуществу, создаваемому или приобретаемому для реализации инвестиционного проекта, предусмотренного им, на период фактической окупаемости инвестиций (не превышающий расчетного периода окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом, но не свыше 5 лет) в соответствии с законодательством Республики Карелия.

Датой окончания действия льготы по налогам считается первое число месяца, следующего за датой окончания срока окупаемости (но не более пяти лет).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (статья 56 НК РФ).
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В данном случае, льгота по налогу на имущество предоставляется инвесторам в целях реализации инвестиционного проекта, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более установленного законом срока.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (в редакции Закона N 717-ЗРК) срок предоставления льготы был дифференцирован: не более пяти лет по имуществу, создаваемому или приобретаемому для реализации инвестиционного проекта, и не более двух лет по имуществу, созданному или приобретенному для реализации инвестиционного проекта и предусмотренного им (в части основных средств).
С 01 января 2005 года срок предоставления льготы ограничен пятью годами.
Как установлено судом, инвестиционный проект "Лесозаготовки. Лесопильный завод. Производство компонентов мебели" по состоянию на 09.08.2009 реализован не был. Инвестиционное соглашение N 9 от 09.08.2004 на указанную дату не расторгнуто.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что общество с ограниченной ответственностью "Сведвуд Карелия" в рамках инвестиционного соглашения N 9 от 09.08.2004 правомерно применило ставку 0 процентов при исчислении налога на имущество за 9 месяцев 2009 года.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2010 по делу N А26-6370/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
БУДЫЛЕВА М.В.
Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)